Русские Вести

Молодёжь бежит из незалежного Казахстана в Россию


Я редко делаю материалы, касающиеся нашего соседа – Казахстана. А не делаю я материалы об этой незалежной постсоветской республике потому, что отношения Москвы и Нурсултана, в общем-то, понятны. Казахстан не делает русофобских заявлений, как еврогрузины или прибалты. А ещё – не пытается выдурить себе преференции, шантажируя уходом на Запад, как официальный Минск.

Также Казахстан прочно вписан в ЕАЭС, осуществляет транзит, шлёт в Россию студентов и особо не отсвечивает.

Правда, несмотря на всё это, мы помним, как нацики-казахи в 90-е выживали русских из республики. Это не пустые слова, я лично общался с людьми, чьи родные и близкие были вынуждены в те страшные годы бежать из Казахстана. Потом всё вроде как улеглось, но число русских в незалежной республике значительно уменьшилось.

Пришла пора собирать урожай. Вот что пишут по этому поводу озабоченные ситуацией казахстанские патриоты.

«К великому сожалению, но численность уезжающих из года в год растёт.  По статистике, в 2016 году  уехало 32 920 человек, в 2017 году эти показатели выросли до цифры 35 680 человек. В прошлом году количество переехавших составило 41 894 человека. Эти показатели не могут не пугать.  А ещё мы пытаемся утешить себя тем, что кто-то всё равно возвращается. 

Наши чиновники говорят, что возвращается до 70 % уехавших. Так ли это на самом деле? Кто знает? А вот статистика не врёт. Желающих покинуть страну, становится с каждым годом больше и по социальным опросам.  Окей, допустим, что 70 % всё равно  вернется. Но, 30 останется.  Среди этих 30 % немало талантов и умов.  Это перспективная молодёжь, которая могла бы привнести немало изменений на своей Родине. Но, разочарование порой бывает сильным. Мы не вправе кого-то судить.  Однако мы теряем кадры. Мы теряем таланты. Мы теряем вместе с ними перспективы. И знаете, если бы создавали условия, никто бы не уезжал. Условий нет. Практически всё решают деньги, да связи. Да даже в той же соседней России, сейчас учится до 86 тысяч молодых казахов и казашек».

О том, что 70% возвращаются – это враньё. Вот таблица, подготовленная сайтом Central Asia Monitor.

Посмотрите, за всю историю казахстанской незалежности было лишь 4 года – с 2003-го по 2007-й включительно, когда в страну приезжало намного больше людей, чем уезжало.

То, напомню, были самые жирные в плане кредитной накачки годы накануне мирового финансового кризиса. До них число уезжавших из Казахстана – преимущественно русских – в разы превышало количество тех, кто приезжал.

После, начиная с 2008-го, ситуация начала переламываться. Окончательное изменение вектора произошло в 2012-м. Начиная с него, не было ни одного года, когда число приехавших превысило бы число уехавших.

Возьмём казахстанского студента в России. Допустим, что он учится 5 лет. Тогда те, кто поступил в наши вузы в 2012-м, должны были массово вернуться в Казахстан в 2017-м. Смотрим числа. В 2012-м уехали 29 722 человека. В 2017-м приехали 15 595 человек. Это никак не тянет на озвученные чиновниками 70% возврата студентов.

То есть молодёжь реально не хочет возвращаться в Казахстан. 2018-й год был рекордным по дисбалансу – уехало почти 42 тысячи человек, а вернулось – менее 13-ти тысяч. Кто же уезжает?

«По своему составу это квалифицированная и образованная часть общества, среди которых много молодёжи в возрасте от 18 до 28 лет, количество которых доходит от 40% до 50% от общего числа выезжающих и 30-35% людей среднего возраста от 30 до 45 лет. А процент людей с высшим образованием доходит до 60-70%. И это при том, что тех, кто учится или работает за границей, сохраняя казахстанский паспорт, в этой статистике не учитывают. А таких десятки тысяч».

По данным на 1-е января, 2019-го, население Казахстана, если округлить – 18,4 миллиона человек. То есть, один процент – это 184 тысячи. В минувшем году уехало менее, чем полпроцента. Но власти всё равно обеспокоены, потому что уезжает именно молодёжь.

Сейчас я попытаюсь объяснить описанное казахстанским экспертом явление.

Вся постсоветская незалежность в любой республике, отпавшей от России в 1991-м году, базируется на поиске набившей оскомину «национальной идентичности». Где-то это происходит в гротескных формах, как у чубатых, заявляющих о постройке египетских пирамид древними украми и цеевропейской национальности Христа. В других местах формы не так режут глаз, но суть – неизменна. База незалежности – это национализм.

Но вот тут-то на дороге в новый мир, и лежат старенькие, но проверенные грабли. Насаждение национализма, неразрывно связанное с изгнанием этнических русских, даёт второе дыхание архаичным формам общественного устройства.

То есть, поднимает головы пусть не изжитый, но находившийся в советский период под контролем Москвы трайбализм, клановость, кровная круговая порука и тому подобное. Мы всё это, кстати, видим в российском Дагестане и прочих северокавказских республиках. Но там Москва – особенно после 2014-го года – нещадно эти архаические явления искореняет. Аресты чиновников в Дагестане, беспрецедентное «дело Арашуковых» тому примерами.

А вот в той же Белоруссии, и особенно – в Средней Азии – клановость приводит к полному выключению социальных лифтов. Не зря казахстанская молодёжь жалуется, что всё решают деньги и происхождение. Деньги, которые есть именно у тех, кому повезло с происхождением.

Да что говорить за молодёжь, если сам Нурсултан Назарбаев, получивший беспрецедентный титул Елбасы – то есть Отца Нации – всё равно вынужден был перенести столицу республики с юга в получившую недавно его имя Астану. По той банальной причине, что она находится на территории, где силён поддерживающий Назарбаева жуз.

Жуз, если кто не в курсе, это исторически сложившееся объединение местных племён. В Казахстане – три жуза, плюс несколько социальных групп, ведущих своё происхождение из древности, и в жузы не входящих.

Формально Казахстан – буржуазная республика. На деле же – государство, сделавшее в социальном устройстве шаг назад, к феодализму. И кому, как не молодёжи, в том числе – и казахской, не чувствовать всю остроту этого преобразования?

На дворе исход 2019-го года. Парни и девушки, которые стремятся уехать учиться в российские и другие иностранные для казахов вузы – не имеют никакого отношения к выдавливанию русских из Казахстана. Они все родились-то лишь в конце 90-х, начале нулевых годов. Пещерный национализм чужд многим из них. Да и, кроме того, Россия – многонациональное государство, где можно сделать карьеру вне зависимости от того, в каком жузе ты родился.

Всё это и толкает молодёжь уезжать из бесперспективного в социальном плане Казахстана. А чиновники, обсевшие все хлебные места, лишь способствуют эмиграции.

Ну, решили они отказаться от кириллицы и перейти на латиницу. Мол, надо интегрироваться, и учить английский. А русский – не надо. И что? В итоге только вырастет казахская диаспора в Лондоне.

Вырастет, том числе, и потому что феодальный Казахстан, где всё решает кровь, а не способности, не хочет тратить деньги на образование.

«Например, расходы госбюджета РК на высшее образование в 2016-2017 году на 1 очного студента составили 504 доллара. Для сравнения: в России – 8800, в Китае – 3245, в Турции – 3590, в Южной Корее – 9656, в США – 11319 долларов».

Волнует студентов и языковой вопрос. Неуклонное навязывание державной мовы доставляет молодёжи дискомфорт. А если поехать учиться в Россию, то можно говорить по-русски, и никакую мову учить нет надобности.

По сути, Казахстан делает нам услугу, насаждая национализм и выдавливая не желающее возврата к феодальным отношениям население. И заодно – показывает дрянные перспективы, которые ждут саму Россию, если до власти вдруг дорвутся «профессиональные русские», жаждущие построить «национальное государство». Вон, Назарбаев настроил уже. Как вам его успехи, нравятся? И это ведь не в нищем Таджикистане происходит, заметьте. Казахстан – богатая полезными ископаемыми страна, с довольно сильной промышленностью.

Национализм – это тупик. Не должна кровь человека определять его место в социуме, а должны определять это место исключительно личные достижения. Поэтому мы принимаем в наш клуб «Политическая Россия» всех. Лишь бы человек толковый был. Или – активно учился на ходу, становясь толковым в процессе разумной деятельности.

Поэтому нас поддерживают рублём и соотечественники из Германии с немецкими фамилиями, и наши сограждане, у которых фамилии русские. Спасибо за это всем, кто разделяет взгляд нашей редакции на перспективы России. Надеюсь, вы и дальше будете помогать коллективу PolitRussia преодолеть финансовую яму и выйти на самообеспечение. Счётчик пожертвований есть на нашем сайте, даже 100, 200 или 300 рублей, перечисляемых на постоянной основе каждый месяц, помогут нам продолжать вещание.

А напоследок скажу, что в будущем Россия станет ещё более привлекательной страной для переезда на ПМЖ. В том числе – и нашими усилиями. Так что пусть юные казахи приезжают, говорят по-русски, становятся профессионалами и трудятся на благо Российской Федерации.

А своим родителям, которые выгоняли русских в 90-е, говорят по Скайпу или Вайберу: «ну и дураки же вы были, ведь где на постсоветском пространстве нет России – там угасает цивилизация».

Руслан Осташко

Источник: ruslanostashko.livejournal.com