Русские Вести

«Когда детей больше, чувство любви усиливается»


В воскресенье, 17 октября, Россия впервые отмечает День отца. Новый ежегодный праздник был установлен указом президента страны Владимира Путина от 4 октября «в целях укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей». В преддверии этого дня «Известия» поговорили с многодетными родителями — инициатором появления праздника главой Союза отцов Юрием Соленовым, религиозным деятелем, иереем Александром Волковым и врачом-онкологом Даниилом Строяковским — об их детях, отцовской роли и смысле этого дня.

«Отцы должны быть профессионалами»

Юрий Соленов, председатель центрального совета Союза отцов России

— У меня именно с рождением пятого ребенка, дочки, наступила какая-то полнота отношения к своему отцовству. И это проявилось через ту любовь, которую самая маленькая дочка проявила ко мне. Когда я возвращался с работы домой, она просто встречала меня. Только научилась ходить, еще не умела говорить и я еще в одежде, а она просто тянула ко мне руки. Я ее брал на руки, она клала голову мне на плечо и, знаете, потом отрывала где-то через полминутки голову, смотрела мне в глаза и, ничего не говоря, клала ее на другое плечо. И так могло повторяться два-три раза. Не говоря ни слова, она излучала любовь и теплоту, которая вот прямо до самой глубины сердца пронизывала. Для меня это было прямо каким-то потрясением, чем-то особенным.

Не могу объяснить эти эмоции, потому что я так же любил всех четверых предыдущих детей, я так же их воспитывал, так же с ними общался, много проводил времени. Мы читали книги по вечерам, гуляли, ездили, путешествовали. Школа, уроки, музыка — всё, что мог как отец, я старался всегда дать. Не знаю, почему именно с пятым ребенком я ощутил какие-то особенные переживания. Я не изменился в отцовстве, не изменил свои принципы воспитания, своего поведения, своего отношения к тому, что я должен быть для своих детей наставником.

Почему-то, когда детей больше, чувство любви, взаимодействия с ними усиливается. Понимания приходит больше, хотя все дети, все пятеро, абсолютно разные. Причем воспитывали мы их одинаково.

Пока дети маленькие, я считаю, папа должен быть героем. Потом, конечно, авторитет отца уходит на второй план. Здесь я уже озадачивался тем, чтобы авторитет первого плана занимали не улица, интернет, средства массовой информации и социальные сети, а мое ближайшее окружение, которое также соприкасается с моими детьми, — это мои братья, дяди, мои друзья. Они также разделяли те принципы семейных, природосообразных, как мы говорим среди отцов, ценностей.

У нас четыре девочки. Три из них уже родили нам десять внуков, а младшенькая еще учится в Российском государственном университете правосудия, ей уже 19 лет. В этом году День отца выпадает на 17 октября, это будет для меня так знаменательно. Представьте: 17 октября у дочери день рождения — это просто чудо!

Еще у нас был сын, но, к сожалению, он погиб в 2006 году. Ему было 11 лет. Единственный сынок был, его сбило такси на пешеходном переходе, когда он шел на зеленый свет. Это огромное потрясение.

Поэтому я очень много говорю о безопасности, о том, чтобы мы как отцы ценили каждый миг, который у нас есть для общения с семьей, с детьми. Конечно, много времени занимает работа, общественная деятельность, но все-таки ценить те мгновения, которые нам выпадают в жизни, надо всегда.

Отцы должны быть профессионалами. Осознанно подходить к своему отцовству, вовлеченно, а не просто поить, кормить и спать укладывать. На водительские права учатся несколько месяцев для того, чтобы управлять машиной — это же серьезно! Учатся в институте пять лет для того, чтобы овладеть одной профессией. Но сколько мы в жизни сменим работ? Пять, десять, может, пятнадцать — от человека зависит. А вот профессия отца... Им надлежит стать каждому мужчине, а этой профессии никто не учит.

У женщины, понятное дело, во время родов включается материнский инстинкт, потому что это биологическое, естественное состояние. А когда включается отцовский инстинкт? Никто не знает. Отцу нужен пример старшего поколения, ближайшего окружения, модели мужского поведения, модели отцовства. А у нас такого примера нет, у нас об отцовстве в стране сто лет не говорили.

Теперь наконец-то появился повод — День отца. Как его провести? Главное — с семьей. Чтобы взрослые уже мужчины уделили время своим папам, чтобы привели к ним внуков. У деда всегда найдется история, он расскажет мальчишкам и девчонкам, своим внучатам, о том, какая у него была жизнь и как он воспитывал их отца — своего сына. Это незаменимый контакт для следующего поколения.

«Семья — это не только и не столько дети»

Иерей Александр Волков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево города Москвы

— Я у родителей единственный ребенок, и специальных планов стать многодетным отцом у меня никогда не было. Просто так жизнь сама идет, что по-другому невозможно. Потребность иметь детей была всегда. Не самая важная, но одна из важных целей в жизни — это деторождение, конечно же.

Первый ребенок у нас с женой появился 17 лет назад. Мне было 22, супруге около 20. Сейчас у нас семеро детей, младшему всего полтора года. Один ребенок у нас усыновленный. Мы приняли такое решение в молодости, когда были силы, желание и возможность сделать хорошее и доброе. У нас тогда родился первый ребенок, и мы подумали, что готовы взять и приемного. Так и поступили.

Сейчас я не являюсь горячим адептом усыновления, понимая, что существует очень много рисков. Делать это нужно, только если есть серьезная настроенность. Много всего в семье должно быть устроено правильно — и между супругами, и между родителями и детьми, — чтобы это не помешало семейным отношениям. Многое невозможно заранее предположить, в том числе вопросы, связанные со здоровьем, поведением и прочим. Всякий день нам приносит что-то новое для того, чтобы находить в себе силы принимать какие-то иные, совсем новые решения.

Я стараюсь быть любящим и заботливым отцом, внимательным по отношению к тому, как дети живут, развиваются как люди, личности. Стараюсь к ним прислушиваться, увидеть их. С точки зрения времени, усилий, ресурсов это основная часть моей жизни.

Но всё же семья — это не только и не столько дети. Это не самое правильное отношение к детям, когда они становятся центром семейной жизни. С точки зрения усилий это неминуемо так, особенно когда идет речь о многодетной семье. Тут просто физически некуда деваться — чтобы обеспечить жизнедеятельность семерых человек, нужно тратить много времени и усилий. Но семейные отношения, конечно, в первую очередь должны быть между мужем и женой — то, что у нас очень часто уходит на второй план. Сами по себе отношения между мужем и женой оказываются по большей части отношениями между отцом и матерью этих детей. И всё, что происходит между ними, происходит в связи с детьми в контексте их воспитания. Конечно, нужно стараться максимально, насколько это возможно, себя из этого формата вынимать и свои отношения всё же строить не только на детях, но и друг с другом. И тогда это будет давать какую-то устойчивость семье, семейным отношениям и вообще семейной любви. Так правильно со всех точек зрения.

Понимание этого приходит постепенно, конечно. Потому что всё в жизни складывается не сразу. Я могу точно сказать, что еще впереди много всего, что я должен буду узнать и понять в своих семейных отношениях. Дети становятся всё больше самостоятельными людьми, и это ставит новые задачи. Отношения с супругой — это то, что тоже не является статичным и требует изменений. Мы тоже растем, меняемся, поэтому прислушиваться друг к другу, видеть друг друга всегда очень важно. Чем старше становимся, тем это кажется важнее.

Еще лет десять назад я с большим вниманием, интересом и уважением смотрел на своих старших друзей, коллег, у которых многодетные семьи возникли раньше, чем у нас: вот как здорово, одно, другое, третье. А теперь я вижу эти же семьи с выросшими детьми, много друзей уже стали дедами. Опыт самый разный, не только положительный. Говорю это не в осуждение кого-то, просто я понимаю, что и у нас в семье то же будет.

То, что мы закладываем в наших детей, что мы от них ожидаем, это совсем не то же самое, что мы от них получим. Поэтому надо поменьше ожидать от детей, поменьше стараться в них всего впихивать с таким ощущением, что мы в них вложимся, как деньгами в акции, а потом они — брым! — по каким-то законам рынка вырастут, нам принесут дивиденды. Ничего не принесут, это всё ошибочное мнение. Нужно просто давать детям и любовь, и заботу, чтобы они видели в нас, в родителях, друзей, у кого они могут черпать опыт. При этом не ожидать, что они будут его копировать, и не представлять себе, что наш родительский опыт единственно правильный.

В этом смысле очень важно понимать, что твои дети не собственность, не продукт, которым ты можешь распоряжаться и лепить из него то, что ты хочешь.

Появление в российском календаре Дня отца — это важно и, несомненно, полезно любому обществу, в котором статус отцовства сам по себе не очевиден. Нашему обществу в целом, европейскому обществу это сейчас не очевидно. Актуализация этой темы важна. Как, в какой традиции будет проходить этот праздник — вопрос вторичный, мне кажется. Первостепенна идея сама по себе. У нас есть такая тема, значит, мы все должны в том или ином виде о ней размышлять, задумываться, к себе ее применять. Это нужно в качестве одной из составляющих знаковой системы страны, где есть память о предках, героях, о победах и скорбях. Всё это хорошо ложится в общегражданское воспитание людей, подрастающего поколения, что совершенно необходимо.

«Самое главное и для мужчины, и для женщины — это семья и дети»

Даниил Строяковский, завотделением Московской городской онкобольницы № 62, кандидат медицинских наук

— У меня шестеро детей: пять генетических и приемный. Это дочка моей жены от первого брака, но я ее ращу с четырех лет и считаю своей. Для меня все дети равны. Четверо старших детей уже большие, им больше двадцати лет, а младшим — десять и шесть. Конечно, с младшими несколько более осознанная ситуация. Но в целом я могу сказать, что любишь все равно всех одинаково сильно и все дети одинаково дороги.

Наверное, есть на свете мужчины, которые абсолютно равнодушны к своим детям, но я не считаю, что это вариант нормы. Самое главное вообще для человека — и для мужчины, и для женщины — это семья и дети. Понятное дело — сама природа так создала, что мужчина должен быть добытчиком. В современном виде это выглядит как карьера, возможность заработать, потому что ну а как иначе? Мужчина физически отличается от женщины: и сила, и агрессия, и защита — это всё как бы входит в контекст мужчины. Мужчина отвечает за разнообразие, женщина — за сохранение. Это нормально, что мы разные. В любом случае любовь и ценность семьи и детей у подавляющего большинства мужчин, я уверен, тоже развиты. Другое дело, что иногда они просто это немного скрывают.

В День отца я точно не буду ждать поздравлений. Я человек из Советского Союза и ценю старые праздники. Новый год, например, создает общечеловеческое ощущение какого-то перехода, обновления. Это понятный праздник с сформированной традицией, к нему готовишься. 9 Мая — праздник, объединяющий весь народ. И 8 Марта, 23 февраля для меня имеют значение. Должны пройти годы, чтобы для нового поколения День матери, День отца стали более близки. Какие традиции появятся в связи с ними, покажет время.

Валерия Нодельман, Юлия Игнатьева

Источник: iz.ru