Ну хорошо!
Допустим, какого-то сегодняшнего молодого зумера, горожанина — из семьи, в меру отягощённой кредитами, с обычным городским уровнем потребления, не маргинала, не мажора — удалось убедить в опасности и даже апокалиптичности сегодняшнего либерального фундаментализма.
Допустим, он всё понял.
Он выпал из либерального информационного кокона — из, кстати, весьма уютного такого мирка. Он увидел, что либеральные публицисты — никакие не интеллектуалы. И всё такое прочее.
И куда же ему, этому пока ещё молодому идеалисту податься?
Нужно хорошо понимать, кто это такой — сегодняшний молодой идеалист. Это чаще всего горожанин. Он может быть успешным, не худшим продуктом нашей сегодняшней системы образования, но одновременно являться весьма и весьма необразованным или плохо образованным человеком, который к тому же уже не очень умеет учиться. Это человек, уже не верящий в Бога.
Это абсолютный индивидуалист, очень закрытый человек с каким-то экстремальным осознанием собственной суверенности. Это человек, делегировавший кучу когнитивных навыков всевозможным девайсам. Это уже человек, который очень многого не умеет.
Но это и человек нечитающий, а значит, не способный к синтезу, придумыванию, представлению. Всё чаще это человек треснутый, очень уязвимый к депрессии, стрессу. При всём фитнесе и спектакле здорового питания это уже в целом очень нездоровый человек, постоянный клиент большой фармы и системы лечения болезней.
Однако при всем вышесказанном это пока ещё очень чистый человек. Путинское благоденствие научилось производить чистых. Несмотря на всю их современность и якобы продвинутость, в них вшита одна очень важная закладка. И эта закладка очень архаичная, она из времён нашей интеллигентской архаики.
Им уже не совсем комфортно вести просто частное существование. Они должны за это существование расплачиваться чем-то общественно полезным. Уже недостаточно быть просто творцом или «креатором», например. Нужно обязательно иметь политическую или как минимум социальную позицию. За привилегию частной, относительно комфортной жизни нужно расплатиться с какой-то неведомой инстанцией, каким-то неведомым третьим.
Нужно спасать животных или донатить каким-то социальным проектам и вообще «что-то делать», жить не просто так, вести относительно осмысленное и небесполезное существование. Разумеется, этому человеку небезразличны и экологическая, и гендерная темы, которые он считает по наивности и неискушенности темами, далёкими от политики.
И вот куда этому человеку в итоге податься?
В нашу политику? Боже упаси!
Эти молодые являются самыми настоящими гурманами лицемерия, а качество российского демократического спектакля просто ужасающее. Чистому человеку там или нечего делать, или нужно обладать феноменальным иммунитетом ко всем родовым грехам отечественной публичной политики — и просто крепкой нервной системой. Современная российская политика чудовищно недоинституционализирована, забюрократизирована и переадминистрирована.
Участие в государственных и окологосударственных культурных институциях превратит молодого человека в соучастника и соделателя современного российского административного и часто коррупционного арта, в котором нет ни одной крупинки ценного и живого.
В Церковь? Но там всё тоже весьма непросто.
Там много ревностного и ревнивого к неофитам. Вообще очень большой вопрос: готова ли наша Церковь к возможной неофитской волне и даже цунами, наплыву эдаких израненных современностью постмолодых, которые будут нуждаться в реабилитации? Напоминающей ту, в которой нуждаются жертвы и участники тоталитарных сект.
Вообще, если молодой захочет войти в «ватную» среду, он столкнется с весьма и весьма недружелюбной средой. Сегодняшняя русская патриотика очень даже не очень «френдли» как социальная среда.
И что же тогда делать молодому идеалисту? Куда ему податься? Пока только в бизнес.
Да, там тоже не идеально. Особенно в перебюрократизированных крупных компаниях. Но всё же бизнес честнее, гибче, рациональнее. Хотя тоже всякое бывает. Приходится часто сталкиваться в последнее время с тем, что госструктуры уже менее бюрократичны, чем многие корпорации.
Нам следует озаботиться этим простым и непростым вопросом: куда податься сегодня молодому идеалисту? Ответ на этот вопрос демонстрирует градус суверенности страны, её взрослость, качество самой цивилизационной среды и множество всего другого, не менее важного.
Пока с ответом на этот вопрос у нас не всё хорошо. А нам нужен новый цивилизационный драйв, нам нужна новая энергетика суверенности.
Мы должны стать энергичными, наступательными, даже немного авантюрными, весёлыми. Суверенной России нужен новый цивилизационный кураж. А без идеалистов тут никак не обойдёшься.
Евгений Фатеев