Похоже, с некачественными продуктами, хотя и по сверхвысоким ценам, проблем в стране точно не будет. Дело в том, что в утвержденных на днях новых правилах перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом вопросы их сохранности и качества выведены из-под ответственности железных дорог и поставщиков сельхозпродукции.
Это притом что, во-первых, средние расстояния этих железнодорожных перевозок в РФ — максимальные в мире: свыше 500 км. А, во-вторых — размеры потерь/порчи в процессе этих перевозок уже которое десятилетие превышают 25, а то и 30%.
Новые правила вступают в действие в первой декаде декабря с.г. Причем приняты они без учета того, что в большинстве стран бывшего СССР еще сохраняются весьма жесткие правила продовольственных перевозок – внутренних и внешнеторговых. Прежде всего, в Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии, Азербайджане, откуда увеличиваются объемы поставок «скоропортов» в Россию. Стало быть, и им можно не соблюдать свои требования по качеству перевозимых продуктов в РФ и их сохранности...
Теперь по новым правилам грузоотправитель/поставщик сам будет решать, какой именно выбрать тип вагона и под какой конкретно продовольственный груз. То есть РЖД, в отличие от прежних правил, перестаёт быть ответственным за качество перевозки.
С учетом постоянного роста грузовых тарифов на стальных магистралях и стоимости аренды вагонов, хранилищ, нетрудно представить, что будет выбирать поставщик — естественно, самое дешевое.
Многие эксперты полагают, что поскольку именно в РЖД разработаны столь «толерантные» правила, там просто решили переложить ответственность за доставку подобных грузов на Минтранс, который никак не влияет на РЖД. Скорее — наоборот.
Не менее характерно и то, что грузополучатель вообще никак не сможет влиять на выбранную поставщиком технологию перевозок продуктов. И потребовать от перевозчика или отправителя своевременной компенсации за груз, испорченный/потерянный по их вине. Разве что, путём изнурительных судебных тяжб, исход которых непредсказуем для истца.
Так, предписано, что перевозке в рефрижераторах (это специальные вагоны с заморозкой продуктов или рефрижераторные секции в обычных грузовых вагонах) подлежат мясо, рыба, яйца, молоко, мороженое, до 60% ассортимента плодоовощей. Зато в остальных грузовых вагонах можно будет — фактически с любым температурным режимом – перевозить до 40% ассортимента плодоовощей, минводу, переработанное сельхозсырье, консервы, вино, шампанское, другие спиртные напитки.
Между тем уже который год из-за нарушений сроков и правил железнодорожной перевозки, погрузки/выгрузки означенных грузов, фактический объем порчи и потерь продуктов на пути их следования составляет около 25%. А иногда этот показатель достигает даже 40%.
Помнится, еще в 70-х – начале 80-х МПС СССР неоднократно подвергался критике за низкое качество этих перевозок и за отлаженные способы ухода от ответственности за такое качество. Но, похоже, воз и ныне там.
И дело даже не в хроническом дефиците специальных средств для перевозки продовольствия. Что, кстати, было проблемой и во времена СССР. Но тогда этот дефицит частично покрывался за счет поставок из «братских» соцстран Восточной Европы, откуда высокотехнологичные товары ввозили чуть ли не по мировым ценам. А в числе этих товаров были и спецвагоны для продовольствия, пассажирские вагоны, трамваи, автобусы...
По мнению директора группы компаний ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдуса Халикова, «если всё в этой сфере отдаётся на откуп непосредственно грузовладельцу, то, безусловно, он будет искать наиболее дешёвый способ доставки по железной дороге. А создаются такие правила, чтобы исключить ответственность железных дорог за качество перевозок сельхозпродукции в интересах определённых транспортных операторов и групп компаний-вагонников и перевозчиков. А также в интересах влиятельных грузовладельцев, тоже заинтересованных в минимуме своих затрат».
Поэтому с принятием новых правил этих перевозок, «при устранённом контроле со стороны государственной структуры, наше население будет и впредь потреблять некачественный продукт». Кроме того, новые правила, по мнению этого и многих других экспертов, легализуют и тот объём некачественных продуктов, что ранее доставляли в обход прежних правил.
И. Халиков поясняет: «К примеру, рыбные консервы отправляются в зимний период (основной период их перевозок). Доставка универсальным стандартным контейнером пока стоит около 2 рублей за стандартную банку в 200–300 г (по состоянию на середину июня с.г.). В изотермическом вагоне (постоянное охлаждение продукции) – уже в районе 4,5 рублей. В рефрижераторной секции — это уже 5,5 рублей. А, к примеру, в специальном рефри-контейнере – уже 7,5 рублей за банку. Так что выберет грузоотправитель при либерализованной ответственности за качество груза? Конечно, дешевизну».
Схожее мнение высказал в ходе еще февральской (2019 г.) встречи с Госдуме РФ с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом федеральный руководитель нацпроекта «Безопасные дороги» Владимир Афонский: «...Проект новых правил железнодорожных перевозок «скоропортов» предусматривает почти полную либерализацию всего и вся, фактически вообще не содержит ограничений в условиях этих перевозок. Есть ли понимание, что принятие таких правил может привести к резкому росту портящихся грузов, снижению их качества и, в том числе, угрожать жизни и здоровью сограждан?».
В своем ответе министр пояснил, что существующие требования «практически невыполнимы в силу того, что количество специальных вагонов и рефри-контейнеров, используемых для перевозки скоропортящихся продуктов, сокращается».
«По сути, – уточнил Е. Дитрих – получается так, что скоро нам такого рода грузы перевозить вообще будет нечем. Поэтому и востребована вынужденная либерализация правил перевозок».
И действительно, поставок таких вагонов из «братских» стран (и их самих) давно нет, собственное производство наладить — долго и дорого. А импортировать откуда-либо – несравнимо дороже. Куда уж тут до жестких правил по качеству и срокам перевозок продуктов, по соблюдению качества самих продуктов?..
В результате производители и поставщики заранее взинчивают свои отпускные цены, чтобы заблаговременно скопенсировать хотя бы часть убытков от неизбежно испорченной продукции при перевозке и от растущей дороговизны самой перевозки. Потому и получается, что в наших магазинах российские ягоды, грибы, многие виды фруктов и овощей, в том числе консервированных, как и консервы, «молочка», рыбопродукты зачастую намного дороже импортных товаров того же профиля.
И получается, как у А. Райкина: «Один специалист зуб пилит, другой замеряет, третий коронку ваяет, четвертый вставляет. А за дикцию никто не отвечает».
Ну а народ наш издавна привычный ко всему. Достаточно посмотреть, как немалое число покупателей «копошатся» вокруг ящиков с полугнильём, чтобы выбрать не самое сгнившее: ведь это продают по низким ценам. В большинстве стран мира за такие продукты ещё и штрафуют производителей, поставщиков, перевозчиков, торговые объекты. То ли дело у нас...
Алексей Балиев