Ярослав Нилов – о том, как Госдума собирается защищать верующих.
Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, представитель ЛДПР Ярослав Нилов рассказал Znak.com о духовно-нравственном кризисе в обществе и необходимости принятия закона о защите чувств верующих.
- Сегодня, выступая в Госдуме, вы говорили о необходимости объединения общества вокруг духовно-нравственных ценностей. Как вы считаете, сейчас в России с ними кризис или наоборот – подъем?
- В России с духовно-нравственными ценностями кризис. В обществе произошла полная подмена понятий, материальные ценности заслонили духовные. Говорят так: у нас общество крепких домов и некрепких семей, больших денег и мелких ценностей. А духовность может общество сплотить, консолидировать. Причем духовность может быть не тождественна религии, духовность – это состояние человека. Это не просто поставить свечку в храме, сходить в театр, дать денег на благотворительность. Духовность формирует нормы и ценности, которые находятся внутри человека, они зависят от его воспитания, наследственности. От многих факторов. И сейчас надо говорить о возврате к этим ценностям как можно более активно.
- Ваш коллега по Думе вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк сегодня отметил, что значительная часть россиян – атеисты. Вы с этим согласны?
- Не согласен. Если бы это было так, у нас не было бы на кладбищах столько могил с православными крестами и мусульманских захоронений. Да, много лет у нас навязывался атеизм, но даже атеизм не означает бездуховности. Можно быть буддистом, православным, протестантом, агностиком, но ценности не тождественны религии. Важно наличие у человека ценностей.
- Когда государство берет духовно-нравственные ценности на вооружение и начинает их активно проповедовать – это хорошо или плохо?
- Сейчас у нас общество пребывает в духовно-нравственном кризисе. И если государственные органы будут постоянно напоминать о духовном обогащении, это же хорошо. Ведь что такое духовность, человек определит для себя сам, государство может только предоставить возможность человеку для формирования внутри себя ценностей. Если государство просто скажет – «будьте духовными», никто таким не станет на завтра. Но надо продвигать значимость вопросов нематериальных, развития внутреннего мироощущения, мировоззрения, мудрости, наличия в жизни нематериальной терминологии.
- Вы считаете, что принятие законопроекта об уголовном наказании за оскорбление чувств верующих действительно необходимо обществу?
- Конечно. Мотивация очень простая. В последние годы наше общество регулярно сталкивается с вызовами, выступлениями на антирелигиозную тематику, причем речь идет не только о Русской православной церкви, но и протестантах, мусульманах, иудеях, буддистах, представителях всех конфессий. Прошлый год стал фактически годом кощунственных действий – от выступления в Храме Христа Спасителя Pussy Riot до осквернения могил, спиливания крестов, осквернения Вечного огня. Для мусульман ситуация дошла до попыток физического устранения их духовных лидеров. Эти события заставили нас, депутатов, обратиться к мировой практике, подумать, что можно сделать и как изменить. В мире такие деяния наказываются от смертной казни до полного невмешательства государства в эти вопросы. Но мы видим реакцию мусульманской общественности, например, на выход кощунственного фильма «Невинность мусульман». Были в разных странах беспорядки, жгли машины, дошло даже до убийств. Мы хотим, чтобы так было и в нашей стране? Или в России тоже начались попытки некоторых активистов навести порядок своими силами: те же казаки срывали выставку на Винзаводе, считая ее оскорбительной, православные активисты рвали на людях футболки с кощунственными изображениями. Возможно, посыл у этих людей был благородный, но они нарушали нормы права. И получается, что те, кто кощунствует, нарушают лишь Административный кодекс, им грозит штраф в тысячу рублей, это платное такое удовольствие, а те, кто реагирует на это, нарушают Уголовный кодекс. В правовом государстве никто не имеет права преступать нормы. Мы решили показать обществу, что государство намерено усилить законодательные инструменты по предотвращению таких ситуаций в принципе и разработали законопроект, согласно которому за осквернение святынь и оскорбление чувств верующих будет полагаться уголовная ответственность. Думаю, что сам факт внесения этого законопроекта уже охладил многие горячие головы: по статистике за последние месяцы количество преступлений против чувств верующих сократилось. Поэтому надо этот закон принять, даже если это будет «мертвая» статья Уголовного кодекса, которая никогда не используется. Сам факт ее наличия будет работать на профилактику, иначе в итоге прольется кровь. Представляете, что будет, если какие-нибудь провокаторы начнут задевать религиозные чувства тех же мусульман, зная, как они реагируют на оскорбление своих святынь? Мы хотим предотвратить такие ситуации.
- Дело в том, что так называемые «православные активисты» тоже ведут себя крайне агрессивно по отношению к тем, кто их, как они считают, задевает. Не стоит ли разработать какие-то дополнительные меры, чтобы и от них людей тоже защитить?
- Для защиты в таких случаях уже есть действующие статьи Уголовного и Административного кодекса, которые позволяют принять нужные меры. Другое дело, что надо повышать качество работы правоохранительной и судебной систем и доверие к этим системам людей, но это уже не вопрос работы депутатов Госдумы.
Екатерина Винокурова