Русские Вести

Массовый побег


Дети-инвалиды беззащитны перед взрослыми. Ни пожаловаться, ни объяснить, ни исправить своё положение малыш не может. Однако порой это мало волнует тех, кто призван заботиться о детях. В одном из пансионатов для умственно отсталых детей жизнь воспитанников превратилась в череду нескончаемых испытаний.

Пансионат для умственно отсталых детей расположен в одном из центральных районов Самары. Географически и формально он будто бы в центре внимания. В нём проживают 230 воспитанников от четырёх до восемнадцати лет. Сайт учреждения пышет оптимизмом, пестрит красивыми фотографиями и рассказами про различные программы реабилитации. 

Когда зелёнка не красит

В конце апреля этого года в соцсетях опубликовали результаты проверки Самарского пансионата для детей-инвалидов. Ольга Шелест, руководитель благотворительного фонда "ЕВИТА", рассказала о том, что увидела своими глазами. Места пролежней воспитанникам мазали зелёнкой. В меню обнаружился салат из сырого лука, приправленного подсолнечным маслом. Другое блюдо, местное ноу-хау, – смесь картофельного пюре и каши, аппетита не вызывает.

Шедевральными блюдами кормят там детей. Например, салат из лука репчатого. Или "суп картофельный с манкой". Нет, ну а что? Им же всё равно, что есть?

- удивлялась Ольга Шелест. Поразил её и внешний вид воспитанников.

"Все дети в старом рванье. Простите, только такое слово могу подобрать. При нас, когда мы спрашивали, "почему в рваных колготках", начинали переодевать и объяснять: "Рвёт же всё!". Странно, почему старые не рвал, а новые порвёт? Мало у кого из детей яркая одежда – даже если и была когда-то такой, от множества стирок уже выцвела. Почему? Ведь ежегодно закупается одежда?"– продолжает Шелест.

Суп картофельный с манкой – ноу-хау Самарского пансионата для детей-инвалидов. Фото предоставлено Ольгой Шелест
 

Проверяющие также посчитали, что детей неправильно усаживали в кресла и укладывали на кровати. Из-за этого у малышей образовались пролежни. Существуют различные способы лечения, но в пансионате решили, что лучше зелёнки лекарств ещё не придумано. О том, что 90% детей не проходили медобследование с 2017 года, даже как-то неудобно говорить. Но Ольге Шелест пришлось это сделать.

Её рассказ заинтересовал официальные структуры. Выводы межведомственная комиссия, в состав которой входили сотрудники министерства социальной политики Самарской области и прокуратуры, сделала печальные: у детей недостаток веса, у привязанных к кроватям обнаружены синяки и раны. В документах это называется "места жёсткой фиксации", и это, мягко говоря, даёт слабое понимание того, что пережили дети, которых изо дня в день тут "фиксировали".

Прокуратура и следственный комитет 4 мая возбудили уголовное дело о "ненадлежащем воспитании несовершеннолетних, соединённом с жестоким обращением". Наказание по этой статье может ограничиться штрафом до 100 тысяч рублей, принудительными работами до 3 лет или лишением свободы до 3 лет.

В пансионате решили, что лучше зелёнки лекарств ещё не придумано. Фото предоставлено Ольгой Шелест
 

28 мая в Следственном комитете по Самарской области уточнили, что, вероятно, в пансионате имели место и истязания. И если это будет доказано, то причастные могут лишиться свободы на семь лет.

Сотрудники пансионата массово увольняются. Пример им подала директор Елена Китаева. Она первой решила, что в пансионате ей делать больше нечего. За ней побежали остальные. По словам Шелест, которая проходит свидетелем, сотрудники боятся, что их фамилии попадут в материалы уголовного дела, но там уже и так 300 страниц показаний. 

По бумагам – одно, в тарелках – другое

Первый вопрос, который возникает: а может быть, денег мало выделялось на детей-инвалидов в Самарской области? Обратимся к официальным документам Министерства социальной политики.

На питание на одного ребёнка в день должно тратиться от 370 до 445 рублей, то есть в месяц – от 11 100 до 13 350 рублей. Не ресторанный уровень, но вполне приличная сумма. И её хватит не только на "луковый салат" и "кулеш" из картошки и крупы. Доходили ли средства до пансионата в полном объёме, выясняет следствие.

Согласно сайту госзакупок, на питание в Самарском пансионате для детей-инвалидов в первом полугодии этого года должны были потратить 10,9 млн рублей. Это пятиразовое питание из расчёта 36 000 человеко-дней, то есть примерно по 302 рубля на ребёнка в день, в том числе и на диетическое питание. Это меньше, чем нормативы, предусмотренные министерством. Согласно техническому заданию в меню должны были входить овощи, мясо, в том числе и говядина, фрукты – всё в достаточном количестве. Овощей – капусты, моркови, свёклы, огурцов, помидоров, зелени и лука дети должны были получать по 400 граммов в день, мяса – по 100 граммов, фруктов и ягод – по 250 граммов. Но детей, видимо, кормили иначе, в противном случае некоторые из них не оказались бы на грани истощения.

Поставкой еды занималось местное ООО с уставным капиталом в 2 миллиона рублей. Организация работает с 2007 года и специализируется на поставке питания в медицинские и социальные учреждения области и заключает контракты многомиллионные. С пансионатом госконтракты подписывались четырежды, общая сумма – 43 миллиона рублей. Кстати, на второе полугодие пансионат заключил контракт на 11 миллионов рублей с этим же ООО. 

Собрались, обсудили, постановили

После случившегося в правительстве Самарской области состоялось заседание Совета по попечительству. Ситуация была признана "вопиющей". На место уволившейся Китаевой был назначен новый директор Елена Тимофеева, имеющая большой опыт в управлении такими учреждениями.

Было решено, что дети пройдут обследование в клиниках Самарского медуниверситета, а меню переработают. И самое главное – ситуацию, кроме Минсоца и прокуратуры, смогут контролировать общественники.

Сейчас в детских пансионатах региона смягчены ограничительные меры, которые касаются посещения детей волонтёрами. Добровольцы могут навещать детей по предварительному согласованию с руководством соцучреждений,

– сообщили в Министерстве социального развития Самарской области.

Анна Фёдорова

Источник: old.tsargrad.tv