Русские Вести

О детях индиго


Эта статья посвящена вопросу о детях индиго. 

В последние годы мы, жители России, все чаще и чаще слышим о детях индиго. Происхождение этого термина сложно. Статьями о детях индиго пестрит Интернет, множество эзотерических книг описывают нам детей индиго, детей света, жемчужных, бриллиантовых детей и прочих «драгоценных» детей. Слово «индиго», которое означает «цвет, в котором преобладает фиолетовый или сине-фиолетовый оттенок», практически отсутствует в языковом обиходе русского человека. Я сама, являясь коренной россиянкой, без словаря или соответствующих объяснений, вряд ли поняла бы значение слова «индиго». На ум мне приходят самые разнообразные ассоциации, связанные с индиго – Индия, хинди и даже дикая собака Динго. Как видно из моих первичных ассоциаций, слово это, может быть, и русское, но попало в русский язык издалека.+

Слово «индиго», на мой взгляд, – это красивая безделушка, раскрученный западный бренд, который мы покупаем, платя, образно говоря, своим золотом или рублем. Самое интересное то, что в категорию детей индиго СМИ относят практически всех талантливых и популярных детей. К детям индиго советского времени безоговорочно относят Нику Турбину, Надю Рушеву и Сашу Путря. Мне, как человеку, профессионально занимающемуся психикой, очень интересно, по каким критериям общество и пресса отбирают детей индиго, и есть ли эти критерии вообще. Второй вопрос, который меня интересует – если верить обзорам СМИ, то нашу планету практически начинает охватывать (если уже не охватила) эпидемия индиго! Куда ни кинь, всюду мы встречаемся с необычными детьми, которые ждут нашего особого внимания к их персоне, особой ответственности, и особых форм образования! Так ли это? Третий вопрос: не рискует ли общество «проглотить обманку», чрезмерно заботясь о неважном, и упуская из виду действительно важное? Четвертый вопрос: создан ли в настоящее время хотя бы один государственный, негосударственный или межгосударственный институт, занимающийся детьми индиго (их отбором, исследованием, обучением и реабилитацией в общество обычных не-индиго людей)?

Я интересуюсь вопросом детей индиго уже давно, и пришла к выводу, что почетное звание ребенка индиго любой потенциально особый малыш должен получить не просто так. В психике такого ребенка должны присутствовать необходимые качества и характеристики, позволяющие назвать его индиго. Постараюсь перечислить эти качества и дать им свою субъективную оценку.

Первое качество, широко освещенное в СМИ – это «наличие фиолетового цвета (или его оттенков) в ауре ребенка». Сразу оговорюсь, что этот критерий очень ненадежен, поскольку, во-первых, ауру видят далеко не все из нас, а экстрасенсы могут видеть ауру по-разному (в силу различного уровня своих способностей и субъективизма трактовок увиденного). Во-вторых, известен тот факт, что цвет ауры сильно подвержен изменениям психофизического состояния человека (эмоционального фона, болезни и т.п.). Я не удивлюсь, что у ребенка с ограниченными психическими способностями вполне может быть фиолетовая аура (более или менее часто).

Второе качество – « ребенок индиго должен быть не по годам мудр». Это очень важный признак, но для того, чтобы его оценить, необходимо наблюдать ребенка в обыденной жизни как минимум два-три года. Я знаю случай из личного опыта, что ребенок, подающий надежды стать индиго, через несколько лет своего естественного развития стал не просто обычным, а даже «ниже среднего». Куда делась его индигость, остается только предполагать. Важно, чтобы мудрость ребенка была стойкой и длительной во времени.

Третье качество – «ребенок индиго должен быть духовен в популярном смысле этого слова – заботлив, нежен, сострадателен, ответственен, искренен и внимателен». Как следствие – ребенок индиго не может быть алкоголиком, наркоманом, курить сигареты, резать себе вены и прыгать, например, с балкона для того, чтобы совершить суицид.

Четвертое качество – «он должен быть талантлив». Здесь я не соглашусь с этим распространенным мнением. Конечно, замечательно, если ребенок индиго талантлив, но отсутствие таланта не помешает ребенку индиго оставаться самим собой. Более того, огромное количество талантливых детей вовсе не являются детьми индиго. В качестве примера я приведу судьбу Ники Турбиной, которую современная пресса называет ребенком индиго советского времени.

Ника Турбина родилась в 1974 году в Ялте. Рассказывают, что девочка еще в два года поставила свою бабушку в тупик вопросом: а есть ли душа? Ника болела бронхиальной астмой в тяжелой форме, боялась уснуть из-за приступов удушья. Ночью она сидела в постели, обложенная подушками, хрипло дышала и лепетала что-то на своем языке.

А потом эти слова начали складываться в стихи. Ника звала взрослых и требовала: "Пишите!". Голос, который диктовал ей строчки, девочка называла Звуком. Позже в интервью Ника признавалась: "Стихи приходят внезапно. Когда сильно больно или страшно. Это похоже на роды. Поэтому мои стихи несут в себе боль".

Мама девочки демонстрировала ее поэтический талант гостям дедушки Ники – крымского писателя Анатолия Никаноркина. В его ялтинском доме часто гостили московские поэты и писатели. Когда Нике было семь лет, ее стихи удалось передать Юлиану Семенову. Он прочитал и воскликнул: "Гениально!". По просьбе Семенова к Турбиным приехали журналисты. А 6 марта 1983 года в печати впервые появились стихи Ники.

Девятилетняя школьница познакомилась с Евгением Евтушенко, который поспособствовал стихотворной "карьере" девочки. Он помогал организовать ее поездки по стране, выступления на поэтических вечерах. Ее называли "поэтическим Моцартом". В 1984 году, благодаря Евтушенко, вышел сборник стихов Ники "Черновик", а фирма "Мелодия" выпустила пластинку с ее стихами. Советский детский фонд выделил Нике именную стипендию; ее работы перевели на двенадцать языков.

Ника собирала аншлаги в городах Союза, Италии, США. В Венеции на фестивале "Земля и поэты" Турбиной вручили престижную премию в области искусства – "Золотого льва". 12-летняя девочка стала второй, после Анны Ахматовой, русской поэтессой, удостоенной этой награды.

В конце 80-х Ника пережила первый творческий кризис. В стране в разгаре была перестройка, мама девочки во второй раз вышла замуж. Ника искала себя: в 1989 году она сыграла роль трудной девочки, больной туберкулезом, в фильме "Это было у моря", согласилась на откровенную фотосессию в "Плейбое". В середине 90-х "прогремела" скандальным интервью, в котором заявила, что Евтушенко ее предал, а позже взяла обидные слова назад, объяснив их юношеским максимализмом.

"Если человек не полный идиот, у него бывает изредка депрессия. Иногда просто хочется уйти, закрыть за собой дверь и послать всех к черту", – говорила Турбина. Она боролась с одиночеством по-своему: убегала из дома, пила снотворное, резала вены. Чтобы самоутвердиться, в 16 лет вступила в гражданский брак в 76-летним профессором из Швейцарии, итальянцем по происхождению.

Отношения продлились недолго – Ника вернулась в Москву, где уже почти никто не помнил про "поэтического Моцарта". Она встретила свою первую любовь и, окрыленная, поступила во ВГИК, где училась у дочери Александра Галича Алены, которая стала ее подругой. Несмотря на отчаянные попытки вытащить Турбину, ее отчислили за неуспеваемость с первого курса.

После разрыва с любимым человеком, Ника сильно пила, нашла нового мужчину, бизнесмена, но отношения с ним продлились недолго – он поместил ее в психиатрическую клинику, из которой ей помогла выбраться Алена Галич. 15 мая 1997 года Ника спрыгнула с балкона. У нее оказались сломанными оба предплечья, раздроблены тазовые кости, сильно поврежден позвонок. "Сначала даже жалела, что осталась жива: столько боли перенесла, столько разочарования в людях… А потом стала себя ценить, поняла, что я еще что-то могу", – призналась девушка.

Ника перенесла двенадцать операций, ей поставили аппарат Елизарова и заново научили ходить. Она вновь стала популярной – после трагического случая журналисты вспомнили о поэтессе. Но ей нужен был человек, за которым она была бы как за каменной стеной… Увы, такого не нашлось. 11 мая 2002 года Ника вновь выбросилась с балкона пятого этажа. Она погибла в 27 лет.

Восемь дней тело Ники пролежало в морге института Склифосовского, никем не опознанное. Ранее поэтесса просила ее кремировать – друзья попрощались с ней прямо в больнице, думая, что кремация пройдет именно там. Но крематория там не было, и в последний путь Турбину проводили рабочие, злые за то, что им не доплатили за дополнительные работы.

Позже Алена Галич добилась, чтобы Нику отпели в храме и похоронили на Ваганьковском кладбище, напротив могилы Игоря Талькова. То, чего Ника всегда боялась, и от чего бежала – одиночество – преследовало ее и после смерти.

Как видно из этого сюжета, Ника не имела большей части качеств ребенка индиго, а имела лишь одно качество – это талант. Она, как и множество талантливых детей, стала своеобразной заложницей ценностей своей эпохи, жила страдальчески и погибла в одиночестве, в расцвете своих лет.

Пятое качество – «ребенок индиго не должен ограничиваться только совей духовностью и высоконравственностью. Он, по сути, должен являться представителем новой грядущей более совершенной цивилизации». Именно поэтому настоящие дети индиго являются истинными реформаторами нашего устаревающего мира в глобальном плане. Всех их тревожат судьбы планеты Земля (проблемы техногенных катастроф, социальные, политические и экологические кризисы и пути их решения). Многие дети индиго являются первооткрывателями, новаторами в определенных отраслях науки. Но проявление новаторских способностей вовсе не обязательно. Духовное, психологическое реформаторство детей индиго гораздо важнее.

Шестое качество – «ребенок индиго должен быть странным, несколько интровертированным и аутичным, или, наоборот, экстравертированным и демонстративным, что обязательно приведет к проблемам его взаимодействия с социумом». Здесь я могу согласиться с этим мнением лишь частично. Конечно, необычно развитый интеллект, богатая интуиция и особый сверхчувственный опыт не могут не делать этих детей необычными. Но чем более уязвим такой ребенок, тем менее он индиго. Я убеждена, что индигость – это феномен, который в чистом виде не должен нести ребенку личностное страдание и психологическую уязвимость. Но очевидно мы имеем множество вариантов неудачной индигости, то есть тех детей, психика которых нестабильна, но имеет в себе потенциальные черты ребенка индиго. Помните, как в фильме «Чужие» с Сигурни Уивер были показаны более или менее удачные результаты клонирования Рипли с Чужим? Ребенку индиго, страдающему от самонепонимания, от непонимания со стороны окружающих, нужна точно такая же психотерапевтическая помощь и поддержка, как и обычному ребенку. В какой-то степени помочь ребенку индиго в плане психотерапии будет даже более сложно, чем обычному пациенту, ведь психика индиго полна загадок и тайн.

Каминская Елизавета Викторовна, врач-психотерапевт.

Источник: www.kramola.info