Русские Вести

Не прервётся ли река нашей памяти?


Проезжал недавно мимо Центрального музея Вооружённых сил России. Смотрел на красивое здание из стекла и бетона, одновременно и лёгкое, и монументальное. На боевую гаубицу и «тридцатьчетверку» у входа. Вспомнилось, как пару месяцев тому назад сын и внук рассказывали, что больше всего запомнилось им из культурной, так сказать, программы детства. Какие спектакли, выставки, музеи. Оказалось, именно вот этот, главный военный музей страны. Ходил с ними туда, когда они учились ещё в младших классах. В разные, понятно, годы. На внука самое сильное впечатление произвела груда немецких военных крестов, сваленных на полу под Знаменем Победы, и оружие — советское и российское. На сына — мальчишки у токарных станков, вынужденные из-за малого роста стоять на патронных ящиках, партизанская землянка и пробитая осколком снаряда бекеша генерала Черняховского...

Пришли на память эти разговоры, наши походы в музей и взгрустнулось. Но не только потому, что сын и внук выросли — это процесс естественный, к нему привыкаешь. Грустно стало оттого, что скоро музея в Москве может не быть, и уже не придут сюда с детьми в выходной многие москвичи и гости столицы, в том числе, из других стран. Стало известно, что Центральный музей Вооружённых Сил РФ (ЦМВС РФ) переводят из Москвы в Кубинку, в парк Минобороны «Патриот». 

Разговоры пока ведутся на уровне музейщиков, работников сферы культуры да наиболее осведомлённых столичных СМИ. Однако на днях появилась статья в газете «Ветеран», после прочтения которой становится ясно – перебазирование музея уже начинается…

Вдобавок ещё в 2015 г. министр обороны генерал армии Сергей Шойгу сообщал, что в создаваемом парке «Патриот» предполагается «сосредоточить все музеи Министерства обороны и Вооружённых сил, за исключением Центрального военно-морского музея. Во всяком случае, музей артиллерии, который у нас есть под открытым небом, музей бронетехники, танковый музей будут там, в "Патриоте"».

К настоящему времени военно-патриотический парк культуры и отдыха (странное все-таки сочетание) Вооружённых сил Российской Федерации «Патриот» создан и преподносится Министерством обороны как популярное место посещений. По некоторым данным, на открытых площадках музейного комплекса представлено свыше 268 образцов советской и российской авиационной, бронированной, бронетанковой и специальной техники последних десятилетий. Здесь реализуются проекты, имеющие военно-прикладной характер. Например, технический центр парка, универсальный учебно-тренировочный и спортивно-развлекательный комплекс, многофункциональный огневой центр, экспозиция «Моторы войны», Зона реконструкции исторических событий, конноспортивный комплекс. 

Здесь же воздвигнут собор Воскресения Христова — главный храм Вооружённых сил России. 

Планируется и появление в Кубинке ЦМВС РФ. Но для начала хорошо бы узнать, как устроители этого грандиозного переезда планируют доставить сюда музейное имущество? И — за какое время?

Помнится, лет десять тому назад был затеян процесс выселения из Москвы всех военных академий и воинских частей, выполняющих в основном функции по обслуживанию штабов видов войск. «Передислоцировали» вместе со штабами. Вроде как когда-то избавлялись от «антисоциалистического контингента», выселяя его за «сотый километр», «демилитаризировали», таким образом, российскую столицу. Себе во вред, врагам на радость… Главный штаб ВМФ был переведён в Санкт-Петербург, так сказать, поближе к «братским» прибалтийским странам, под пушки и ракеты НАТО и в «шаговой доступности» от дружественной альянсу Финляндии…

Моряки перевозили свой штаб на протяжении целых пяти лет. Сколько народных денег стоил этот переезд — тайна великая. Но в тот период деятельность Главного штаба ВМФ была серьёзно подорвана.

ЦМВС — структура не менее объёмная. И дорогостоящая. Предположить трудно, во что обойдётся государству переезд и обустройство музея на новом месте. И какое в этом рациональное зерно? Понятно, что работа музея будет надолго парализована. При этом даже несведущему в музейных делах человеку трудно представить себе, как можно без потерь перевезти на расстояние в 60 км — от Москвы до Кубинки, где расположен парк «Патриот», — то великое множество, как говорят специалисты, единиц хранения, которые были собраны музеем за 100 лет его деятельности.

Заметим, что на сегодняшний день фонды ЦМВС включают в себя более 835 тыс. уникальных и бесценных экспонатов. Они в целом отражают историю русской армии, начиная с XIV в., но самые подробные экспозиции — о ещё не очень далёких от нас Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Среди экспонатов свыше 28 тыс. боевых и шефских знамён воинских частей и соединений, а также трофейных знамён и штандартов. Мне когда-то рассказывали, что после войны в Москву из Берлина и Дрездена доставили около 900 трофейных знамён. Из них спецкомиссия отобрала 200 знамён и штандартов, которые потом, на параде Победы, были брошены к подножию Мавзолея на Красной площади. И был у меня в музее приятель, который предложил взглянуть на знамёна, хранящиеся в специальном хранилище, где постоянная температура, влажность и «посторонним вход воспрещён». 

Военным журналистам тоже было вроде как нельзя, но будто бы и можно. Впрочем, далеко в помещение меня не пустили. Оставили у тяжёлой двери. А по периметру помещения были развешаны знамёна разных времён и народов, рядами висели они и на специальных тросах (или канатах), натянутых между стенами. 

Очень хотелось дотронуться до того знамени, перед которым на колени опустился после взятия Измаила великий Суворов. Умолил. Разрешили. В краткий миг прикосновения к полотнищу со следами пороха меня охватил священный трепет. Это ощущение до сих пор сохранилось в кончиках пальцев.

…В музее тысячи подлинных фотографий, документов, форм одежды, предметов снаряжения, вооружения, знаков отличия, предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и скульптуры. Здесь хранятся и экспонируются военные реликвии России и СССР, личные вещи и награды Маршалов Победы, переданных их потомками, участников Гражданской войны, Героев Советского Союза и России, другие подлинные исторические ценности. И главный экспонат России — Знамя Победы. В них — живая история нашей страны. Не только армии.

Меня поразил такой факт. Даже во время войны сотрудники музея искали и бережно собирали все то, что стало сейчас реликвиями. Было организовано более 20 экспедиций на фронт, в результате музей получил почти 99 тыс. экспонатов.

Сегодня в залах музея — а это 5000 кв. м, — выставлено на обозрение более 15 тыс. экспонатов. Кроме самого ЦМВС экспонаты также находятся в его структурных подразделениях – Мемориальном кабинете-музее Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и Музее Ракетных войск стратегического назначения, а также в филиалах – Центральном музее Военно-воздушных сил, Музее войск противовоздушной обороны, Музее истории Воздушно-десантных ­войск, Музее истории военной формы одежды.

А ещё Министерство обороны России в парке «Патриот» возвело мультимедийный музейный комплекс «Дорога памяти», который также является филиалом Центрального музея Вооружённых сил России. Он сооружён вокруг главного храма Вооружённых сил РФ, на рубеже, где войска Красной Армии держали оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. 

Заметим, что главный элемент «Дороги памяти» — фотогалерея «Река времени» с информацией о фронтовиках, партизанах, жителях блокадного Ленинграда, тружениках тыла и многих из тех, кто встал на защиту Родины. Здесь собрано 33 млн записей и фотографий об участниках войны. Длина музейного комплекса составляет 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной, на протяжении которых шли боевые действия. Экспозиция включает в себя хроноленту — подробную историю каждого дня войны. Замминистра обороны — начальник Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов отмечает также, что каждый гражданин России может приехать в галерею, найти данные о своём родственнике, пройти эти 1418 шагов. И такая важная деталь: из основного музейного фонда для создания экспозиции было передано 4360 предметов, в том числе 323 боевых знамени прославленных частей и соединений, принимавших участие в Великой Отечественной войне. 42 знамени представлены в главном храме Вооружённых сил. 

Кстати, за личный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков многие офицеры музея были представлены к награждению медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Среди них гвардии под­полковник интендантской службы С.А. Сонин, майоры П.Н. Логинов, П.А. Зубанов, И.П. Роздорожный, Е.Г. Белоусов, Д.И. Бердников, М.А. Волков, И.А. Корнеев, капитаны В.К. Житенев и И.М. Демин, старший лейтенант И.Г. Прозоров. И вот как удивительно переплетаются времена и судьбы. В августе 2008 г. Грузия совершила акт агрессии против российских миротворцев, размещённых в Южной Осетии, и мирных жителей этой республики. На месте ведения боевых действий и в республике Абхазия побывал старший научный сотрудник В. Афанасьев, который пополнил фонды и постоянную экспозицию музея ценными материалами о Героях России майоре Д. Ветчинове, подполковнике К. Тиммермане, солдатах и офицерах, удостоенных только что введённых новых наград — ордена и медали Святого Георгия. 

Сегодня полковник в отставке В. Афанасьев, уже главный научный сотрудник ЦМВС РФ, кандидат исторических наук, и полковник в отставке В. Овсянников, заслуженный деятель искусств РФ, в газете «Ветеран» с тревогой пишут, что для создания «Дороги памяти» из Центрального музея «волевым» распоряжением высокого начальства «без какой-либо научной проработки начали изымать музейные предметы, входящие в музейный фонд страны». И далее: 

«Как затем выяснилось, возводимые помещения абсолютно не были приспособлены к размещению музейных предметов ни по температурно-влажностному режиму, ни по обеспечению их учёта и сохранности, поэтому возникла реальная угроза их довольно быстрого физического уничтожения». Думается, не без серьёзных оснований на то пошли офицеры поперёк высокому начальству.

Пишут они, например: «…на территории парка «Патриот» рассматривается возможность построить для “музея” огромное здание в форме восьмиугольника, каждая сторона которого будет по величине соразмерна со зданием Большого Манежа в Москве…» 

Добавлю: в интернете есть этот презентационный видеоролик. Музейная «звезда» очень напоминает известный комплекс «Трилистник», призванный обеспечивать жизнедеятельность и боеспособность войск в одном из важных для нас регионов Арктики. Это современное во всех отношениях сооружение, и за Полярным кругом оно пришлось и ко времени, и к месту. Но нечто подобное сооружать в подмосковном парке «Патриот»?.. 

Газета «Ветеран» пишет: «Однако изучением требований, предъявляемых к экспонированию музейных предметов, проектные организации не занимались. Не рассматривается вопрос и о создании новых, современных фондохранилищ — наиболее животрепещущего для музея вопроса. При этом до настоящего времени не организована разборка и широкое обсуждение научной концепции экспозиции музея. Все обсуждения проекта будущего здания проходят келейно, без привлечения научной и музейной общественности». А я добавлю такую деталь. В 1989 г. в ЦМВС создавалась экспозиция по афганским событиям, были получены новые экспонаты. Работа шла на основе тематико-экспозиционного плана, который разослали специалистам для изучения и оценки. На него были получены официальные лицензии от 62 научно-исследовательских учреждений, военных академий и музеев. И это только по одной экспозиции… 

В свою очередь, газета «Русский вестник» сообщает: «Неизвестно, насколько соответствуют реальности разговоры о переносе ЦМВС из Москвы под Кубинку, но для сторонников оптимизации и модернизации, позитивно оценивающих такую идею, следовало бы поднять чаще всего задаваемые по этой теме вопросы: какими практическими соображениями можно объяснить слияние всех военных музеев в одном месте? Сколько экскурсионных дней потребуется на обход такого масштабного комплекса, своими размерами превосходящего все мировые аналоги? Насколько целесо­образно выстраивать ещё один музей возле «Дороги памяти», где последовательно и подробно освещаются этапы, особенности фронта и тыла Великой Отечественной войны? Если сравнивать с опытом других стран, то в большинстве случаев главные военные музеи располагаются все-таки в центральных районах столицы, как в Вене, Лондоне, Париже, Праге, Софии, Стокгольме, Брюсселе, Афинах или Минске».

Вот, например, впечатления, которыми после посещения именно Центрального музея Вооружённых сил РФ делился с российскими журналистами главный тренер молодёжной команды «Оттава Кэпиталз» Марк Грэди, который привозил своих подопечных на турнир в Россию. В паузе между прилётом в Москву и отъездом в Сочи у канадцев нашлось время и для музея. Но в парк «Патриот» они бы не поехали. Туда, между прочим, на машине надо добираться часа полтора, а электричкой, потом на «маршрутке» — и того больше. И канадский тренер от имени всей команды сказал тогда: «Это прекрасный культурный опыт для нас. Мы хотим поблагодарить Континентальную хоккейную лигу, Федерацию хоккея России за возможность приехать сюда. Поверьте, ребята подумать не могли, что когда-нибудь увидят нечто подобное. Об этом они только читали в учебниках, потому сейчас искренне впечатлены. Мы благодарны организаторам за такую прекрасную экскурсию». 

Директор ЦМВС РФ Александр Никонов отмечал, что в своём юбилейном, 2019 году музей «стал одним из самых посещаемых в России, его экспозиции посмотрели более 450 тысяч человек». А сколько наших школьников и студентов здесь бывает за учебный год, и сосчитать трудно. Теперь они могут быть лишены такой возможности.

Но пострадают не только они. Есть опасения, что та система военно-патриотического воспитания, где заметную роль играет ЦМВС, разрушится. Это, по сути, удар по будущему страны. Экскурсия по музею «на удалении» вряд ли даст тот неизгладимый эффект присутствия, который достигается при осмотре реальной экспозиции и, главное, при живом общении с экскурсоводом. Даже при всей той суперсовременной мультимедийности, которая показывается в презентационном видеоролике. Студентов и школьников при сохраняющейся угрозе ковида далеко не случайно все же переводят на очное обучение. 

А о нынешней деятельности ЦМВС РФ коротко можно сказать так. В музее ведётся большая научная работа, постоянно обновляются экспозиции, расширяется филиальная сеть. Музей принимает активное участие в многочисленных выставочных проектах, исторических реконструкциях и масштабных агитационно-пропагандистских акциях, поддерживает тесные связи с ветеранами, проводит просветительскую работу с молодёжью, является методическим центром всех военных музеев страны. А кто будет вести всю эту работу на новом месте, если такое произойдёт? Кто сохранит научную школу главного военного музей нашей страны? И, самое важное, — кадры. Здесь трудятся десятки опытных специалистов. С ними-то что делать? Выгнать на улицу за ненадобностью? На переезд из столицы, если таковой будет предложен, вряд ли кто согласится. Ну, разве что — единицы. Никак не отрешимся от порочного занятия ломать, что несравненно проще, чем строить?

«И наконец, какая судьба ожидает здание, прослужившее ЦМВС в течение 55 лет? Вокруг этой темы уже разносятся самые невероятные слухи – вплоть до строительства на его территории элитного жилого комплекса», — пишет «Русский вестник». Ему вторит газета «Ветеран». В. Афанасьев и В. Овсянников сообщают, что «здание предлагается продать...». Странным кажется, что Минобороны все подобные разговоры и не подтверждает, и не опровергает.

Как писали в своё время газеты, 8 мая 1965 г. — памятная дата в культурной жизни Вооружённых сил всей страны. В канун 20-летия Победы над фашистской Германией Центральный музей Вооружённых Сил СССР был представлен в новом здании. Оно сохранилось в целости и сохранности, и не потеряло своей уникальности. 

…Очень удачно назван главный элемент «Дороги памяти» в парке «Патриот» — фотогалерея «Река времени». Пользуясь этим сравнением, думаю, не ошибусь, если скажу, что вся деятельность музея, да и музеев вообще, — это своеобразная река памяти. Прервётся она, остановится и — иссохнет. Вроде как исчезают перегороженные плотиной полноводные до того потоки. Память о войне тоже должна быть непрерывной. Как, скажем, та же государственность. Стоит ей прерваться, и государство заканчивается. На его месте начинается другое, которое может оказаться совершенно иным в сравнении с предшествующим (-ми) ему. И даже чуждым ему. С совершенно иной памятью, на которой это государство создаётся и держится. Вопрос в том, долго ли оно удержится на псевдоисторической новации? (Печальный пример тому — Украина, превратившаяся после переворота из лояльного к нам государства в откровенно враждебное). 

«Пятая колонна», состав которой заметно омолодился в последние годы, непрестанно борется с нашей памятью о Великой Отечественной войне, ставшей основой, опорой, стержнем нашей исторической памяти. И она, эта священная для нас память, не может быть избирательной: здесь мы помним, а вот здесь в угоду политической конъюнктуре нашу память стираем.

Увы, но практически мы живём согласно этому ущербному для нас алгоритму, навязанному извне. По большому счету, именно ЦМВС РФ спасает нас от той исторической амнезии, которая разрушает любое государство. Похоже, далеко не всем по нраву, что спасает. Даже в Министерстве обороны... Потому, думается, нельзя не согласиться с газетой «Ветеран»: передислокация Центрального музея Вооружённых сил РФ «подальше от Москвы» будет большой политической ошибкой.

Валерий Панов

Источник: www.stoletie.ru