Русские Вести

О царях и героях


В связи с недавним опросом, показавшим рост популярности фигуры Сталина: есть интересное и очень глубокое разделение ещё с античных времён: цари и герои. Вот не полагается царям быть героями, развели эти понятия. Герой — он где-то рядом, он возле царя или против царя, или вместе — не суть важно, но важно, что это не одна фигура, не одна роль. А вот мы сейчас в силу исторических особенностей можем нарушить эту давнюю традицию.

Фигура Сталина — это во многом герой, а не царь. Прям ей богу, как послушаешь — ну просто 12 подвигов Геракла! Война с нерадивыми элитами («не было неприкасаемых»), создание атомной бомбы, победа в войне, всеобщее образование (ну просто Прометей с его огнём)... Формально всё это вроде бы звучит как результаты государственной деятельности, но феномен сталинской фигуры и его подвиги — они выбиваются из череды просто правителей России, это уже правда очень близко к характеристикам героя, а не царя, правителя.

У нас вообще образовался дефицит героев. Не выдающихся государственных деятелей, не музыкантов-учёных, не генералов-молодцов, а именно героев. Кстати, то, с каким воодушевлением встречаются новости про лейтенанта Прохоренко («Вызываю огонь на себя»), майор Филиппов («Это вам за пацанов»), лейтенант Нурбагандов («Работайте, братья») — всё это очень показательно.

В этом плане правильно поступали при СССР, тогда не скупились создавать героев: герои-полярники, которые открывали и изучали Арктику, которая нам сейчас может многое дать; герои труда (хотя эти истории и были осмеяны потом, но то потом и во многом зря); и всё это не говоря о героях Великой Отчественной. Даже после всего осмеяния, которое обрушилось на них с конца 80-ых, не удалось сбить ореол уважения и славы, которыми были окружены эти люди. И это не потому, что плохо старались грязью закидать, а потому, что не удалось в итоге это сделать.

А теперь как-то с героями не густо... То ли скепсиса в обществе прибавилось, то ли власти «стесняются», боятся обвинений в пропаганде и бравурности...

Факт в том, что если не дают людям героев здесь и сейчас, то они ищут и находят героев там и тогда!

Кстати! Любимая тема всех мифов о героях — это несправедливая опала, попытка героя оболгать, очернить его подвиг интригами и злословием. В общем, не только победы и подвиги, но и — несправедливые страдания! Всё это очень часто сопровождает канонического героя.

И в этой связи я всё больше нахожу в том, как воспринимают Сталина люди, отзвуки не восторга царём-Сталиным, а уже героем-Сталиным! Он совершил подвиги, а злодеи клевещут и злословят, пытаются лишить заслуженной славы и народной любви... А народ-то любит! Народ не отдаёт своего героя злодеям. Это мифология тонкая, подспудная.

Что, ребятушки, хотели поговорить о «глубинном народе»? Вот вам и глубинный народ! И его герои, которых никак вы не выковыряете из памяти и души глубинного народа.

Есть важная роль у героя, которая важна помимо совершения восхищающих людей подвигов:

Герой восстанавливает или устанавливает справедливость.

Дааа, это страшненькая история для власти в любые времена! Именно поэтому царь и герой — фигуры не совпадающие! Зачастую герой даже идёт против власти, бывает и такое. Кстати, потому Сталин и герой, что карал элиту мама не горюй.

Но есть одна проблема, которую упускают из виду:

Лучше дать героев-полярников и героев труда, лучше дать героев в истории, чем оставить народ вовсе без героев. Потому что... почему? Правильно! Потому что в тоске по герою народ может породить их сам!

В лучшем случае — народ просто «назначит» кого-нибудь героем. У нас при СССР народ обильно «назначал» заочно героями всяких «героических» диссидентов, которых даже не знал. Потому что любят люди чтобы были герои, которые борются за справедливость.

А вот в худшем случае герои могут прийти по-настоящему. Почему в худшем? А они весьма неприятные ребята зачастую, эти герои. Почитайте мифы и легенды хоть античные, что наши добрые народные сказочки. Подвиг — это на войне хорошо, а посреди мирной жизни подвиг может таким ой-ёй-ёем обернуться... Хотите пример?

Химейер, который разнёс на своём бульдозере маленький городок

Классическим героем был Химейер, который разнёс на своём бульдозере маленький городок. Не все знают, что после этого городок так и загнулся: причинённый ущерб возместить не смогли, из городка потихоньку разъехались люди, стало одним «городом-призраком» больше...

Справедливость — она штука такая... Другим известным героем, любившим справедливость, был Роршарх :))) Там же была сказана отличная фраза:

«Справедливость настигнет всех нас... Не важно, за что!»

Он вообще был не любитель считать щепки и «сопутствующий ущерб», потому что это же пустяки, если надо восстановить справедливость и наказать злодеев.

Я бы рекомендовал властям задуматься, потому что я не знаю, дождёмся ли мы Гераклов и Одиссеев, а вот Химейеров и Роршархов можем дождаться запросто! Да собственно...

Уже мелькают новости, как бизнесмен годами вынашивал месть, а потом пошёл и застрелил мэра-обидчика, и другие подобные истории. А как часто истории после ДТП с обнаглевшими «шишками» уже балансируют на грани самосуда прямо на месте происшествия?

Большой вопрос даже, что хуже: парочка всенародных революционеров-борцов за справедливость, или сотни маленьких мстителей, которые будут понимать справедливость очень своеобразно, но действовать при этом решительно...

Альберт Нарышкин

Источник: zavtra.ru