В минувший четверг, 14 мая, в книжном магазине «Библио-Глобус» (Москва) состоялась презентация книги «Нравственное государство. От теории к проекту». Итог своего многолетнего труда - проект государства, формирующего нравственного человека и нравственное человеческое сообщество - представила группа авторов, работавшая под руководством генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессора Степана Сулакшина: зам. генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии д.ист.н. Вардан Багдасарян, Максим Вилисов, Маргарита Нетесова, Елена Пономарева, Елена Сазонова и Валерия Спиридонова.
Перед официальной частью презентации состоялась дискуссия по основной теме «Что такое «Нравственное государство» - терминологический казус или грядущий этап эволюции?». Мероприятие привлекло и посетителей магазина, заинтересовавшихся предложенной темой и принявших участие в презентации и в обсуждении. В его рамках поднимались общие вопросы и проблемы государственного строительства, высказывались мнения как солидарные идеям авторов книги, так и противоречащие им.
Открывая дискуссию, ее ведущий, к.ф.н. Сергей Шаракшанэ заявил, что такая тема, как «Нравственное государство», не может не интересовать каждого из нас. Естественно, что наличие или отсутствие нравственности определяется не законом, а менталитетом, сложившейся в обществе системой ценностей. Собравшиеся обсудили основы, на которых должно базироваться нравственное государство, вспомнили историю создания современной российской Конституции, начиная от эпохи после Великой Отечественной войны и заканчивая ее последней редакцией времен Бориса Ельцина. Затем дискуссия плавно перетекла к обсуждению контуров нового постлиберального государственного устройства России. Ведь именно этой проблематике посвящен труд, представленный на суд читателей.
Для кого и для чего была написана книга? На этот вопрос в ходе своего выступления рассказал руководитель коллектива ее авторов, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин.
Наша книга, рассказал он, это, своего рода, интеллектуальное восстание против имеющейся сегодня российской реальности. Главный вопрос, на который отвечают авторы: а что же такое – нравственность? Всем это, казалось бы, понятно, но объяснить не может никто. Но в представленной книге этот вопрос решен: нравственность это абсолютная идеальная характеристика человека, человека истинного, категориального, именно такого человека, который имеет полное право так называться.
Авторы восстали против общепринятых расхожих взглядов на функции государства как машины по оказанию услуг и обеспечения безопасности граждан, продекларировав, что государство - это социальная оболочка, которую люди создали именно для того, чтобы быть людьми и реализовывать совестное кооперативное бытие, а не вести борьбу за выживание.
Может ли быть государство нравственным, поставил С. Сулакшин перед собравшимися вопрос. И ответил – да. Государство, по аналоги с человеком, такой же субъект, который живет и функционирует среди себе подобных. И, как и любой субъект, наделяется антропоморфными свойствами и может вести себя абсолютно по-разному. Государство, отвечая за все сферы жизни человека, может генерировать в нем нравственное начало - такие качества, как любовь, милосердие, труд, творчество, ответственность. Именно такое государство и называется нравственным. Современную Россию назвать ни правовой, ни социальной, ни нравственной нельзя никак. Но Россия будущего, постлиберальная Россия – не только большая и светлая мечта, а вполне реальный проект, подкрепленный жизнеспособными научными моделями государственного проектирования, уверен профессор.
В процессе работы над книгой, рассказал С. Сулакшин, авторы изучали, в том числе, и святоотеческие тексты, и тексты всех мировых религий. Интеграл высших ценностей, представленных в этих текстах, и тех ценностей, которые человечество издревле несет по своей истории, по сути, один и тот же. И он совпадает с тем абсолютно секулярным набором высших ценностей российского государства, которое авторы книги заложили в качестве основы в проект будущего нравственного государства и будущей Конституции.
«Категория нравственного государства, - продолжила научный сотрудник института философии РАН д.фил.н. Валерия Спиридонова, - издавна присутствовала в историко-философской и историко-политической мысли. Для современного человека словосочетание «нравственное государство» кажется парадоксальным. Мы все привыкли к тому, что нравственность и политика - вещи несовместимые. Но практически отождествление гражданского общества и государства существовало еще в античных временах. Более того, в те времена государство рассматривалось как благое начало, абсолютно позитивная конституция, добродетель. Именно тогда и было заложено понимание того, что и государство может, и не только может, но и должно быть нравственным». Государство, по словам исследователя, несло ответственность за три самые главные вещи – общее благо, справедливость и стремление к лучшей жизни.
Следствием произошедшего раскола во взглядах на функцию государства России и Запада стало то, что Европа пришла к полному отречению от категории общего блага и стала концентрироваться на идее либерализма, минимального государства. В ходе современных тенденций глобализации отношение к государству как к общему благу также отсутствует, а ценность государства практически уничтожается. Как следствие, нравственность в политике падает.
Особенность России в том, что она сумела сохранить идею общего блага на протяжении всей своей истории. Именно это и дает возможность, идею создания социального государства.
Действительно, выражение «нравственное государство» кажется современному россиянину парадоксальным, продолжила м.н.с. ИГП РАН Маргарита Нетесова, и принудить человека к нравственности не сможет никакое государство, и никакая конституция. Но государство может развивать в своем гражданине нравственность, воспитывать ее в различных сферах – в образовании, воспитании, семье, социальной жизни и т.д. Более того, наказание за нарушение общественной нравственности уже и сегодня интегрированы в правовые законы России – Уголовный и Гражданский Кодексы, Конституцию РФ. Зачатки нравственного государства, таким образом, уже имеются.
Елена Сазонова, эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, рассказала собравшимся о практической стороне проекта по созданию нравственного государства и постлиберальной конституции. Действующая сегодня Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод человека. Но достаточно ли этого на практике? Авторами разработан проект конституции нравственного государства, который базируется на идее высших человеческих ценностей, и содержит совершенно четкие и проработанные механизмы их реализации. Государство обладает не только санкционными, но и стимулирующими механизмами, в число которых входят соответствующие госпрограммы, социальная реклама, госзаказ на общественно значимую продукцию и взаимодействие с религиозными организациями и т.д.
Завершая дискуссию, которая развернулась при обсуждении книги,гендиректор «Центр-консалтинг» к.полит.н. Максим Вилисовотметил, что при подготовке встречи авторы надеялись именно на такой активный и неравнодушный диалог с читателями, который в итоге, безусловно, получился. «Хотелось спровоцировать разговор о том, как люди хотели бы жить, обустроить свое общество, к чему хотели бы стремиться. Чем больше вариантов будет представлено и чем глубже будут размышления на эту тему, тем лучше, - считает М. Вилисов. - А часто встречающиеся рассуждения о том, что в каждом человеке сокрыто животное, поэтому все его действия всегда будут подчинены только животным интересам, инстинктам и сиюминутной выгоде, в корне неверны. В нашей современной жизни легко найти примеры совершенно иного характера – материнство, например. И книга «Нравственное государство. От теории к проекту» создавалась авторами, в том числе, и для того, чтобы мы все чаще об этом помнили», - заключил эксперт.
Источник: rusrand.ru