Арест губернатора Сахалинской области (уже, кстати, бывшего) Александра Хорошавина – владельца «заводов, газет, пароходов», а также набора «Бентли», квартир и недешёвых письменных принадлежностей – заставил снова обратить внимание на то, что в российском законодательстве в плане борьбы с коррупцией «не всё так однозначно». Законодательство это как бы есть, но в нём чего-то как бы не хватает – как в знаменитой сказке о каше из топора… Только в этом случае не хватает именно топора…
Нет, речь вовсе не о том, чтобы «взять и подвесить за фаберже», не о том, чтобы «на кол», «расстрелять через повешение» и всё в этом роде. Речь о вполне цивилизованной, но от того не менее действенной составляющей – о конфискации имущества, причём полной. А то ведь в самом деле – казус какой-то: коррупционеров на многомиллионных взятках, миллиардных хищениях ловят буквально за руку, а эти дамы и господа чаще всего отделываются лёгким испугом, условным сроком (а то амнистией до вынесения приговора) и штрафом в размере аж нескольких МРОТов. Ёкарный МРОТ, да и только…
В общем и целом, цирк-шапито… Чиновник ничтоже сумняшеся «честно заработанных средств» умудрялся на себя и своих «цыпочек» тратить больше, чем региональный бюджет - на содержание сотен тысяч пенсионеров и бюджетников, но по российским законам чиновнику вовсе не нужно опасаться того, что государство у него что-то изымет за исключением последней взятки… Утрированно, конечно, но, по большому счёту, недалеко от реального положения дел в системе отечественной, прости господи, борьбы с коррупцией.
На этом фоне стоит обсудить «стопятьсотую» инициативу, согласно которой в российский уголовный кодекс следует возвращать материалы, касающиеся полной конфискации имущества у лица, совершившего коррупционное преступление (получение взятки, мошенничество с государственной (региональной, муниципальной) собственностью или госсредствами, нецелевое расходование этих самых государственных средств и т.п.). Авторами «стопятьсотой» (или даже «стопиццотой») по счёту инициативы о возврате в УК РФ разделов, касающихся конфискации имущества, стали депутаты от КПРФ.
Депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Вадим Соловьёв сообщает о том, что до конца апреля Компартия внесёт на рассмотрение в нижнюю палату парламента РФ законопроект от реанимации статей о полной конфискации имущества коррупционеров. В интервью «Независимой газете» депутат Соловьёв аргументирует необходимость возврата полной конфискации имущества:
Когда социологи проводили опрос среди осужденных чиновников, выяснилось, что больше всего они опасаются именно этой статьи.
Далее Соловьёв рассматривает конкретный случай – случай г-на Хорошавина:
Мы осознаем, что если не внесём соответствующие изменения в кодекс и не вернём конфискацию, то подавляющее большинство имущества, которое у него нашли при обысках, будет ему возвращено.
Нельзя обойти вниманием информацию о том, что до депутата Соловьёва с подобной инициативой (причём в течение нескольких лет!) выступал Следственный комитет РФ. Глава СК заявляет, что представители комитета давно обращались к депутатам Государственной Думы с предложением вернуть полную конфискацию имущества (ПКИ), но депутаты странным образом не решились пойти на такой важный с точки зрения противодействия коррупции шаг. Действительно странно, особенно если учесть тот факт, что именно депутаты чаще других и объявляют себя главными поборниками законности и настоящим барьером распространения коррупции. Так в чём проблема-то? Следком лукавит, барьер у ГД РФ низковат, или какая-то третья сила под этот антикоррупционный барьер копает?..
Безусловно, речь идёт не только о возврате ПКИ в УК РФ, но и о том, а готова ли вообще наша правоохранительная плюс судебная система реально брать коррупционеров высокого полёта за клюв?.. А то ведь ситуация может обернуться таким образом, что «Рафик неуиноуный», даже если этого «Рафика» поймали за руку (лапу) в тот момент, когда тот шарил ею в муниципальном, региональном или, о ужас, в федеральном бюджете… А если «неуиноуный», то, как говорится, «об чём разговор» - какая ещё конфискация-шманфискация?.. Если бы и эта система отвязалась от того вбитого в почву столба «сердюковско-васильевской непорочности», то тогда бы антикоррупционная система, думается, выстрелила. Но это всё из разряда «если бы да кабы».
Пока факт остаётся фактом: полной конфискации имущества не предусмотрено законом ни при каких раскладах, а потому «хорошавины» могут себе позволить делать всё, надеясь на «условку» и последующий возврат к своим не до конца освоенным миллиардам. «Хорошавины» могут себе позволить и чуть больше – расчёт на то, что «быдло», на котором и «зарабатывались» дензнаки, «утрётся». Или до «хорошавиных» таких примеров в нашей стране не было?..
Остаётся дождаться внесения законопроекта о введении "конфискационной" статьи для совершивших коррупционные преступления индивидов в УК РФ и приступить к подсчёту времени, которое может пройти от момента внесения законопроекта до момента окончательного принятия решения. Хотя кто сказал, что положительное решение по этой инициативе вообще будет принято?..