Литва живет в состоянии перманентного скандала, это настолько общеизвестная истина, что сюда специально ездят из Европы потешиться. Развлечения на любой вкус: то поймают за руку политика, покупавшего голоса избирателей, то сановник из столичной мэрии булыжник реконструируемой вековой мостовой "прихватизирует", то... Но это все рутина, а вот на днях случилось такое, отчего Вильнюс ахнул: Служба спецрасследований (аналог финансовой полиции) предъявила Элигиюсу Масюлису подозрения в получении взятки более чем в 100 тыс. евро. Обзор событий в Прибалтике - в материале Накануне.RU.
Деньги даже в избалованном подношениями и откатами краю немалые, даже по нынешним временам! Следствие ведут высокопоставленные сотрудники Генпрокуратуры, они провели обыски по месту жительства и работы подозреваемого, опросили фигуранта, но заключать под стражу не стали, поскольку тот пользуется неприкосновенностью как депутат Сейма. И не рядовой слуга народа, а лидер одной из крупнейших оппозиционных фракций - Движения либералов, которая сейчас, по опросам, наступает на пятки социал-демократам, ведущей партии правящей коалиции, которая, в связи со скандалами с ее министрами и премьером, сильно сдала позиции. Разница составляет пару процентов и, по мнению аналитиков, ей вполне по силам стать первой на грядущих выборах в Сейм, которые состоятся через три месяца.
А тут и до премьерства Масюлиса рукой подать, учитывая то, что партия набрала отличный ход, на местных выборах в минувшем году они обошли партию председателя правительства почти во всех крупных городах, включая столицу. Эксперты уже выстраивали причудливые комбинации правящего большинства во главе с либералами и их духовными союзниками - консерваторами, которым, что трудно переоценить, благоволит президентура. Видные деятели международного либерального движения, зачастившие в последние недели в Вильнюс, уже косвенно поздравляли своего адепта с должностью главы кабинета, строили совместные планы по дальнейшему снятию барьеров на пути бизнеса, оптимизации налогов, продвижению свободы личности, виновник грядущих торжеств, по слухам, уже заказал у Армани себе фрак для инаугурации.
Масюлис – яркий представитель политиков новой волны, молодой и амбициозный провинциал (вырос в Клайпеде, здесь, собственно, и оформилось Движение либералов), отказавшийся от должности мэра столицы в расчете на более престижный приз. Перед ним, как говорится, все пути, включая международные, открыты, а вот бес попутал. И явился этот черт в образе высших руководителей крупнейшего концерна MG Baltic, бизнес-интересы которого лежат в области торговли, производства ширпотреба, принадлежит ему и один из популярных телеканалов. Застигнутый репортерами, политик не стал комментировать скандал, успокоив, что следствие все расставит по местам. На следующий день информагентства сообщили: Масюлис сложил с себя полномочия руководителя партии, парламентской фракции и распрощался с депутатским мандатом.
Означает ли это полнейшую капитуляцию и признание вины? Вряд ли, это не в характере литовского – и не только – истеблишмента, здесь принято сопротивляться изо всех сил, хвататься за соломинку, переводить стрелки на других. И удается. Несколько лет назад было совершено покушение на одного бизнесмена, СМИ приводили показания исполнителей, со всей уверенностью называющих имя заказчика – делового партнера, якобы они не поделили доходы. И что же? А ничего, этот мультимиллионер по-прежнему числится честным гражданином, занимается благотворительностью, а расстреляный едва выкарабкался с того света, стал инвалидом и потерял возможность заниматься делом. Большая часть граждан убеждена, что тут не обошлось без денег. Без больших денег.
Посетившая как-то Прибалтику Юлия Латынина, пылающая горячей любовью к Западу писательница-экономист, заметила: в странах Балтии коррупция есть, но не такая дикая, как в России, она здесь мягкая, цивилизованная (в устах мастера словесности как-то звучит диковато: цивилизованная коррупция). Не могу судить о российской, но в Литве она уже давно стала неизбежной спутницей жизни. В прежние, царско- буржуазные времена редкий посетитель управы не нес чиновнику мзду – утку в корзинке, три десятка яиц, свиной окорок. Традиции не забыты, и сейчас сложные вопросы трудно решить без взятки, только теперь вместо яиц и копченостей в ходу звонкая монета.
Известен случай, когда бывшего моряка сняли с операционного стола только потому, что неожиданно выяснилось - ему нечем оплатить требуемые при этом препараты. И подобных примеров пруд пруди. Без так называемой бытовой взятки не попадешь к хорошему врачу-специалисту, не устроишь ребенка в детский сад или престижную школу, без приличных отступных вряд ли подпишешь выгодный контракт. Зампредседателя парламентского комитета по охране окружающей среды Паулюс Саударгас после посещения Павильнюсского регионального парка взялся за голову: "В охранной зоне возведены настоящие дворцы с бассейнами и саунами. Масса нарушений регламентов и законов. Неужели никто не ответит?..." Вопрос справедливый, потому что ставится уже в третий раз - и никаких сдвигов. А ведь незаконное строительство ведут те же чиновники, политики и прочие богатеи, а ворон ворону глаз не выклюет.
В соседней Латвии в прошлом году состоялись парламентские выборы, и хотя с тех пор минуло полгода, до сих пор не утихают жалобы по поводу подкупа электората. В числе активных покупателей - функционеры партии "Единство", стержня правящей коалиции, до сих пор имеющей больше всех министерских портфелей, среди потерпевших – "Центр согласия" Нила Ушакова. Факты известны, виновные предварительно установлены, однако правоохранители не торопятся наказать порок и восстановить справедливость. На что рассчитывают? Да на то, что центристы, эти представители – по умолчанию – "пятой колонны", устанут от бесплодных усилий и согласятся с нынешним раскладом.
Ушаков на Дне Победы
На месте Латыниной, ярой критикессы российского режима и пропагандистки европейских ценностей, отметил бы другую особенность прибалтийской коррупции: поразительную безнаказанность ее акторов, министр иностранных дел Эстонии Кейт Пентус-Розиманнус в прошлом году с оглушительным треском покинула правительство из-за того, что "доброхоты" из известной строительной фирмы капитально отремонтировали ее загородную усадьбу. Проверка показала, что ни договора о подряде, ни документов об оплате дорогостоящих работ нет, а объяснения сторон об устных договоренностях проверяющие органы всерьез не приняли. Лишиться возможности представлять страну на международных форумах, участвовать в дипломатических раутах и пресс-конференциях наравне с сильными мира сего - потеря существенная, но не слишком ли это мягко по отношению к высокопоставленному чиновнику, получившему по сути взятку в размере многих тысяч евро? Не это ли ведет к неистребимости семиголовой гидры?
В заключение – два слова о Дне Победы, итоги празднования которого до сих пор подводятся. По уточненным данным, в Риге в торжествах участвовало более 150 тыс. горожан и гостей, специально прибывших почтить память павших героев. А вот президент Латвии Раймонд Вейонис в гневе, в ступор его ввели слова Ушакова о том, что "мы должны быть благодарны советским воинам за эту возможность отмечать этот светлый праздник..." И сразу главу государства потянуло на философию: "Мы не сумели достучаться до русскоязычных, многие из них чувствуют себя отверженными..." И что же предлагает этот местечковый философ? Вместо того, чтобы дать людям гражданские права, он разглагольствует: "Нам надо работать с этой частью общества, развивая критическое мышление..." Трудно удержаться, чтобы не заметить: как это похоже на рецепт из разряда "в огороде бузина, а в Киеве... Порошенко".
9 мая праздник принял масштабы народного гуляния, только в небольшом даже по эстонским масштабам городке Силламяэ в шествии "Бессмертного полка" участвовало более 1 тыс. 200 человек. А вот в Таллине праздник омрачила полиция, которая задержала Дмитрия Линтера, одного из организаторов торжеств, утром и держала его в заточении практически без еды 14 часов, причем половину времени велся допрос с таким пристрастием, что молодого человека вынуждена была приводить в чувство "скорая помощь". Уж не о "таком ли критическом мышлении" говорил Вейонис, планируя свою "работу" с русскоязычными?