Русские Вести

О частной собственности, душе, идеологии, моральных и нравственных ценностях


В конце 80-х годов прошлого века, когда верхушка КПСС стала вырождаться, появилась модная тенденция уповать на развитие института частной собственности. В нее верили, как в панацею всего и вся. И никто не задумывался, а что это, частная собственность, как она влияет на человека, что становится с духовностью при контакте с частной собственностью? Вопрос отнюдь не праздный, его изучали как философы и ученые, так и лучшие умы церкви.

Что такое частная собственность, благо или зло в современном мире?

Собственность – это кража

Говоря юридическим языком, это одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства. Что ж, отлично, ничего страшного не случилось, все хорошо и приятно.

Для понимания роли данного вида собственности, необходимо понять, откуда она взялась в нашем бренном мире. Есть замечательная по научному содержанию работа Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Читать ее невероятно трудно или даже скучно. Но ведь никто и не обещал вам роман Бушкова или опус Улицкой.

Там надо не просто читать, там надо думать. А вот с этим часто не везет. Эрудиция не поможет, помогут только методы анализа, а это ох как нелегко, когда в книге сплошным потоком идут всякие племена, родственные связи и тому подобное. Поэтому, если сил хватает только на перелистывание гламурных журналов, то останется только развести руками.

Согласно Энгельсу, частная собственность, классы и государство существовали не всегда, а возникли на определенной ступени экономического развития. В первобытном обществе, когда уровень производительных сил был крайне низким, все было общим. Но с течением времени, с приходом железа, стали накапливаться некоторые излишки, и постепенно стал складываться класс собственников, который эти излишки себе стал присваивать.

Естественно, это не могло всем нравиться, особенно тем, кто эти излишки уже не мог получить. А вот те, кто эти излишки стал себе присваивать, стали искать формы и методы для того, чтобы эти накопления не перешли в руки остальной части общины, следовательно – потребовался аппарат насилия. Так возникло государство.

Разумеется, изложение этого процесса весьма и весьма упрощенное. В книге Энгельса эти этапы рассматриваются подробно и подкреплены множественными фактами.

Главное для нас – это то, что частная собственность изначально возникла как продукт социального и классового неравенства, для полноценного существования которой, потребовался аппарат подавления, то есть государство. А уж каким может быть государство, мы видим в истории нашего человечества. Причем формы государства разнились в зависимости от уровня развития как производительных сил, так и науки и религии. Но сущность была одна – сохранение материального и социального неравенства. За одним-единственным исключением – когда в России свершилась Великая Октябрьская революция, уничтожившая институт частной собственности, заменив ее на личную.

В современном мире подавление социального неравенства приняло более мягкие формы, но не всегда и не везде. Капитализм не может быть добрым дяденькой, этаким Санта-Клаусом с мешком подарков за спиной. Именно запрет частной собственности является смертельным врагом капитализма, как раз потому возникает звериная ненависть ко всему советскому, поскольку социализм уничтожил эксплуатацию человека человеком.

В Конституции 1936 года было сказано, что крестьяне и ремесленники могли владеть «мелким частным хозяйством», основанном на личном труде и исключающем наем других людей. А вот в Конституции 1977 года понятие частной собственности исчезло окончательно. Теперь имущество не могло использоваться для извлечения нетрудовых доходов.

Понимаете разницу?

Частная собственность предназначена для извлечения нетрудовых доходов (не станете же вы утверждать со всей серьезностью, что Чубайс, Дерипаска, Ковальчуки, Ротенберги и иже с ними, плодотворно трудятся на наше с вами благо?), а личная нет. В современной России, частная собственность защищена законом, как самое святое на земле, получив название священного принципа. Все делается для неё и ради неё. Всё остальное – лишнее, в особенности мораль и совесть. Помните изречение: ничего личного, это бизнес?

Кто-то из великих людей сказал однажды: «Собственность – это кража», а вот любимец и духовный наставник либералов Иван Ильин в своей работе «Путь духовного обновления» писал:

«Обосновать частную собственность значит показать ее необходимость для человека, ее жизненную целесообразность и ее духовную верность. Это значит указать те существенные свойства человека – естественные, инстинктивные и духовные, – в силу которых частную собственность нужно принять, признать, утвердить и оградить. Однако это не значит одобрить и оправдать всякое наличное распределение имущества и богатства. Обыкновенно эти два вопроса смешиваются, что совершенно недопустимо.

Институт частной собственности может быть необходим, целесообразен и верен; но наличное распределение имущества может быть неверным и жизненно нецелесообразным. Необходимо, чтобы вещи принадлежали людям с такою полностью, исключительностью и прочною обеспеченностью, которая вызывала бы в душе каждого полную и неистощимую волю к творческому труду».

Вот так и никак иначе! Частная собственность, оказывается, необходима человеку! А еще дальше Ильин уверяет, что:

  • 1. Частная собственность соответствует тому индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Она идет навстречу инстинктивной и духовной жизни человека, удовлетворяя его естественному праву на самодеятельность и самостоятельность.

  • 2. Частная собственность вызывает в человеке инстинктивные побуждения и духовные мотивы для напряженного труда, для того, чтобы не щадить своих сил и творить лучшее. Она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу и тем укрепляет характер.

  • 3. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям, к вещам и к земле, желание вложить в хозяйственный процесс свой труд и свои ценности.

  • 4. Частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, свой очаг и родину. Она выражает и закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура. Она единит семью, вовлекая ее в собственность. Она питает и напрягает государственный инстинкт человека. Она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному приятию природы и мира.

  • 5. Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго разделять «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданственной самостоятельности, верный подход к политической свободе.

  • 6. Наконец, частная собственность воспитывает человека к хозяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу: ибо каждый собственник, богатея, обогащает и свое окружение, и самое народное хозяйство: и конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства. И путь к организации мирового хозяйства идет не через интернационально-коммунистическое порабощение, а через осознание и укрепление той солидарности, которая вырастает из частного хозяйства.

Попробуем разобраться во всех пунктах.

Если частная собственность идет навстречу духовной жизни человека, то как объяснить все те преступления, которые связаны с частной собственностью и капиталом? Неужели войны развязывались только лицами, лишенными собственности, а богатеи не при делах?

Или уничтожение исторических и культурных ценностей в угоду постройки всяческих бизнес-центров, магазинов и так далее проистекает от слоев населения, лишенных всякой собственности? А истребление целых народов происходило вопреки воле царей, императоров и буржуев?

А в мелком масштабе, разве мало примеров, когда ради обладания собственностью, совершаются подлоги, мошенничества, убийства, рейдерские захваты? Или они так же нравственны, как сам капитализм?

Да что там, если сравнить социализм и капитализм, то сравнение окажется не в пользу последнего, поскольку некоторые формы преступности появились и расцвели только в эпоху капитализма, например, создание ОПГ, непотизм, рэкет. Так что, друзья мои, духовностью тут даже не пахнет.

Что лучшее создает частная собственность?

Если имеются в виду разные развлекательные центры, заводы, пароходы, то это всего лишь накопление материальных ценностей, инстинктивно человек стремится забрать себе результаты труда, духовное не может возникнуть на основе частной собственности. Только когда возникает желание блага для общества, только тогда человек начинает задумываться о духовном начале. Недаром Христос выгнал торгующих из храма, ибо нажива и духовность не совместимы. Но современный мир растоптал понятия морали, ради прибыли можно уничтожить сотню человек, как на Саяно-Шушенской ГЭС.

Соглашусь с Ильиным только в одном – частная собственность действительно развязывает хозяйственную предприимчивость и тем укрепляет характер. И только.

Как может частная собственность рождать доверие к людям? Если капиталист, олигарх и банкир станут работать на доверии, то они в момент вылетят в трубу. И не только в России, но и на просвещенном добром Западе, на который так любят молиться наши демократы. Вспомним всевозможные финансовые пирамиды 90-х годов ХХ века, ограбление народа при помощи ваучеров, наконец, обесценивание и исчезновение всех денег на счетах простого человека в Сбербанке. О каком еще доверии может идти речь?

То же самое относится и к патриотизму, религиозному восприятию мира. Много ли российских олигархов, ограбив массу народа и вывезя свой капитал за границу, стали патриотами страны? Сколько долларов они вложили в развитие науки, образования, медицины? А может, они денно и нощно думают, как бы им, патриотам, облагородить, обустроить и возвеличить Россию? Все, что мы наблюдаем, это очереди в европейские суды, где они слезно молят принять их как своих, буржуинских.

Последний пункт особенно интересен.

Оказывается, только частная собственность может воспитать духовно обогащенного гражданина, радеющего об обществе. Ну прямо как те же депутаты из Нефтескважинска, которые все о России думают. На самом деле частная собственность приучает человека к обособленности, к тому, что «мое» – это «мое», а попробуй сунься, я тебе, исходя из моей христианской добродетели, брюхо вилами проткну. Частнособственническое сознание – это синоним хуторского мышления, где понятие Родины ограничивается пределами своего хуторка, своими свинарниками, коровниками, курами и вилами. Все остальное – чуждо, непонятно, а значит – враждебно и подлежит уничтожению.

Вера в святость и необходимость частной собственности, закономерно привела Ильина к прославлению и оправданию национал-социализма. Поскольку именно фашизм и нацизм наиболее ярко олицетворяют сущность частной собственности в ее абсолютной форме. Недаром П. А. Столыпин мечтал искоренить общинное сознание и создать класс хозяйчиков, которые ради своей выгоды пойдут на любое преступление.

Именно частная собственность являлась и является источником большинства преступлений, совершавшихся когда-либо на земле. Деньги и частная собственность, призванные якобы обеспечивать свободу интеллектуального и духовного развития, на самом деле обеспечивают их обладателям лишь вседозволенность в нравственных и криминальных преступлениях. Если посмотреть на современную юстицию и на то, как легко выходят сухими из воды преступники, владеющие миллионами, можно легко понять роль и суть частной собственности.

В результате не только крупная буржуазия, но и средний класс, который поставил себе исключительной целью достижение личного благополучия, и для которых верхом духовности является идеал мещанства, легко продадут убеждения и совесть, назвав это всего лишь выгодной сделкой, и убедят самих себя, что работают при этом на благо общества.

А сейчас предлагаю совершить небольшой экскурс в недавнюю историю и ознакомиться с моральным кодексом строителя коммунизма. Его полный текст включает в себя следующие положения:

  • 1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

  • 2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

  • 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

  • 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

  • 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

  • 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

  • 7. Честность и справедливость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

  • 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

  • 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

  • 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

  • 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

  • 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

И теперь скажите, что там плохого? Ладно, сделаем реверанс в сторону ненавистников коммунизма и СССР, уберем коммунистическую пропаганду, СССР, но ведь все равно остается главное, то, что делает человека человеком. И сравним этот кодекс с 10 заповедями Божьими. Их тоже даю в полном виде:

  • 1. Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

  • 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

  • 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

  • 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

  • 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

  • 6. Не убивай.

  • 7. Не прелюбодействуй.

  • 8. Не кради.

  • 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  • 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Неверующие могут убрать те пункты, которые говорят о Боге, но, опять же, что остается?

В остатке только нравственное и духовное. И ни в кодексе, ни в заповедях не говорится о праве человека угнетать других ради получения прибыли. Вещи по своей природе – общие, они – не ваши, они – от Бога. Поэтому отношение к частной собственности – резкое и беспощадное осуждение. Особенно в ранней христианской письменности I–IV веков. Таков был, например, Симеон новый Богослов. В своем Девятом Огласительном слове он прямо писал:

«Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит.

Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было».

Но есть более важные слова, сказанные самим Христом, который прямо и недвусмысленно сказал:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».

В Евангелии от Луки Христос снова говорит о несовместимости частной собственности и нравственности:

Некто из народа сказал Ему. Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

Как пишет Николай Сомин,

«процесс стяжания, нарастая как снежный ком, приводит к духовной катастрофе, когда человек окончательно подпадает под власть мамоны и теряет человеческий облик. Получается, что вопреки «общепринятой» теории, которая разводит любостяжание и собственность, они психологически оказываются неразделимыми. Богатый именно своим богатством демонстрирует свое любостяжание».

И желающий вести бизнес на основе морали (христианской, мусульманской, буддийской или иной) неизменно потерпит поражение в реалиях нашего общества.

Вернемся к кодексу и к десяти заповедям.

Отсутствие идеологии

Если внимательно сравнить оба кодекса, можно увидеть много общего. На первый взгляд и христианство, и коммунизм в своей теории ставят на первое место человека. Священник меня поправит, что на первом месте должен быть Бог, и я непременно с ним соглашусь. Но, поскольку статья написана не только для тех, кто верит в Иисуса Христа, но и для тех, кто верит в Аллаха или Будду, либо вообще отрицает существование Бога, то я вынужден говорить о том минимуме, который должен быть свойственным любому человеку, вернее – тому, кто имеет право называться человеком. А это право дается не изначально.

Человек приходит в этот мир, не умея ни говорить, ни писать. Кем он станет в своей жизни, зависит от его родителей, затем школы и окружающей его среды. Неслучайно молодые люди, которых почему-то стали называть «золотой молодежью» (а я бы их назвал отбросами общества, не всех, разумеется, под одну гребенку), отпрыски олигархов, банкиров, топ-манагеров и прочих хозяйчиков, ведут себя так, словно мир создан для них одних, что они имеют право распоряжаться нами, как быдлом, да на самом деле они нас и считают быдлом, недостойным лизать их ноги.

Самоуверенность, бахвальство, жадность, стяжательство, наглость расцвели в них пышным цветом (чуть не сказал, что в душе, а откуда душе взяться у этих гламурных?), словно иллюстрируя русскую пословицу, что яблоко от яблони недалеко падает. Именно неприкосновенность их отцов и матерей, воспитала в них замашки барчуков и Иванов, родства не помнящих.

Сейчас нет скрепляющего стержня, который превратил бы население России или, по крайней мере, большую его часть в единый организм. Иными словами, отсутствуют духовные и идеологические скрепы. За 25 лет, прошедших со дня государственного переворота, страна скатилась к культурному и нравственному обнищанию.

Может быть, коммунистическая идеология чересчур присутствовала в каждой сфере жизни народов Советского Союза, мы порой смеялись над длинными речами стареющего генсека партии Л. И. Брежнева, но при этом все мы ощущали себя частичкой единого целого. Страна не может существовать без идеологии. Иначе она неизбежно скатится в хаос. Падение империи или страны начинается с малого – расшатываются национальные, духовные и интеллектуальные устои. А потом начинается неизбежная деградация.

Опасно ли то, что у нас отсутствует государственная идеология?

Ответ может быть только один – да, опасно. Поговорка гласит, что свято место пусто не бывает. И если на государственном уровне нам никто не хочет объяснить и разъяснить, как себя вести в данном обществе и как оно устроено; если не указывается настоятельная необходимость дать нравственные ориентиры, определить, что есть «добро» и «зло»; если пропала потребность в служении высокой идее; если убрали цель общества, то неизбежно наступают разброд и шатания, которые некоторые ошибочно считают свободой выбора.

Произошло разрушение одной идеологии, с заменой ее на идеологию жвачки, попсы, стрингов, проституции. Деятели церкви при поддержке либерастической тусовки и зажравшихся буржуев требуют похоронить Ленина, а мавзолей снести, маскируясь при этом якобы христианскими догмами. Мол, захороним Ленина, и все устаканится. Нет, граждане хорошие, не устаканится. Ваше желание похоронить Ленина вызвано отнюдь не христианскими канонами – вспомним, тело великого хирурга Н. Н. Пирогова до сих покоится в городе Винница, и ни один священник даже не заикнулся о неподобающем.

Современное поколение приучилось думать только о себе. Вирус жутчайшего индивидуализма поразил почти всех. Когда господствует идеология потребительского общества, пропагандирующая извращённое желание наслаждаться любой ценой, то она овладевает человеком в мгновение ока. Вспомним, дорогой читатель, бессмертное определение дьявола Высоцким:

«Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а дракон о трёх головах, и головы эти – хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла».

И как нельзя оно соответствует истине. Все, кто предал партию и Родину в 1991 году, все они были поражены жадностью и предательством. Дьявол никогда не оставит своих жертв.

О нравственности

И в заключение несколько слов о нравственности.

Современное общество далеко ушло по пути прогресса, вместе с развитием технологическим шло и интеллектуальное. Расширение свобод неизбежно приводило к тому, что истинные ценности постепенно стали заменяться целями, близкими по внешним признакам, но диаметральными по своей сути. Внутренняя свобода человека стала рассматриваться не как дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра, а как состояние вседозволенности, когда все можно, особенно за большие деньги.

Или когда на первый план встает только собственное «хочу». Как результат, исчезла нравственность, а на ее место заступили жадность, распущенность, эгоизм, стяжательство. Способность совершать нравственные поступки почти исчезла, уступив место греховному восприятию жизни. Все это творится под лозунгом обретения свободы.

Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнем его населения.

Как улучшилось и оздоровилось наше общество за 30 лет, прошедшие после государственного переворота?

В СМИ и культуре продолжается беспрецедентное нарушение нравственных норм и запретов, падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи, мы живем в обществе корысти и бездуховности, идет интенсивная экспансия уголовно-криминальной субкультуры.

Церковь, которая по своей основополагающей идее должна являть собой пример духовности, все больше вторгается в государство.

Из традиций высокой культуры и повышенного внимания к духовно-нравственным вопросам страна шагнула в трясину безнравственности и бездуховной жвачки, которая настолько проникла в сознание современной молодежи, что мерилом веры для них стали лишь внешние атрибуты: кресты, посещение церкви время от времени, туристические поездки на святые места для создания селфи и так далее.

Есть один пикантный момент в истории церкви. В царской России церковь (все конфессии, кончено же) всегда защищала интересы самодержавия. И национализация земли разом лишила конфессии источников дохода. Я сторонник того, что у церкви должны быть свои средства для получения источников дохода, священники такие же люди, как мы с вами, им тоже надо есть и пить. Но, владея гигантскими земельными участками, конфессии попросту паразитировали на труде крестьян. И лишение такого легкого источника существования, неизбежно привело церковь в лагерь контрреволюции.

В январе 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака на борьбу с безбожными большевиками. Адмирал Колчак объявил крестовый поход. У него собралось более 3,5 тысячи православных священнослужителей, в том числе 1,5 тысячи военного духовенства. По инициативе Колчака были сформированы отдельные боевые части, состоящие только из церковнослужителей и верующих (включая старообрядцев), чего не было у Корнилова, Деникина и Юденича. Это Православная дружина «Святого Креста», «333-й имени Марии Магдалины полк», «Святая Бригада», три полка «Иисуса Христа», «Богородицы» и «Николая Чудотворца». Вот вам и любовь к врагам вашим!

Нравственность и мораль в современном российском обществе уже давно перестали быть движущими началами человека. Налицо открытое падение нравов, поддерживаемое государством, ибо толпой управлять намного удобнее, чем здравомыслящими людьми.

Нравственность и бизнес не могут существовать вместе. Поскольку бизнес и рынок вытесняют совесть, нравственные ценности, мораль и духовность на обочину жизни, как факторы, мешающие грабить, воровать, давать взятки, убивать, взращивать и поощрять проституцию.

И что бы ни говорили защитники капитализма с их общечеловеческим оскалом, но все, что мы получили за неоправданно жестокие экономические реформы Ельцина-Гайдара-Чубайса, за продолжающийся курс разделения общества на сословия и касты, за установление двойной морали – одна для бедных, другая для богатых – это уничтожение прежнего нравственно-психологического мира человека.

И если советская власть признавала преемственность морально-этических норм, как результата исторического и духовного развития, выбирая из него самое лучшее, то современное общество, ведомое бывшими членами КПСС, избрало курс на истребление не только исторической памяти народа, но и на его культурную, духовную и моральную деградацию, на подчинение духа брюху.

Но кто знает, может быть, именно СВО станет тем самым хирургическим ножом, который вырежет раковую опухоль безнравственности и деградации?

Андрей Бирюков

Источник: topwar.ru