Сегодня в Германию через территорию Чехии должна пройти колонна американской боевой техники, которая принимала участие в учениях НАТО в Прибалтике. Этот марш-бросок вызвал бурю недовольства.
В центре Праги дискутируют громко: патриоты и западники разделены полицейским кордоном на Вацлавской площади — политические противники держат дистанцию. Проходящую колонну под американскими и украинскими флагами оппоненты встречают критически. Митинг против натовского конвоя столкнулся с шествием за конвой, впрочем, в Чехии давно заметно, что противников натовской политики значительно больше — даже на этом митинге.
Вот и президент Чехии шутит: раньше было много антирусских настроений, теперь полно антиамериканских. Особенно это заметно накануне прохода натовского конвоя по чешской территории. Демонстрацию силы здесь заметили хорошо.
Альберт Яровски: «Я считаю, что американцам здесь нечего делать, потому что они и так много людей перебили по всему миру. Сейчас уже необходимо этому сказать „нет"».
Зденек Кратохвил: «Это выглядит так, что американцы нам дают понять: мы не должны бояться злой России. А мы это понимаем наоборот, будто они нам дают понять, что мы должны бояться американцев».
Натовский конвой, что движется из Прибалтики к месту дислокации в Германии, состоит из американских солдат и вооружений, но называется все это маршем сил НАТО, или Драгунским выездом. Бравые американские драгуны на бронетехнике въехали сначала в Ригу, чтобы показать, что готовы защищать свободу и демократию, как они привыкли. Это был явный намек, что враг — к востоку от Прибалтики. Некоторые латвийские жители даже радостно трогали тогда заокеанское оружие.
Потом конвой пошел назад, через пол-Европы, по дороге в Польше даже совершив ДТП с мирным автомобилем. Но только в Чехии он получил вполне ощутимый отпор гражданского общества, но оно, впрочем, тоже разделено.
Йиржи Самек: «Это я приготовил американцам такую ветку. Мягким концом я их буду приветствовать, а когда они подойдут близко, я их вот этим тяжелым концом побьют. А снайперский прицел я сюда приделал, чтобы не промахнуться».