Русские Вести

О море народном


"Славянские ль ручьи сольются в русском море? 

Оно ль иссякнет? вот вопрос…" 

А.С.Пушкин, "Клеветникам России" 

Федеральное послание президента России 15 января 2020 года запомнилось предложением внести изменения в Конституцию и последующей отставкой правительства Дмитрия Медведева, хотя первая, бóльшая по времени часть путинского выступления была посвящена демографическим проблемам нашей страны. Эти проблемы — общеизвестны, они давние, системные и почти безнадёжные. 

Говорить о них хочется не абстрактно, объективно и отстранённо, а в высшей мере субъективно и пристрастно, с позиций отца семерых детей, которым в настоящее время от 15 до 33 лет. То есть это уже достаточно взрослые люди, в целом позитивно социализированные, в демографически "продуктивном" или близком к тому возрасте, — но все они считают своих родителей в данном отношении "неадекватами", категорически не желая повторять наш многодетный опыт. Почему так? А потому, что "здесь и сейчас" у них для этого нет ни внешней возможности, ни, что самое главное, внутренней потребности. 

Путин в своём выступлении предложил целую систему мер материального стимулирования рождаемости, поддержки материнства и детства общей стоимостью, как заявил Алексей Кудрин, до 400-450 млрд. рублей ежегодно. Мне кажется, что в данном случае у человека, некогда признанного "лучшим министром финансов", явные проблемы со "счётом в уме". Только по изменениям условий и размеров выплаты материнского капитала, с распространением на первого ребёнка, государство дополнительно будет тратить 700 млрд. рублей. А с пособиями на детей дошкольного возраста, бесплатным горячим питанием школьников и т.д., "по кругу" выйдет больше 1,2 трлн. рублей. Это — если рождаемость останется на прежнем уровне, около 1,5 млн. младенцев ежегодно. А если она в результате повысится хотя бы на 10%, то и затраты, соответственно, увеличатся. Но не это главное. 

Вернусь к своему личному случаю, в котором денежные и прочие имущественные вопросы решающей роли не играли, никакого "спасибо" от государства Российского за нынешних его молодых граждан наша семья не получила (да и не стремилась получить) — не считая льгот по НДФЛ, то есть налогу по зарплате. Это — без всяких претензий к кому бы то ни было, кроме себя самих. Потому что, претендуя на "многодетные льготы" от государства и, тем более, получая их, ты выступаешь в роли просителя, которому нужно доказывать свой многодетный статус и свою лояльность-незлонамеренность по отношению к государству и его казне. То есть не государство нуждается в тебе, а ты нуждаешься в государстве, которому и без тебя неплохо, даже — лучше, чем с тобой и твоими детьми. Ну, была и есть такая либеральная концепция государства: "ночной сторож", — и есть известная реприза: "Что охраняешь, то и имеешь". Кто там и что говорил о коррупции и чиновном беспределе? Лучше всего было сказано в Евангелии о фарисеях: "комара оцеживают, а верблюда поглощают". Известная мантра продавцов советской торговли: "Вас много, а мы одни!" — в постсоветской России перекочевала из магазинов в министерства и ведомства. Им самим — не хватает, а тут ещё — какой-то "народ", все эти нищеброды, пашущие за 20-30 тысяч рублей в месяц… 

Исключения из общего чиновного правила, конечно, есть, и их даже не так мало, но это — не более чем исключения из правила. В целом люди государству, конечно, нужны — как "наша новая нефть", налогоплательщики, избиратели, потребители etc. Но в каждом конкретном случае — "государство не просило вас рожать", рождаться и жить. То есть "государство — это они": в лице всей "властной вертикали" сверху донизу. Они — сами по себе, а граждане — сами по себе. Но люди — существа общественные, они не "атомы"-индивидуумы, а часть "социальных молекул". "Трудовых коллективов" в современной России нет, общественных организаций, по сути, тоже нет — везде сплошные "рыночные отношения", конфессиональные структуры — да, ещё существуют и будут существовать, но там налицо другие проблемы. 

И что остаётся? Остаются, извините, архаические семейно-родовые и клановые общности, которые тоже всё сильнее размываются, но там, где они есть (на Северном Кавказе, например), с рождаемостью и естественным приростом всё более-менее в порядке. Это на уровне ощущений, но и по цифрам Росстата, в которые нетрудно заглянуть, всё подтверждается. 

Отчуждение между "властью" и обществом и внутри общества, "рыночные отношения" и связанное с ними социальное расслоение и неравенство — вот, на мой взгляд, главная причина демографических проблем России. Да, там, где социально-экономическая ситуация, благодаря природным ресурсам, развитой "столичной" инфраструктуре или федеральным трансфертам, менее напряжённая, — рождаемость оказывается выше, и даже значительно выше общероссийской, но доля этих "демографических оазисов", даже включая многомиллионные Москву и Санкт-Петербург, не превышает четверти населения страны, а три четверти регионов России — медленно, но верно вымирают. 

Зато в стране всё больше долларовых миллиардеров и миллионеров, темпы роста их популяции — самые высокие в мире: число миллиардеров с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года выросло с 74 до 110 ("плюс" 486‰), а миллионеров — со 172 до 246 тысяч ("плюс" 430‰). Лично меня почему-то не оставляет смутное ощущение, что два эти процесса: депопуляция страны и рост числа сверхбогатых россиян, — каким-то образом между собой связаны. И я даже подозреваю, каким именно: в структуре национального дохода примерно треть приходится на выплаты собственникам, треть — на долю государства, и треть — на долю лиц наёмного труда (сюда включаются и зарплаты "топ-менеджмента", которые, по-хорошему, тоже надо бы относить на долю собственников и власть имущих). 

Впрочем, даже в экономически благополучных странах "коллективного Запада", где нацдоход распределяется более "гладко", налицо такой же или даже ещё худший демографический коллапс. Его называют "демографическим переходом", но этот термин — такой же лживый нонсенс, как "отрицательный рост" или "гуманитарные бомбардировки". То есть дело не в количестве денег как таковых у той или иной "единицы общества". Дело в её системе ценностей, в её целеполагании. 

А целеполагание по факту сегодня таково: многодетность — прерогатива или очень богатых людей, или "низов" общества, рассчитывающих на выживание только благодаря госпомощи на несовершеннолетних детей. "Нормальные" же люди должны жить "для себя", с максимально возможным комфортом и единственным наследником или вообще "чайлд-фри" — "нечего нищету плодить!" Понимаете? Отрицается: по умолчанию или даже открыто, — сама необходимость человека вне процессов потребления. Мы же не творцов рожаем и растим, а "квалифицированных потребителей", которых чем меньше, тем более они "квалифицированны", а их существование — оправданно. Сначала заработай, а потом уже рожай, если так хочется, можешь себе это позволить. В результате средний возраст вступления в брак в России растёт, средний возраст деторождения для женщин растёт, и естественная убыль населения тоже растёт. Вот и потребляем, по сути, собственных неродившихся детей. И не надо кивать на снижение числа абортов — просто резко возросло применение контрацептивов, мужских и женских. 

Ребёнка мало решиться и родить — его же нужно ещё вырастить, а для этого будущие родители должны быть уверены (я про маргинальные варианты не говорю — речь идёт о "мейнстриме"), что у них будут источники дохода, достаточные, чтобы вырастить здоровых и образованных юношей и девушек, которые тоже не будут "сидеть на шее" у родителей, а будут востребованы государством и обществом в дальнейших циклах производства/потребления. Есть у современных россиян такая уверенность, не говоря уже о такой цели? Нет, её нет. Поэтому коэффициент фертильности в стране — 1,5, а целевой ориентир, поставленный президентом в Федеральном послании 2020 года — 1,7. То есть на четыре женщины сейчас приходится шесть детей, а задача намеченных государством титанических усилий на ближайшие пять лет стоимостью более 6 триллионов рублей — чтобы их стало не шесть, а семь! Это — при том, что для естественного прироста населения необходим коэффициент фертильности не ниже 2,1. 

Одними деньгами, даже большими, нужного демографического результата не добьёшься. В общем, тут не трубу — тут всю систему надо менять. Социально-экономическую систему, да. И государственную идеологию — тоже. Ту самую идеологию, которой де-юре у нас в стране вроде бы нет, а де-факто — она в каждом телевизоре, в интернете, везде: удовлетворяй СВОИ СОБСТВЕННЫЕ потребности ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, не думай ни о предках, ни о потомках, не помни прошлого, не мечтай о будущем. В общем, будь не человеком, а животным, скотом, быдлом клеймёным. 

Но, увы, человек — не совсем животное, не совсем скот и не совсем быдло. И если он чувствует счастье от того, что он — человек, часть своей семьи, своего рода, народа, всего человечества; что ему в его жизни открыто и настоящее, и прошлое, и будущее, и Вечность, — он будет продолжаться в своих детях, он захочет этого счастья и для них. Да, кроме желания родить и вырастить детей нужны ещё и социальные умения, "компетенции", говоря современным российским воляпюком, и условия для того, чтобы эти самые компетенции применить. Но без желания никакие умения и условия использованы не будут. Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — причины и оправдания. 

Возвращаясь к названию статьи: наверное, читатели заметили его "двуслойность". Народное "русское море", описанное и воспетое Пушкиным, и "мор народный", из-за которого это "море" может быстро иссякнуть, высохнуть — а негативные демографические прогнозы ООН сулят России население в 50 млн. человек к 2050 году, то есть всего через 30 лет, — вот выбор, перед которым стоит наша страна и каждый из нас. Хочешь не хочешь, а его придётся делать, и все мы его уже делаем: каждый день, каждый час нашей жизни, подаренной нам нашими родителями и всеми нашими предками. Эту "живую воду" можно передать дальше и даже умножить, а можно вылить "в никуда", в небытие. Наверное, последнее — один из худших видов предательства. 

Владимир Винников

Источник: zavtra.ru