Когда сразу же после выборов я говорил вам, дорогие друзья, что мы становимся свидетелями новой эры российского парламентаризма, мой оптимизм мог показаться преждевременным. Сегодня я готов повторить свои слова с ещё большей уверенностью, так как новый созыв Думы показывает на практике, насколько сильно изменился российский парламент. За очень короткое время новые депутаты и новый спикер Думы дали чётко понять, что всё теперь будет по-другому, не так как мы привыкли.
Лишение депутатов возможности голосовать по доверенности - это такой символический жест; он показывает обществу, что отныне каждый депутат несёт личную ответственность за свой голос и за те решения, которые он поддерживает. Не фракция, не партия, не руководители партий, а каждый конкретный депутат сам отвечает за то, какую кнопку он нажал при голосовании и за последствия принятых решений. Ещё один важный символ - это борьба с прогулами и явные усилия нового спикера заставить депутатов относится к своей деятельности как к серьезной работе, а не как к неприятному дополнению к приятной "корочке" и очень приятной зарплате. Такой подход вызывает протест у тех политиков, которые под красными флагами провели в Думу некоторых спонсоров из бизнес-среды. А эти спонсоры не вкладывали в избирательную кампанию деньги для того, чтобы потом с 9 до 17 действительно работать над законами в стенах Думы. Ну, значит, депутатам-спонсорам или придётся всё-таки начать работать над законотворчеством и забыть о собственном бизнесе, или придётся уйти из парламента. В обществе есть запрос на то, чтобы депутаты реально работали и реально представляли интересы народа в диалоге с правительством. Новая Дума и ее новый спикер Вячеслав Володин работают над тем, чтобы выполнить этот общественный запрос. Кстати, в думских кулуарах сейчас ходит довольно злая шутка о том, что в списке 4 возможных причин, по которым депутат может отсутствовать на заседании, не указана смерть депутата. А мне эта шутка нравится, потому что в обществе, опять же, есть запрос на то, чтобы депутаты работали в том же режиме и с той же самоотдачей, что и их избиратели.
Конкретный пример. Мы все привыкли к тому, что Дума более или менее спокойно голосует за проект бюджета, подготовленный правительством. Фактически, сам процесс утверждения бюджета в парламенте стал формальностью, и правительство тоже к этому привыкло. Ну, к хорошему быстро привыкаешь. Но вот с бюджетом на следующий год у правительства получился сюрприз. Во-первых, депутаты проявили необычное любопытство и составили длинный список вопросов, куда уходят государственные деньги, и теперь правительству в лице министра Силуанова придётся объяснятся с недовольными и очень придирчивыми думцами. Но это не всё. Уже сейчас депутаты обещают отправить в правительство свои предложения по корректировке бюджета, как только они получат комментарии от министерства финансов. В общем, впервые за много лет нас ждёт настоящая битва за бюджет, причём в ней на стороне рядовых граждан будут участвовать депутаты, которые обязательно выжмут из финансового блока правительства всё, что только можно выжать. И это хорошо! Именно так и должен работать парламент, который (напоминаю!) является высшим представительным органом власти в нашей стране. Из кулуаров правительства уже доносятся звуки возмущения, но ничего, потерпят.
А ещё новая Дума активно занялась парламентской дипломатией, к чему и призывал Владимир Путин на первом заседании нового созыва. Межпарламентская дипломатия - это очень сильный инструмент международной политики, так как она позволяет напрямую доносить до политических элит других стран позицию России, минуя такие фильтры, как ангажированные СМИ и традиционные дипломатические каналы. Кстати, крымские визиты итальянских и французских депутатов, которые так раздражают официальный Киев, это тоже пример правильной и эффективной межпарламентской дипломатии. И сейчас Дума занялась еще одним направлением такого рода, а именно ПАСЕ. Мы фактически прекратили работу в ПАСЕ после того, как нашу делегацию лишили там права голоса. Сейчас Вячеслав Володин заявил, что российская делегация может вернуться в ПАСЕ при условии, что ей предоставят право голоса и не будут нарушать её права. Переводя с дипломатического на русский, скажу, что ПАСЕ поставлена перед выбором: или признать свою недееспособность и окончательной уйти в небытие (а без участия России в существовании ПАСЕ вообще нет смысла) или проглотить свою гордость, вернуть российской делегации право голоса и наплевать на собственные резолюции, в которых Россия обвинялась в аннексии Крыма и агрессии против Украины. У володинской операции по принуждению ПАСЕ к демократии есть определенные шансы на успех, особенно если посмотреть, какие истеричные статьи пишут украинские парламентарии, работающие в ПАСЕ и видящие своими глазами сильное пророссийское лобби, выступающее за возвращение российской делегации. Украинские политики приравнивают к "похищению Европы" возвращение российской делегации в ПАСЕ. А если ПАСЕ действительно прогнется под требования российского парламента, то, боюсь, некоторых хватит инфаркт.
Всего за несколько недель работы новая Дума успела удивить нас в хорошем смысле этого слова, причём сделала это на всех фронтах. Дума реформирует себя, Дума дисциплинирует правительство, Дума принуждает ПАСЕ к демократии. Теперь есть основания поднять планку ожиданий от новых депутатов. Я думаю, наш парламент ещё не раз нас порадует. А мы с вами продолжим пристально за этим следить.