Русские Вести

Набивая оскомину


Почти все обсуждения вишневых событий упираются в эваковыходы и систему пожаротушения. Причем, что характерно, как правило отдельно в эвако и отдельно в систему.

Печатаю по буквам: ВСЯКАЯ КАТАСТРОФА ЭТО ЦЕПЬ СОБЫТИЙ-ЗВЕНЬЕВ, КАЖДОЕ ИЗ КОТОРЫХ САМО ПО СЕБЕ ЗАЧАСТУЮ НЕПРИЯТНО, НО НЕ УБИЙСТВЕННО.

Попробуем еще раз перечислить основные видимые на текущий момент факторы, звенья, сложившие цепь в Кемерово. С учетом, разумется, частности мнения. Т.к. следствие еще идет и идти будет долго, и только по его итогам можно будет сделать окончательные выводы. Тем не менее, основные узлы уже известны и видны. Текст будет большим, но придется. Не буду детализировать только противопожарные системы. В деталях плохо разбираюсь, к тому же об этом уже наговорили обильно. Нет смысла повторять. Сосредоточимся на других слагающих.

Итак:

Зональность расположения просмотровых залов

Общая практика ТРЦ - высотность. Залы располагают под самой крышей, на самых последних этажах. Потому, что чем выше, тем дешевле площади. Самые вкусные, самые доходные это первые этажи. Потому, что самые проходные. Причем, ниже залов как правило идут детские игровые площадки. Тут тоже понятно. Залы самые непроходные, функционируют по принципу "зашел-сел-провел время-вышел". Принцип стакана: "налили-вылили", сквозного постоянного потока нет. Детские игровые площадки чуть более проходные, но там ближе по сути к просмотровым залам, динамика наполнения уже есть, но лишь слегка больше. А ниже начинаются торговые зоны, опять по ранжиру "чем больше проходимость, тем ближе к народу, тем ниже по этажности, тем дороже аренда". Поэтому ниже детских площадок или параллельно с ними, если возможно, всякие кафешки с посиделками. В самом низу торговые сеточки, закуточки, лоточки. И там же всякие фастфуды.
Таким образом, места наибольшей недвижимой скученности - под самым верхом.

Внутренняя планировка

Чем больше удастся поделить площадь на секции, тем больше арендаторов можно туда запихать. Тем выше сборы владельцев ТРЦ. Это не исключает больших секций под сетевые магазины, но либо они покрывают оплатой тучу мелких и средних, либо уезжают в подвалы и цоколи. Именно поэтому иногда можно обнаружить на первых этажах различные псевдодешевые эльдорады, но обычно наблюдаем тот же эффект бутерброда: первый под кучу мелких торговцев бижутерией, телефонами, текстильно-гарантерейными услугами etc, пирожки-мороженые. Чуть выше и чуть ниже (второй/подвальный) - сетевые магазины.
При этом любой коридор и площадка есть паразитная площадь, которая тянет расходы, но не дает никаких доходов. Поэтому если они где-то еще не заняты, то прямым либо ползучим порядком они будут ужаты. Как в дачных товариществах сначала проезды широкие на пару машин с запасом, а потом велосипед проезжает, чиркая боками заборы.
Что создает узкие лабиринты, проходные в штатном порядке, но в пиковые загрузки уже заметно, как там тесно и неудобно, особенно стороннему человеку.
Дополнительный фактор - мерчандазинг диктует организовывать проход к самому вкусному через череду не очень нужных клиенту рядов и витрин, извилистыми путями. Кто в курсе что означет "импульсивная покупка", тот понимает, о чем я.

Наполнение и отделка помещений

О-о-о... Тут можно слагать поэмы. Но для начала ограничусь простой констатацией факта. Когда стоит задача извлечь как можно больше прибыли (а мы всегда держим в уме, для чего формируются ТРЦ), она достижима лишь двумя дружными путями. Увеличение доходов и "оптимизация" (уменьшение) расходов. Антипожарные отделочные материалы существуют, но они очень дороги. Требования к ним можно перечислить так: не горючи, не текучи, не поддерживают горение, при принудительном горении не выделяют токсичные вещества. Обычные материлы не отвечают всем или почти всем этим требования. Особенно дешевые пластики и полимеры etc. Тем более, вспененные. Содержащие кроме самого горючего состава еще порцию воздуха для его горения и за счет пузырьковости увеличивающие площадь горения в совокупности с тонкой структурой.
Легкий экскурс в теорию. Если ошибусь в тонкостях формулировок, пусть химики поправят. Горение это реакция соединения с кислородом (окислителем) с выделением тепла. Для ее запуска в бытовых условиях нужная подача тепла. Затем выделяемое тепло подает тепло для разгона реакции. Пример: спичка поджигает мох, он - тонкий хворост, который разжигает толстые ветки, а они затем поленья, следом идут деревья...
Вспененные горючие матералы по структуре тонки и содержат окислитель, поданнй прямо в зону горения. Поэтому они "вспыхивают как хворост", сразу в большом объеме. "Волной и взрывом".
Еще посмотрим на реквизит детских игровых площадок. Что мы там увидим? Пластик, пенопласт, опять пластик... в шарообразном, пенном, кусковом составе. МОРЕ пластика и пены.
Все это горит, плавится, выделяет ядовитые газы сродни ОМП. Разумеется, не всегда. Только во время пожара. Но мы же не на пожар ходим. А поиграть, развеяться, отдохнуть и расслабиться. В том числе от детей, пусть пока повозятся всласть и посмотрят мелькающие картинки. Им нужно. Нам удобно. Хозяевам доходно.

Электропроводка и освещение

Обычная, не устану использовать это слово, практика. Основные силовые кабели, ведущие к зонам разветвления, проходят между этажами в отведенных каналах, а дальше разводятся по потолку. В лучшем случае их укладывают в т.н. "гофру", и хорошо еще, если в серую. Она не поддерживает горение. Часто (ибо это красиво для клиента) их разводят в красной и черной гофре. Да, ее потом скроют под навесным фальш-потолком. Но на период монтажа есть чем покрасоваться. Эта гофра горит, поддерживает горение, плавится. Серая не служит защитой от горения, но поскольку его не поддерживает, достаточна для локализации искр при замыкании проводки внутри. При условии ее правильной разводки, конечно, если джамшуды с равшанами не умудрились протянуть вместо одного кабеля на одну гофру - целый пучок. А такое при оптимизации... понятно...
Разводку проводки в стенах к конечным точкам потребления так же желательно вести в гофре, но оптимизация...
Отделанные пластиком стены, в них проводка, окруженная вспененными матералами для звукоизоляции. И я еще не коснулся темы электрощитовых. Какой слон оптимизации там прошелся грязными ногами! В конце текста попробую найти старый юморной ролик от электрика на тему удешевления работ. Весьма показательный.
Невидимая для потребителя электропроводка окутывает все помещение (домашнее - не исключение), зачастую не удовлетворяя требованиям пожаробезопасности и защиты от замыкания.

Окна, ходы и эваковыходы

Хорошо, когда вы в магазине одни. Все коридоры кажутся широкими, площади - излишне широченными, прилавки - доступными, двери - царскими.
Хуже, когда начинается пиковая загрузка. В сетевых маркетах то и дело снуют какие-то люди, так и лезущие под вашу тележку - своими, путающиеся под ногами, толкающиеся с вами в дверях, прущими прямо напролом и не видящие, что вот прямо здесь идете Вы!
Хорошо, когда витрины широки, а окна просторны. Прятно видеть все представленное к продаже и наблюдать шикарный закат в панорманое окно.
Хуже, когда злобстующий завистливый нищеброд норовит заехать в вашу витрину кирпичом, да еще пошарить там шаловливыми ручищами. А как смотреть кино, если это подлое солнце так и лезет своими лучами прямо в экран? Засвечивая все интересные детали...
Хорошо, когда выход всегда открыт.
Плохо, что через него может войти кто-то лишний и вовсе не всегда нужный. Заяц, проще говоря. Который денег не приносит, а только их уносит. 100-400 тыс рублей штраф Минкульта к кинопрокатчику в случае обнаружения превышения занятых мест над проданными билетами.
И опять же, эвакопроход это паразитная площадь. Можно стремяночку же туда поставить? Ящичек запихнуть. Другой хлам. Временно! Потом уберем. Когда-нибудь.
Чем ограниченнее доступ к содержимому внутри витрин и просмотровых комнат, чем непробиваемее в них стекла, толще решеки, уже окна и тверже двери, тем больше доходность и приятнее потребление. Все противное этому надлежит оптимизировать, в пределе - окончательно.

Поведение людей в стрессовых ситуациях

Расхожая истина - "человек в стрессовой ситуации всегда ведет себя неадекватно окружающией действительности". Это об обычном обывателе. Иначе говоря, он наподобие инстинктивному неразумному животному мечется и ломится непопади куда, иногда попадая в правильное решение (совпадая с ним). Чаще - несообразно оптимальному поведению даже в приближении. Специалисты по опасным ситуациям вне этого правила, это специально обученные люди. Для этого они и существуют, эти профессии. Спасатели, Пожарники, Охранники, Военные etc. Всякий бытовой, армейский, правоохранительный и телохранительный Спецназ.
В идеале человек в форме должен удовлетворять требованиям быстрой ориентированности в случае ЧП. Пресекать его при обнаружении тенденций. Минимизировать при погружении в него. Выводить неподготовленных, попавших в него или идущих в него по бытовой слепоте. Ликвидировать последствия. Попутно перевести стурушку через дорогу (в целом - не шучу). Быть таким Дядей Степой, в широком и узко-заточенном смысле.
Положа руку на сердце. Ряженые ЧОПовцы, вахрушки и билетеры в ТРЦ этому соотвествуют? Про магазины и МОУ не будем о грустном, там совсем тоска. Их задача делать лицо, проверять чеки, скучать и вытеснять мелких хулиганов. Что-то наподобие сторожей при ОВО и кадрах детских садов. Что случилось - ты живая сигнализация, сообщи, спрячься как мышь под веником и жди. Тебя спасут.
Все бегут, и ЧОПовцы бегут. Все тонут, и ЧОПовцы тонут. Все горят...
Помнится, были исследования на тему паники толпы в кинозалах. Что при пожаре люди затаптывали друг-друга, хотя локализовать было просто, затоптав горящую тряпку. Или организованно и не мешая друг другу покинуть помещение. Это к тому, что даже там, где что-то можно сделать и спастись, отдельный обычный человек гибнет, а увлекаемый паникой толпы, ее потоками, гибнет сообща. Даже в том случае, когда по спокойному разбору шансы у него были. Но. "каждый мнит себя героем, видя бой со стороны" и "Задним числом все умны". К сожалению, это верно.

Здесь пока остановлюсь. Тект и так прегружен.

Резюмируем

Высокие этажи, выход там где вход. И несколько этажей впереди на пути к спасению.
Сконцентрированная горелка - прямо под залами просмотра кино.
Основная масса народу скучена, уплотнена.
Эта масса - слабые физически дети.
Узкие коридоры, лабиринты, тесные двери и лестницы.
По пути выхода напичканная горючими матералами зона (игровые площадки).
Моментально выгоревшая электропроводка. Темнота по большинству хода движения.
Отсутствие окон, точнее они крайне редки. Других путей нет. А падение с высоких этажей тоже убийственно.
Огонь распространяется стремительно, почти взрывом.
По коридорам людей настигает жар наподобие пирокластической волны.
Воздух отравлен, горючие вещества большинства обычных материалов убивают за пару вдохов, либо убивают отложенно, но всего на несколько часов.
Система пожаротушения не активна и неработоспособна.
Оповещения о начале пожара нет, драгоценные начальные десятки секунд потеряны.
Эвакодвери заблокированы...

Здесь характерно, что ВСЯ цепь смертоносна и гарантирует трагедию. Еще раз: ВСЯ и целиком. Каждое звено.
Обычно при сработке одного звена остальные пассивно его гасят, не вовлекаясь. Блокируя развитие. Иногда одно звено рвется, и опять не хватает для фатала.
Но если выстраиваются все, то такая цепь ведет к катастрофе.
Отличительная черта Кемеровской трагедии в том, что не только все звенья выстроились и поддержали развитие катастрофы. Они заранее были готовы. Все звенья были в наличии. Стол накрыт. Оставалось поднести спичку.

Погибшие дети заранее были обречены. Очевидно, что слагаемые были наготове задолго до трагедии. Что посетилели этого крематория находились под дамокловым мечом. Что с началом развится финала событий (непосредственно сам пожар) шансов на спасение у них уже не было. Каждое звено в цепи убивало. Каждое!Остальные лишь добавляли неизбежность.

И даже не важно, почему загорелось, откуда возник огонь. Здесь тоже поле работы для следствия. Случайность ли недосмотра, чья-то халатность, шалость или намеренный акт. Это важно в разборе причин и вынесения законного определения в адрес источника. А он есть, ибо абмразуры, которые закрывают телами, не возникают самопроизвольно. И на всякого героя есть свой мерзавец. Это важно в деталях, но не так важно в целом. Гораздо важнее, что случилось потом. Не почему огонь возник.
Но почему он так быстро распространился. Почему ему все способствовало. Почему эта очевидность была неочевидна хозяевам "бизнеса", управляющей компании, надзорным органам. Кто допустил всех этих людей к распоряжению человеческими жизнями, тем более детскими.

Почему, почему и почему.
И кто теперь за все это ответит.

Источник: pilgrim-blog.livejournal.com