Несмотря на мощную волну интереса к военной тематике, истории, новейшим технологиям и разработкам, в России практически не развита и не проработана культура освещения подобных тем.
В последний день грандиозного форума «Армия-2015» прошел круглый стол, организованный информационным агентством «Росинформбюро» на тему «Армия, ОПК, СМИ: Реалии, возможности и перспективы».
Изначально было запланировано, что эта встреча станет возможностью прямого диалога между журналистами и представителями различных предприятий ОПК, потому что необходимость обсуждения назрела уже давно и «Армия-2015» как нельзя лучше подошла в качестве площадки.
Догнать и перегнать
Примечательный факт - несмотря на мощную волну интереса к военной тематике, истории, новейшим технологиям и разработкам, в России практически не развита и не проработана культура освещения подобных тем. На первый взгляд это утверждение может показаться спорным - статьи регулярно пишутся, передачи и даже художественные фильмы снимаются, а в выпусках новостей сообщают об отечественных достижениях в области ВПК и смежных сферах. Это действительно так, однако на данный момент во взаимодействии предприятий оборонной промышленности и журналистов, да и в целом в работе СМИ, освещающих ОПК, отсутствует столь необходимая системность и понимание ключевых принципов, делающих нашу совместную работу действительно успешной - причем не только к нашему общему благу, но и на благо государства в целом.
На мероприятии, которое открыл депутат Госдумы, председатель партии Родина Алексей Журавлев, прозвучали слова, которые можно счесть едва ли не главным тезисом встречи - если о наших достижениях никто не знает, значит, их нет.
«Я к обороне имею непосредственное отношения – начал свою карьеру с работы на оборонно-промышленном предприятии в Воронеже, так что с темой знаком не понаслышке. Вы все прекрасно помните, как все это начиналось – в девяностые годы предприятия нельзя было даже снаружи сфотографировать, - рассказал Журавлев в своем вступительном слове,- Учитывая те условия, я даже удивлен, что оборонно-промышленный комплекс сохранился. Но сохранился он на энтузиазме, самоотверженности тех людей, которым иной раз месяцами и даже годами не платили заработной платы, но которые сохраняли все наработки».
По словам депутата, патриотизм сейчас в некотором смысле становится модным брендом, и СМИ сыграли в этом большую роль. ОПК, армия сейчас восстают, и гособоронзаказ уже достигает 100%, чего не было никогда. Как отметил Журавлев, большая заслуга в этом принадлежит как вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину, курирующему ВПК, так и тем людям, которые сейчас всеми силами заняты подъемом отрасли.
Руководитель «Росинформбюро» Софья Черепанова поделилась с участниками встречи своим анализом ситуации в сфере освещения «оборонки» в СМИ – причем, как отметила Черепанова, к сожалению, в российском сегменте практически нечего анализировать, зато западные страны могут похвастаться отлаженным механизмом. В качестве примера она привела статистику, говорящую саму за себя – в настоящий момент армия США располагает арсеналом из более чем 1400 журналов и газет и разовый тираж составляет порядка 12 миллионов. Существует даже международный армейский глянец, что в полной мере демонстрирует, сколь серьезно Америка относится к эффективности печатного слова, а также его непосредственному участию в информационной войне. По словам руководителя «Росинформбюро», в России наконец-то появилась позитивная информация об армии и ОПК в целом, и этой информации много, вопрос только в том, насколько оперативно мы научимся правильно ее подавать, и в данном случае опыт западных стран может оказаться весьма полезным.
Большие проблемы малых предприятий
Уже с первых минут обсуждения стало понятно, насколько актуальна заданная тема – и журналистам, и представителям СМИ нашлось, что сказать и с чем поспорить.
Как отметил директор центра разработки и испытаний информационных и телекоммуникационных систем ОАО «Воентелеком» Евгений Жилков, одной из глобальных и системных ошибок СМИ является их склонность к освещению деятельности крупных корпораций и почти полное равнодушие к тому, что делают небольшие частные предприятия, которые, между тем, часто держатся на энтузиазме и гениальных прорывах увлеченных своим делом людей. В тех же Штатах, по мнению Жилкова, освещение работы так называемых стартапов часто приводит тому, что мелкие компании через СМИ находят инвесторов, и подобная схема работы становится двигателем прогресса.
Как добавила Анастасия Аблаева, пресс-секретарь «Тетис Про», равнодушие крупных СМИ и информагентств настолько велико, что их предприятию чаще всего удается «протолкнуть» свои новости только после прямого взаимодействия с пресс-службой ВМФ, а вовсе не через журналистов. Но даже в этом случае иной раз не удается избежать казусов: так, новость о разработках «Тетис Про» в ряде информационных ресурсов снабдили неверной фотографией и на просьбу об исправлении ошибки среагировали далеко не все СМИ.
«На «Армии-2015» я работаю на стенде, и каждый второй посетитель подходит к нашей линейке барокамер и задает вопрос, каждый раз один и тот же: «Ой, батискафы, а на сколько они ныряют?». Когда им начинаешь объяснять, что это и зачем, они говорят «Ой, как мы далеки». А средствам массовой информации такая продукция, как наша, просто не интересна, потому что это не танк и не автомат», - поделилась представитель компании «Тетис Про», подчеркнув, что для СМИ водолазной тематики как будто просто нет.
Со стороны представителей медиасферы прозвучал вполне резонный «упрек» в том, что пресс-релизы, которые рассылают предприятия, очень часто носят сухой рекламный характер, и не могут заинтересовать не то что массового читателя, но и самого журналиста, которому частенько трудно уловить настоящий, глобальный смысл разработок, о которых им сообщают.
Великая задача
Все участники сошлись на том, что одной из самых важных целей взаимодействия предприятий и СМИ было и остается возрождение интереса к новейшим техническим достижениям, а в конечном итоге – воспитание патриотизма.
«Я поддержу тех, кто сказал, что необходимо пропагандировать и вызывать чувство патриотизма у наших граждан, чтобы они более активно, с большим интересом относились к нашей армии. Например, мы делаем мобильные комфортные полевые комплексы для проживания и лечения в полевых условиях. И мне кажется, что когда люди будут об этом знать, они будут понимать, что больше нет той армии, когда жили в землянках и окопах», - рассказал Игорь Бекбулатов, управляющий директор корпорации «Проект-техника».
Завершая обсуждение, военный обозреватель «Росинформбюро» Дмитрий Литовкин, отметил, что нам еще многого предстоит достичь на пути совершенствования сотрудничества СМИ и предприятий: преодолеть зашоренность пресс-служб официальных ведомств, которые не слишком гибки во взаимодействии с журналистами, научиться видеть за голыми фактами людей, которые стоят за разработками. И, как подметил Алексей Марков, гендиректор НПО «Эшелон», предприятия должны сами идти к СМИ, не дожидаясь, пока кто-то придет к ним, и только так обоюдное сближение принесет плоды.
Ника Бажанова