В Донецке фотографии героев бойцов «Бессмертного полка» заменили на рекламу Египта. Короткой память делает шелест купюр. Неужели теперь и в ДНР?
Донецк возвращающийся
Летом казалось, что Донецк начал оживать, возвращаясь к мирной жизни после долгого периода хаоса, страха и неуверенности.
Стали открываться маленькие магазинчики, торгующие всякой снедью, парикмахерские, наполнились торговые полки и холодильные лари супермаркетов. Людей заметно прибавилось, машин стало столько, что кое-где даже успевали образовываться привычные довоенные пробки.
На улицах кое-где стала появляться реклама: то певец Стас Михайлов вещал с плакатов о превосходном постельном белье в таком-томагазине Донецка, то актер Михаил Боярский хвалил какие-то бытовые товары. Иногда глаз ловил уже новую политическую агитацию.
Но большинство огромных рекламных щитов, установленных вдоль дорог, встречало город, сбрасывающий с себя плащ войны, струпьями позапрошлогодних призывов покупать бытовую технику в украинских магазинах, открывать вклады в банке Коломойского.
Павшие как часовые
Так бы все и развивалось своим чередом. Но несколько бойцов бригады «Восток» решили реализовать прекрасную идею — на пустующих и покрытых перхотью прошлого бигбордах наклеить плакаты, с которых на прохожих и водителей будут глядеть ребята, ценой собственных жизней отстоявшие Донецк в лихую годину безумной братоубийственной войны.
Так у города появился свой «Бессмертный полк».
Выбирая незанятые бигборды, боевые товарищи погибших день за днем расклеивали по улицам плакаты памяти, уважения и благодарности. Здесь — улыбающийся паренек, перебирающий струны гитары, ему едва ли исполнилось 25. А вот — участник афганских событий, который, ни секунды не раздумывая, вступил в бой за свою землю. Много их таких, героев, грудь которых уже никогда не почувствует звенящий благородным металлом вес побед, а ухо не услышит звук торжественного салюта.
Восемь разных композиций, 19 бойцов. Плакаты со словами «Наши павшие — как часовые…» украшали город с конца августа. Но совсем недавно, в начале ноября, они вдруг кому-то помешали.
На месте некоторых появилась реклама фитнес-центра, турпоездок в самые жаркий во всех смыслах теперь Египет. Можно ли себе представить, что когда-нибудь на месте портрета героя Великой Отечественной войны, расположенного на памятной доске, могло появиться изображение надувного матраса или детского волчка. Даже в кошмарном сне такое не привидится.
И не произойдет это вовсе не потому что кто-то запрещает или разрешает, а потому что совесть и мораль остановят. Сегодня, наверное, уже не всех, к сожалению.
Возродим духовность
Иваны, не помнящие родства, щеголяя отсутствием убеждений, лихо раздают направо-налево обещания красивой жизни на фоне непрекращающихся обстрелов. Оно, конечно, не исключено, что дело полезное и нужное — умасливать состоятельный пул возвращенцев заманчивыми рекреативными предложениями, но Донецк стал другим. На смену дешевому пафосу, состоящему из дорогих «понтов», пришло человеческое, на библейских заповедях отстроенное. А вот такие поступки по заклеиванию плакатов памяти элементарно не вписываются в систему новых жизненных координат.
«Вместе возродим духовность» призывают нас перед занесением руки в крестном знамении все с тех же бигбордов, но другая рука дает отмашку заменить размещенные на пустующих рекламных площадях фотографии, павших героев портретами улыбающихся девушек, на фоне которых красуются слова «Территория истины». Так где же она, эта территория?
Здесь был плакат памяти павших защитников ДНР:
Портреты павших сменили на туризм:
Свободных щитов для рекламы много:
Алёна Благонравова