Как минимум с 2016 года Правительство, совершенно не сообразуясь с ожиданиями граждан, продвигало идею внедрения в России паспортов нового образца с чипами – и вот дело практически доведено до конца. Дважды озвученная при экс-премьере Дмитрии Медведеве электронная паспортизация россиян откладывалась – уже здесь очевидно, что у них не было все готово, и нужно это изначально ИМ, а не нам. Но вот на прошлой неделе на портале правовых актов появился проект Указа президента РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=114294), разработанный Минцифрой, согласно которому Правительство получает широкие полномочия по определению формы, содержания и порядка использования главного документа гражданина России, а московские власти начинают масштабный эксперимент по выдаче электронных биометрических (!) паспортов с 1 декабря 2021 года. К 1 июля 2023 года процесс выдачи паспортов с чипом должен быть налажен во всех регионах. Цифровизаторы страны фактически подводят Владимира Путина под монастырь, делая его инициатором общегосударственного плана присвоению народу личных идентификаторов, сбора биометрии и привязки наличия электронного паспорта к оказанию госуслуг.
Очень похожий проект Указа президента публиковался на правительственном портале НПА в октябре 2019 года, у него тот же самый разработчик – Минцифры и даже прежнее ответственное лицо – Юрий Алексеевич Зиновьев. Старый вариант документа, так и не дошедший до подписания президентом, являл собой правку в ельцинский Указ о паспорте от 13 марта 1997 г., а новая версия содержит больше текста и предлагает, с момента получения биометрической ID-карты с чипом, считать «ельцинский» бумажный паспорт недействительным.
Давайте выясним, под чем же предлагает подписаться президенту Минцифра в лице ответственного сотрудника Зиновьева Ю.А., которого нам не удалось найти в штате министерства по открытым источникам в интернете.
Во-первых, сразу бросается в глаза совершенно липовое обоснование введения цифрового удостоверения личности с биометрии: якобы это делается «в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ, общественного порядка и национальной безопасности, в том числе повышения защищенности паспортов, удостоверяющих личность граждан РФ, совершенствования процедур удостоверения личности и идентификации граждан РФ на территории РФ…»
Мы прекрасно помним широко растиражированное СМИ заявление экс-вице-премьера, ныне гендиректора Почты России Максима Акимова: с 2022 года гражданам РФ перестанут выдавать бумажные паспорта . С учетом озвученных планов цифровизаторов из Правительства выходит, что конституционные права и свободы граждан не «обеспечиваются», а самым жестким образом попираются – причем те права, которые не отчуждаются даже в случае введения в стране военного положения: право на неприкосновенность личной и семейной тайны, на обработку персональных данных только с согласия гражданина, на гарантии исполнения государством конституционных социальных обязательств без каких-либо дополнительных дискриминирующих условий, право выражать правосубъектность под своим именем, данным при рождении, а не личным номером (статья 19 ГК РФ).
Тезис относительно «повышения национальной безопасности и большей защищенности» электронных паспортов звучит просто нелепо – особенно с учетом того, что вместе с носителем с чипом (ID-карты банковского формата) вводится в действие «электронный документ, формируемый с учетом специальной программы (приложения для смартфонов)», а также «сопутствующая ИТ-инфраструктура» (то есть единая база данных и система идентификации граждан по номеру электронного паспорта/биометрии). Удостоверение личности в смартфоне – со всеми персональными данными, включая фото лица и рисунок узора пальцев – идеальный объект для атаки хакеров, злоумышленников, иностранных разведок. Добавим к этому, что ни своего железа для телефонов, ни собственных операционных систем в России до сих пор фактически нет. О каком «повышении безопасности» можно говорить в ситуации, когда с Запада открыто вещают об объявлении нашей стране кибервойны, и постоянно атакуют сайты официальных органов власти (заметим, атакуют успешно)?
Ежу понятно, что нет ничего безопаснее бумажного удостоверения личности в собственном кармане или в домашнем шкафу – который невозможно похитить/взломать/подделать электронными методами, который принадлежит гражданину реально, а не виртуально, и не может быть в одночасье аннулирован как запись в электронном реестре. Вообще многие почему-то забыли простое логическое правило: если человека лишают бумажного личного документа, его лишают доказательства наличия у него правосубъектности в любую минуту жизни, независимо от цифровой инфраструктуры государства, которая сегодня работает, а завтра может кануть в Лету в результате какого-нибудь «блэкаута». То есть человек существует как правовая единица, воспринимаемая государством и частными структурами, только в той степени, в какой существует электронная запись о нем в государственной базе. Это жуткая циничная подмена традиционного права цифровым бесправием.
Погружаемся далее в проект указа, который вводит в действие «паспорт, содержащий электронный носитель информации», на всей территории России с 1 декабря 2021 года. На бумаге пока сохраняется добровольность и альтернативность. Утверждается, что новый биометрический паспорт на территории РФ «применяется наравне с паспортом на бумажном носителе» из ельцинского указа.
«…со дня выдачи гражданину Российской Федерации паспорта, содержащего электронный носитель информации, либо паспорта на бумажном носителе ранее выданный паспорт, содержащий электронный носитель информации, либо паспорт на бумажном носителе считается недействительным».
Фраза «со дня выдачи паспорта на бумажном носителе» указывает, что документ старого образца пока продолжат выдавать по просьбе гражданина, однако о долгосрочных планах Правительства мы все слышали. Уже сейчас можно представить, как через пару лет после старта проекта они начнут вещать об «излишней бумажной волоките», «сложностях с носителями бумажных паспортов» и прочих привычных псевдоаргументах цифровизаторов.
«На электронном носителе информации паспорта, содержащего электронный носитель информации, а также в информационных системах Министерства внутренних дел РФ в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ, размещаются биометрические и иные персональные данные владельца такого паспорта, включая изображение его лица и папиллярных узоров двух пальцев рук».
В ГИС будут размещаться любые личные данные владельца паспорта, которые туда захочет внести Правительство – то есть указ носит рамочный характер (!). Более того, биометрия будет сниматься обязательно – вот вам и повышенная наполняемость ЕБС, и постоянная «пища» для слежки нейросети «умных городов» за гражданами. По лицу гражданина о нем в любую минуту смогут узнать все – причем информация будет обновляться в режиме реального времени.
«Электронный документ может использоваться в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ».
И снова широчайшие рамочные полномочия для Правительства – оно сможет произвольно определять, в каких госуслугах и прочем взаимодействии в социуме надо использовать электронный паспорт. Неужели президент всерьез поверит в то, что данный указ разработан «в целях обеспечения прав и свобод граждан»? Напомним, в самом конце 2016 года Владимир Путин ветировал законопроект о ГИС «Контингент обучающихся» – как раз из-за нерегулируемых рамочных полномочий сборщиков досье на наших детей.
«3.Правительству Российской Федерации:
а) до 1 июня 2021 года утвердить образец бланка и описание паспорта, содержащего электронный носитель информации, включая перечень сведений и данных, размещаемых на бланке и на электронном носителе, а также внести изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», предусмотрев в нем порядок выдачи, замены, использования паспорта, содержащего электронный носитель информации, размещения информации на электронном носителе и в электронном документе и доступа к ней, а также порядок активации электронного документа;
б) обеспечить реализацию и финансирование мероприятий, связанных с изготовлением бланков и оформлением паспортов, содержащих электронный носитель информации, формированием и активацией электронного документа;
в) обеспечить реализацию мероприятий, связанных с созданием, эксплуатацией и развитием специальной программы для электронных вычислительных машин, устанавливаемой на индивидуальные мобильные устройства, и сопутствующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, с использованием которых обеспечивается формирование электронного документа».
Правительство наделяется поистине диктаторскими полномочиями в отношении ввода электронных паспортов. Все – от внешнего вида электронного биометрического паспорта, до порядка его активации и применения – будет прописано в обновленном Положении о паспорте гражданина. Причем неизбежны многомиллиардные затраты на создание соответствующей ИТ-инфраструктуры, которыми будут заведовать те же министры. Опять же обратим внимание, что пока ничего не говорится об изменениях в Положении в части прекращения выдачи бумажных паспортов, т.е. на переходном этапе они будут использоваться параллельно с биометрическими.
В Москве процесс выдачи новых удостоверений личности планируют начать с 1 декабря 2021 года, а в регионах губернаторы обязаны будут обеспечить эту возможность «по мере технической готовности, определяемой Правительством», но не позднее 1 июля 2023 года.
Официозные СМИ уже активно сообщают, что «электронный паспорт, как и дополняющее его мобильное приложение, станет ключом к государственным и коммерческим услугам, обеспечит всех граждан квалифицированной электронной подписью». Удостоверение личности с биометрией в приложении на смартфоне – вот это высшая степень безопасности и прогресса, просто нечего сказать. Не надо быть суперэкспертом, чтобы понять – со временем чип с биометрией и личным ID станет единственным ключом ко всем госуслугам, операциям с имуществом, соцвыплатам и т.д. Интересно, большинство граждан, кроме православных и рефлексирующих патриотов, не забывших Нюрнберг, спокойно все это проглотит? Похоже, власти думают именно так, иначе не стали бы вот так топорно, под не выдерживающим критики прикрытием, все это вводить.
В очередной раз отсылаем граждан (а незадачливых чиновников-лоббистов – буквально тыкаем носом) к образцу заявления (обращения) к президенту России против поголовного внедрения в стране электронного паспорта, составленного экспертом общественного движения «Комитет по защите персональных данных», к.ю.н. Анной Швабауэр. Проект Указа президента, разработанный Минцифрой и размещенный на портале НПА 19 марта 2021 г., довершает уничтожение неприкосновенности частной жизни россиян, угрожает нацбезопасности, противоречит Конституции, целому ряду федеральных законов и программных документов Правительства (в том числе – «Концепции удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ и плана мероприятий по ее реализации»; Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.), грубо попирает права верующих граждан, для которых категорически неприемлемы номерные биометрические идентификаторы личности, фактически создавая условия для их геноцида, умаляет достоинства личности, игнорирует официальную позицию Русской Православной Церкви и Государственно-правового управления Президента РФ.
Помимо обязательной сдачи биометрии для желающих получить новый паспорт, есть еще одна опасность. Экс-премьер-министр Медведев не случайно подчеркивал , что введение электронных удостоверений личности «позволит обеспечить… создание системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора». Именно по этому личному номеру-идентификатору система и будет определять гражданина и производить (или не производить) с ним дальнейшее взаимодействие. Причем, такой порядок взаимодействия вскоре будет расширен и на частную сферу (коммерческие услуги, как было сказано в старой версии проекта Указа президента от Минцифры) – то есть покупку-продажу. К чему идет дело, хорошо понятно каждому человеку, хоть раз открывавшему Откровение Иоанна Богослова.
Консервативная общественность выражает решительный протест антиконституционным, противозаконным и крайне опасным действиям цифролоббистов, которые намерены захлопнуть ворота электронного концлагеря в России введением персонального биометрического идентификатора с личным номером и поэтапно замкнув на него все отношения человека с обществом/государством. Призываем всех противников «новой нормальности» высказать свое мнение по поводу этого исполнения повестки цифроглобалистов разработчикам проекта – на электронный адрес yu.zinoviev@digital.gov.ru, по телефону +7 (495) 771-80-00, доб. 44596, либо бумажным письмом в Минцифру - 123112, Москва, Пресненская наб., д.10, стр.2. Общественники-патриоты обязательно донесут коллективную позицию до властей – имеющимися на сегодня средствами. Следите за нашими новостями.