Русские Вести

Наталья Треушникова: «В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…»


Беседа с президентом Союза охраны психического здоровья 

Наталья Валериевна, что ни день, то очередная «страшилка» из жизни подростков. В заброшенном доме на окраине подмосковного Солнечногорска девочки раздели догола и избили 15-летнюю сверстницу, пытались поджечь жертве волосы. Свои «развлечения» снимали на видео, которое выложили в Интернет. 
В Ставрополе, такие же 15-летки, зверски (ногами!) избили свою подругу. Кровавую забаву сняли на видео, что и стало основным «вещдоком» для следствия. В поселке Тургояк Челябинской области 15-летний школьник убил ножом мать и серьезно ранил отца. Парень был отличником, но резко сдал в учебе из-за излишнего увлечения компьютерными играми. Родители запретили сыну подходить к компьютеру, пока не исправит оценки. В результате – трагедия...

Целое поколение в зоне риска, мы теряем его?

- Судите сами. По данным Всемирной организации здоровья, депрессии отмечены практически у каждого пятого подростка. Примерно 20% имеют психические расстройства, из которых около половины начинаются в возрасте до 14 лет. Среди наркоманов подростки составляют 70%. В России один из самых высоких в мире уровень подростковых суицидов…

- Что, век стал агрессивнее, время так прессует молодежь? Ощущение, что целому поколению ввели инъекцию «озверина».

- Вообще-то, у каждого человека есть агрессивные реакции, но не каждый способен их обуздать. Если же внутренние механизмы сформированы социумом, то это выражается совсем по-другому. Человек живет либо по заповедям, либо по установкам, сформулированным большинством общества. Когда в социуме нет базисных основ, он выражает себя спонтанно. Чем меньше в обществе базисных морально-этических устоев, тем оно более агрессивно.

Подростки, как правило, не умеют справляться с собственной агрессией. Не умеют направить ее в мирное русло. Высокой эмоциональности, а зачастую и излишней агрессивности способствуют и бурные гормональные изменения в организме подростков.

- Как же научить подростка управлять своими эмоциями, и возможно ли это до поры?

- Можно научить детей перевести острую ситуацию в конструктивное общение, не дать ситуации перерасти в конфликт. У меня самой трое детей. Я провела с ними дома эксперимент. Как-то объявила детям: все, мои дорогие, живем без правил, каждый делает все, что хочет. Даешь анархию! Дети ликовали два-три дня, а потом начались конфликты. Как поделить игрушку? Присвоить сильному или отдать младшему? Как разрешить конфликт? Дракой? Не получается. И договориться не получается. Дня через три дети пришли ко мне и сами попросили помочь им разобраться между собой.

Можно доступными средствами донести до детей, что правила нужны не для того, чтобы их наказывать и ограничивать, а для того, чтобы им помогать разрешать спорные ситуации. Подростки склонны к противостоянию, к протестным формам поведения. На любое наше черное они говорят белое, а на белое – черное. Для того, чтобы не возникало ситуаций конфронтации со взрослыми, надо порой и нам опустится на уровень подростка.

- Далеко не каждый подросток, тем более, подросток «трудный», из неблагополучной семьи согласится с тем, что некий психолог станет «учить его жить».  

- Да, вопрос непростой. Тем более, что на разговор с психологом необходимо письменное согласие родителей. Зачастую родители не хотят подобного общения даже при затянувшихся конфликтных ситуациях, например, травли коллективом одного-двух детей. Родители запрещают вмешиваться психологу, убежденные, что конфликт «рассосется» естественным путем. А он не проходит сам по себе. Ситуация травли может довести и до суицида, и до формирования психической патологии, затянувшихся неврозов… Вплоть до ухода в ранний алкоголизм, прием наркотиков или полного погружения в мир гаджетов, электронных игр…

Это обычные последствия затянувшихся стрессовых ситуаций. И тут без профессионала не обойтись.  У нас жеразработана целая профилактическая программа «Здоровое поколение», по которой профессиональные психологи обучают подростков, а уже обученные подростки ведут занятия со сверстниками. Это общение другого уровня. Это общение сверстника со сверстником. Они говорят на одном языке…

- И как это все выглядит на практике?

- Все очень просто. Сначала мы собираем школьных психологов и их обучаем. У нас есть учебник с полным пакетом всех материалов. Это большая базисная информация, написанная на их профессиональном языке. Мы знакомим их с волонтерскими и тренерскими программами для детей, рассказываем, как они сформировались в мире, как это работает. Вся информация разбита по блокам, чтобы удобнее было пользоваться. Мы обучаем ребят тренингу в виде игры и технологиям. Ребенок не сидит за партой, а бегает, прыгает, участвует в мозговых штурмах…

Мы провели конкурс и получили из регионов колоссальное количество авторских работ, адаптированных для наших детей. Программа рассчитана на учеников восьмых классов. Восьмой класс наиболее оптимальный для наших опытов - дети уже достаточно взрослые, самостоятельные, готовые обучаться. Мы собираем наиболее активных ребят. И не обязательно «правильных отличников». Приглашаем и негативных лидеров, к мнению которых в классе прислушиваются.

Во время игры формируется некий коллектив из ребят самых разных социальных слоев. Между ними возникает некая коммуникация. К слову, «трудные подростки» даже становятся лучшими тренерами, чем отличники, они эмоционально более насыщены.

В эти игры невозможно играть, если ты не подготовлен. Это не ручеек, догонялки или прятки. В этой игре усваивается информация. Отрабатываются навыки. Ребенку дается некая провокационная ситуация, и предлагается сделать выбор. Допустим, выпить горячительного или попробовать наркотики. У него есть возможность отыграть эту ситуацию. Проиграть ее, понять, как себя вести. Если ребенок не обладает соответствующими знаниями, он не сможет это сделать.

- Алкоголь и наркотики – это очень серьезно. Но чаще подростка ставят в тупик куда как более прозаичные вещи…

- Конечно, мы говорим с ребятами не только об экстремальных ситуациях, хотя именно они уносят жизни подростков. Мы говорим с ними и о более тонких вещах. О взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями… Как выйти победителем из конфликта без драки, и выйти победителем, да еще и с бонусами в глазах сверстников, а не с фингалом под глазом. Наши программы учат ребенка смотреть в будущее, пересматривать свое отношение к миру. Обученные волонтеры идут в свою среду, идут в классы. Занятия проходят раз в неделю в формате классного часа. Классные часы есть в расписании всех школ, но зачастую они такие скучные, что на них никто не хочет оставаться.

- Наталья Валериевна, а какова все же стратегическая цель Союза охраны психического здоровья?

- Объединить специалистов различных отраслей. Это не только врачи, психологи, но и педагоги, социальные работники, деятели культуры и искусства, спортсмены, волонтеры общественных организаций, участвующие в сохранении психического здоровья людей. Союз должен объединить их в единый организм, который станет работать слажено. И результат такой работы непременно ощутит наше общество.

Беседовал Сергей Рыков

Источник: www.stoletie.ru