В США резко упало производство стали, около трети мощностей простаивают. На сталелитейных производствах идут массовые увольнения, в разных штатах останавливаются трубные и прокатные заводы. Также закрываются коксохимические производства. Если кризис усугубится – а пока что всё идёт к тому, что он усугубится – Штаты могут в обозримой перспективе вылететь из первой пятёрки производителей стали:
http://aftershock.su/?q=node/298896
Печальные новости: ещё один символ США стремительно уходит в прошлое.
В России дела идут тоже не так, чтобы идеально, – проблем у нас хватает, – но зато наше государство стремительно взрослеет. До последнего времени в правительственных кругах преобладала точка зрения системных либералов, согласно которой что хорошо для бизнеса – то хорошо и для России, а самые благоприятные условия для бизнеса создаются автоматически, усилиями невидимой руки рынка.
Теперь верх берёт куда как более адекватная позиция, согласно которой государство должно быть медиатором: своего рода третейским судьёй, который не вмешивается в работу бизнеса напрямую, но помогает бизнесу находить баланс между жадностью и интересами общества.
Если быть более конкретным, Денис Мантуров в январе собрал наших производителей стали и убедил их установить адекватные цены на сталь для российского автопрома:
http://www.steelland.ru/news/metallurgy/4360.html
Стальные бароны были не очень довольны заморозкой – они предпочли бы резко повысить отпускные цены на сталь, что на фоне двукратного снижения курса рубля позволило бы им какое-то время извлекать сверхприбыли.
Вместе с тем, прошло два месяца, и вот, пожалуйста, стало известно о второй части антикризисного плана. Минпромторг запускает программы льготного автокредитования и автолизинга:
http://tass.ru/ekonomika/1870441
То есть, теперь автомобили можно будет взять в кредит и в лизинг по адекватной процентной ставке: государство компенсирует банкам разницу. Старая программа обновления автопарка, при помощи которой можно получить скидку в 50-350 тысяч рублей на машины отечественного производства, тоже продолжает действовать:
http://russian.rt.com/article/47484
Таким образом, наши автопроизводители получают возможность комфортно пройти кризис. Производители стали, с одной стороны, упускают часть сверхприбылей, но, с другой стороны, не перекрывают своей жадностью кислород стратегически важному покупателю. Если «невидимая рука рынка» думает на месяц вперёд, государство может себе позволить планировать на годы и десятилетия.
Сделаю лирическое отступление. Знаете, какая главная проблема подавляющего большинства людей?
Короткий горизонт планирования. Люди думают обычно на неделю вперёд, максимум – на несколько месяцев. Зачастую – на несколько часов. Вот, допустим, кредитные карты. Очевидно же, что даже на периоде в два года пользоваться кредитными картами абсолютно невыгодно. И тем не менее на среднего россиянина приходится по полторы кредитки…
Второй популярный пример: зубы. Опять-таки, очевидно, что пойти к зубному прямо сейчас гораздо выгоднее во всех смыслах, чем пойти к нему через год. Но нет: очень многие предпочитают потянуть, так как просто не заглядывают на год вперёд.
Про получение образования во взрослом возрасте, которое позволит кардинально продвинуться в карьере (в хорошем смысле этого слова) я даже не говорю. Добровольно учиться после окончания вуза способны единицы.
Особенно удручает то обстоятельство, что очень короткий горизонт планирования и у очень многих наших бизнесменов. Проекты, которые не окупаются за полгода-год, зачастую не интересуют руководителей вовсе. Логика у них простая: деньги на закрытие многочисленных дыр нужны прямо сейчас: а о том, что будет через 10 лет, можно только отвлечённо мечтать, лёжа на диване.
Разумеется, есть масса оправданий «короткому горизонту». Дескать, неизвестно, что там будет завтра, надо жить сегодняшним днём. Однако на длинной дистанции всегда выигрывают те, кто играет вдолгую. Поэтому планировать надолго – хотя бы на пять лет вперёд – это очень разумная идея, независимо от того, сколь уверенно или неуверенно вы смотрите в завтрашний день.
Ладно, возвращаясь к стали и автомобилям. Напомню, ЦБ повысил ключевую ставку для того, чтобы усложнить работу спекулянтов. Поэтому, когда государство принимает программу субсидирования автопрома, оно по сути не тратит дополнительных денег: оно просто прицельно возвращает кредитную ставку на прежний уровень для тех, кто поддерживает рублём отечественного производителя.
Это куда как эффективнее, чем просто взять и раздать деньги бизнесу: так как каждый выделенный государством рубль пойдёт таким образом на целевую поддержку нескольких секторов нашей экономики.
Подведу итог
Полководец, у которого есть план, обычно выигрывает у полководца, у которого нет плана. Наполеон – гений военного ремесла – воевал по принципу «ввязаться в бой, а там посмотрим». И, действительно, в прямом столкновении с противником ему не было равных.
Кутузов, в свою очередь, предпочитал тщательно обдумывать каждый шаг. И в итоге Кутузов выиграл войну с разгромным счётом: несмотря даже на то, что Наполеон сумел дойти до Москвы и захватить её.
Невидимая рука рынка ничего планировать не может по определению. Невидимая рука рынка рефлекторно хватает сыр, даже если он расположен в очевидной мышеловке. Поэтому одна из главных задач государства в экономике – спасать бизнес от его собственной жадности. То есть, держать бизнес хоть и на длинном поводке, но всё же не до такой степени длинном, чтобы бизнес мог этим поводком удавиться.