Тихая ночь с четверга на пятницу, 17 мая. Автор мирно дремлет, а за окном не по-майски прохладно. Внезапно грохот взрыва, даже целый раскат, будто несколько разрывов слились в один. Первая мысль, что военморы снова учения проводят. Потом сквозь сон начинает пробиваться разум с его адекватным толкованием: какие учения в начале четвёртого утра (или ночи)?
Я накрываюсь махрушкой, думая про себя, что очередной британский, под мифологией Украины, морской дрон подорвали. Но за окном уже не взрывы и не стрельба, а будто рой пчёл оживился. Все звуки слились в один металлический гул. Что-то не так…
Распахнул шторы и опешил. Небо прорезали тысячи красных огней систем ПВО. Сквозь рой периодически слышались звуки разрывов, а над акваторией Цемесской бухты были видны всполохи огня. На часах было около 3:15 ночи. Зато не скучно «день» начинается, приободрил себя я и открыл окно. Уже ладонью я почувствовал, что стекло несколько вибрирует, но это были «цветочки», стоило шуму металлического роя ворваться в комнату.
Спать — накрылось… Вдруг ПВО притихла, а разрывы исчезли в принципе. Я выдохнул. Но не прошло и пяти минут, как небо снова заалело. Видимо, дроны заходили на город волнами, пытаясь найти самую слабую точку. И снова разрывы.
Сирена гражданской обороны сработала только ближе к четырём часам утра. И как бы я без них справлялся? Показалось, что включение сирены стало попыткой заочной имитации бурной административной деятельности гражданских властей. Уже через пару минут я отчаянно бежал на набережную, чтобы потом не выслушивать досужих обывательских разговоров. На улице я встретил пару человек, которые из-за слабой информированности решили, что на улице безопасней.
Рассвет над Цемесской бухтой (фото автора)
А воздух был по-утреннему свеж и прохладен. Я даже решил, что стоит почаще устраивать такие ранние прогулки, конечно, не в разгар налёта. Где-то ближе к бухте воздух наполнялся утренней загадочно-уютной дымкой из-за перепада температур. И картину можно было бы считать идиллической, если бы не звук пальбы и трассирующие дорожки, разрезающие небо.
Непосредственно на набережной всё громыхало с утроенной силой. Несмотря на предрассветное небо, трассеры буквально господствовали над акваторией бухты. И периодически над безмятежной морской гладью на высоте в пару десятков метров внезапно вспыхивал вновь и вновь зловещий огненный шар. Яркая точка, завершающая карьеру очередного дрона. Только минут за пять наши силы ПВО сбили пять таких машин на глазах автора. Как мне тогда показалось, украинские дроны отчаянно рвались именно к портовой инфраструктуре и Новороссийской военно-морской базе.
Но в тот момент меня удивило не это… Набережную в этот предрассветный час заполонило чуть менее сотни человек. Некоторые особо увлечённые зрелищем персонажи вольготно разместились прямо у среза волны, другие успели каким-то образом раздобыть пиво и «наслаждались» зрелищем, усевшись на парапете. Часть граждан вышла на неожиданное происшествие «полюбоваться» целыми семьями.
И естественно, каждый второй снимал видео на смартфон. Наверное, крайне важные кадры для семейного просмотра. Особенно меня поразила «барышня» глубоко пенсионного возраста, которая в двух метрах от меня фиксировала всё происходящее на видео с упорством какого-то бюджетного военкора.
Минут через десять стало очевидно, что массового прорыва на главные цели в порту у противника не получилось. И, как мне показалось, трассеры вслед за целью стали смещаться на западную сторону бухты, где я и находился. Поэтому я решил покинуть набережную и на время укрыться в близлежащих дворах. К ещё большему моему удивлению компанию мне составил только один адекватный мужчина — гастарбайтер из очень Средней Азии.
К счастью, итоги налёта оказались невообразимо более ничтожные, нежели, так сказать, звуковое сопровождение. Жертв удалось избежать, повреждение получило несколько инфраструктурных объектов, а по авторским каналам мне удалось узнать, что также незначительный ущерб был причинен паре гражданских судов, одним из которых был сирийский сухогруз.
«Вкусная» цель…
Заранее стоит указать, что Новороссийск для киевского (американского) режима ещё до начала СВО был крайне важной целью, не менее «вкусной», нежели Севастополь или Симферополь. На Новороссийске сошлись и социально-психологические цели, и вполне объективные материальные.
Новороссийский порт — оцените масштаб
Начнём с первого. Дело в том, что город входит в состав Краснодарского края, а на Кубань Киев облизывается ещё с начала прошлого века. К тому же именно в Новороссийске во времена Гражданской войны политические проходимцы из Кубанской рады, будучи украинофилами и вступившие в парадоксальный союз с Добровольческой армией Антона Деникина, хотели сколотить свой флот! Разумеется, ни о каком строительстве речь не шла, просто селяне мечтали распилить русский флот.
Конечно, Антон Иванович отказал «союзникам», банально не понимая, как эти профессиональные водители волов собираются вообще управлять флотом.
Также не стоит забывать о собственной психологической травме Киева. Дело в том, что Новороссийск не просто крупнейший порт России на Чёрном море, но и штаб-квартира Новороссийского морского пароходства, которое управляет собственным крупным флотом и приносит миллиарды чистой прибыли ежегодно. И тут у Киева начинается жадно-завистливая икота. Ведь во времена Советского Союза Новороссийское пароходство было бедным родственником по сравнению с Черноморским пароходством в Одессе. А сейчас Одесского пароходства тупо не существует, всё распродано и разворовано. А вот Новороссийское вполне себе живо. Ну как пройти мимо такой «несправедливости»?
Ещё мне вспоминается, с каким упрямством украинствующие персонажи регулярно присылали своих эмиссаров на Кубань сразу после развала Союза. Эти господа на разрыв аорты талдычили краснодарцам о том, что кубанская балачка — это просто диалект их пресловутой мовы с известными намёками. Автор сам присутствовал на таких мероприятиях и чётко понимал голубые мечты таких культурных миссионеров, ведь такие провокации всегда были завёрнуты в некую обёртку культурного обмена с «братским народом».
Наверное, именно с тех пор, как автору анонсируют очередной раунд «культурного обмена» и представляют свежего «человека искусства» из-за кордона, я поневоле стараюсь разглядеть, а не торчат ли за спиной этого доброхота перепончатые крылья?
Что же касается вполне прагматических материальных целей Киева, то они гораздо больше завязаны на интересы Запада, нежели психологические комплексы хуторян. Как я уже указал выше, Новороссийск — крупнейший морской порт на Чёрном море. А что это значит? Это означает разветвлённую инфраструктурную сеть. В городе базируются «Новоросслесэкспорт» (Лесной порт), Новороссийский морской торговый порт (НМТП), зерновой терминал, Импортпищепром (ИПП), не считая крупного железнодорожного узла как такового.
Цементные заводы Новороссийска, их продукция лежит в основе даже московского метрополитена
Также в городе располагаются Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), «Черномортранснефть» и Новороссийский мазутный терминал. В предгорье раскинулся «Новоросцемент», крупнейший производитель высококачественного портландцемента. За пределами Цемесской долины, но входя территориально в состав Новороссийска, расположены «Атакайцемент» и Верхнебаканский цементный завод.
При чём тут западные цели? Всё просто. Уже не первый год санкции США и их сателлитов оказывают вполне ощутимое давление на крупные промышленные объекты Новороссийска. Контрагенты, опасаясь гнева вашингтонских вымогателей, просто отказываются от договоров. К примеру, суда пароходства порой вынуждены простаивать. В общем, под шумок «разноса мира и демократии» янки банально избавляются от конкурентов — старая политика.
И конечно, как забыть Новороссийскую ВМБ. Это относительно молодое соединение нашего Черноморского флота, хотя является, по сути, структурой просто возрождённой. При этом инфраструктура базы построена практически с нуля, начиная с причалов и заканчивая жилыми домами. Прорваться сюда Киев (Вашингтон) пытался давно. Можно припомнить хотя бы августовскую атаку 2023 года, когда повреждения получил БДК «Оленегорский горняк».
При этом свой людоедский интерес профессиональные «деконструкторы» из Киева не просто не скрывают, а даже делают программные заявления. Так, в мае 2024 года бывший заместитель секретаря СНБО Украины Сергей Кривонос заявил: «С каждым сожженным заводом, с каждым потопленным кораблем РФ мы становимся ближе, хоть на небольшой, но все же шаг к нашей победе. Много чего нас теперь ждет в Новороссийске».
На этом фоне тем интереснее выглядит, мягко говоря, некоторая управленческая и инфраструктурная растерянность новороссийских гражданских властей. А также определённая инфантильность общества, которое так и не осознало реальность нахождения на границе империи в положении её форпоста.
Как дети, ей богу!
Чуть более месяца назад я уже по привычке отслеживал общественные сетевые споры о важных местных событиях. В тот момент как раз появилась новость о проекте возведения центра испытаний подводных, надводных и воздушных беспилотников.
Каково же было моё разочарование, когда до 40 проц. комментаторов были откровенно недовольны данным проектом. Писали возмущённые тирады о проблемах с водоснабжением, перепадами электричества, наблевавшей в лифте кошки, писали о чём-угодно, только не о важном. Особое внимание привлёк комментарий достаточно молодого мужчины. Этот великовозрастный дебил требовал строить не какой-то там «центр», а… окружную дорогу, ему, мол, добираться из-за большегрузов тяжело.
Так выглядит наш современник?
Объяснить таким персонажам, что без базовых принципов безопасности, особенно в приграничном городе-порте, не будет ни его работы, ни его ведра на колёсиках, почти невозможно. А читать таким лекции по примеру пирамиды потребностей Маслоу вообще будет схоже с беседой о ядерной физике с пингвинами. Да, длинный путь от «прививки 90-х» до культивирования гедонизма с рекламной приправой «вы этого достойны» мы проделали, да и реформа образования, а точнее её первые плоды, подошла как нельзя «кстати».
А спустя пару дней после массированной атаки я уже встречал своего друга, коренного новороссийца, на железнодорожном вокзале. Десять минут, целых десять минут мы пытались преодолеть 120 метров пешеходного моста над железнодорожными путями. Причина проста — прибыл пассажирский состав с очередной порцией туристов. Несмотря на порой весьма преувеличенные сплетни из Сети об угрозе беспилотных атак, как мне пришлось убедиться, поток туристов ни капли не уменьшился.
По вышеупомянутому пешеходному мосту двигалась целая толпа страждущих отдыха граждан с жёнами и детьми, включая грудничков. А так как выпестованная годами мантра «мы тут денег привезли, у нас за всё уплачено» булькала в головах почти каждого второго персонажа, то действо выглядело то ли карикатурно, то ли печально. Особенно попытки мигом, не покидая перрона, обзавестись вездесущим электросамокатом.
Не менее печально выглядел и всплеск запросов в Сети. Вновь прибывшие товарищи интересовались не наличием убежищ, не инструкциями на случай сигнала воздушной тревоги, а… ресторанами, пляжами, ночными клубами и прочим. И ради поднятия так называемого хайпа всё это разбавлено роликами с работой системы ПВО, хотя из каждого утюга кричат о запрете на такие перформансы и ответственности за это!
С одной стороны, неплохо, что общество стараниями зарубежных провокаторов и украинских ЦИПсО не удалось погрузить в военный психоз. С другой же стороны — повальная инфантилизация общества налицо. И это полный парадокс, т. к. инфантильное общество не только теряет чувство самосохранения, но также далеко от реальности и крайне внушаемо. Видимо, какие-то нюансы нашей ментальности и не самые последовательные действия некоторых представителей власти всё же идут на пользу.
Есть ли жизнь после туристов?
Впрочем, всё это последствия самоустранения государственной функции воспитания в 90-х годах, когда любое вмешательство в общественную жизнь со стороны государства огульно клеймилось «цензурой» и «пропагандой». Автор уже писал об этом. И конечно, даже в рамках СВО весь ворох проблем не решить, но хотя бы понять наличие этих проблем — уже великое дело.
И смех и грех…
Поздним вечером четверга 30 мая автор уже работал над данным материалом, но такого символизма не ожидал. Сквозь ночную тишину будней вдруг прорезался звук работы наших ПВО. Показалось, что по направлению к открытому морю успело уйти несколько ракет. Я невесело улыбнулся, загнал домочадцев в ванную комнату как самое безопасное место без окон, а сам распахнул шторы и потушил свет.
Вслед за немного приглушённым шумом работающих двигателей ракет ПВО наконец взвыла сирена гражданской обороны. Как я уже писал, и как бы я без вас обходился. К счастью, на этот раз вражеские беспилотники не смогли прорваться даже на подступы к акватории бухты. Чего, правда, не скажешь про соседей. Так, на Тамани повреждения получила нефтебаза, а лёгкие ранения получили два работника.
Однако застарелые проблемы патологического нахождения в иллюзорном состоянии мирного времени снова дали о себе знать. Во-первых, мало того, что сирена воздушной тревоги снова прозвучала с опозданием, хоть и не таким комичным как ранее, так ещё и не во всех районах города она вообще сработала. Учитывая сложный рельеф города, даже ночью сирена, работающая в соседнем микрорайоне, вами может быть не услышана.
Такая же ситуация сложилась и с укрытиями. И опять мышление мирного времени, т. к. ключ для доступа в укрытия должен находиться у управляющей компании, которая, в свою очередь, должна сообщить номер телефона ответственного сотрудника. А вот «ответственного сотрудника», у которого находится ключ, должны выбрать сами жители на общем собрании собственников. Как пройти этот «квест» рядовому гражданину — загадка.
Когда инфантилизм присутствует у некоторых обывателей — это не беда, особенно если именно у некоторых. Но вот инфантилизм во власти становится страшен. И смысл в том, что власть берётся не с Марса. Они вышли из общества. Вот вам и замкнутый круг…
Сергей Монастырёв