Вспоминая забытое
Если посмотреть на вновь застраиваемые районы, то можно увидеть детские площадки с качелями, песочницами, небольшими горками и т.п. Да, действительно, городские власти позаботились о досуге детей от 2 до 6 лет. Школьный возраст ребенка - это возраст, в котором формируется не только физическая зрелость, но и нравственная.Что в настоящее время предлагается подрастающему поколению: ночные клубы, сидение у телевизора, в программах которого бесконечные насилия, неприкрытый секс, табакокурение, реклама пива, или сидение у компьютера за играми, в которых пропагандируется тоже насилие. Результатом этого является физически ослабленное поколение, малопригодное для полноценной жизни, для военной службы, наконец. Великую Отечественную войну выиграл народ, имеющий высокие моральные устои и хорошую физическую подготовку, хотя его взросление проходило далеко не в благоприятных условиях. Это поколение рождения до 1926 г. В этой статье я хочу проанализировать сопутствующие росту и формированию ребенка обстоятельства и выявить, что мы, взрослые, можем своими руками сделать для укрепления в первую очередь здоровья своих детей и внуков.
Как и большинство населения Москвы, моя семья жила в коммунальной квартире. В 1930 г. я поступил в школу, которую закончил в 1940 г. и в этом же году поступил в Автомеханический институт. В июне 1941 г. началась война, а в июле я был мобилизован в армию. На этом кончились мое детство и юность.
Как выглядела Москва в эти годы? Что делалось в семье и школе, чтобы дети росли здоровыми?
Я жил в одном из переулков, выходящих на Сретенку. Сретенка была замощена брусчаткой, а наш переулок имел булыжную мостовую, и только тротуары были покрыты асфальтом. Переулок освещался газовыми фонарями. Четырех- и пятиэтажные дома чередовались с одно- и двухэтажными с примыкающими к ним небольшими садовыми участками.
Пищу готовили на плите, отапливаемой дровами, или на примусах и керосинках. Каждый дом был огорожен забором. На внутреннем дворе находился блок сараев, в которых хранились дрова и керосин. Основным видом городского транспорта были извозчики, которые зимой ездили на санях. Выпавший снег не вывозили, а только сгребали в большие сугробы. С наступлением положительной температуры в ночное время снег и лед, накопившиеся за зиму, перерабатывались в снеготаялках, отапливаемых дровами. Альтернативой извозчикам были трамваи. На них с пересадкой можно было попасть в любую точку города.
Конные дворы, на которых жили извозчики и стояли лошади, были разбросаны по всему городу. Лесные дворы, на которых можно купить дрова, и керосиновые лавки находились от нас за два переулка.
Автомобилей в городе было мало. Только в 1932 г. Горьковский автомобильный завод вошел в строй и в небольших количествах стал выпускать легковые и грузовые автомобили. Приблизительно в это же время запустили Московский автомобильный завод ЗИС, выпускавший грузовые автомобили. Так выглядела Москва тридцатых годов. Перед войной Москва выглядела уже по-другому: на улицах появились легковые автомобили и большое количество автобусов, улицы заасфальтировали и хорошо освещали электрическим светом.
Извозный промысел на лошадях практически перестал существовать. Приблизительно в середине тридцатых годов за относительно доступную цену появились ламповые радиоприемники, а вслед за ними и электропроигрыватели. Это было нелегкое десятилетие для наших родителей. В начале тридцатых годов в связи с неурожаем в течение нескольких лет существовала карточная система, а в конце - чувствовалось приближение войны. Не решалась проблема, от которой страдала почти каждая семья, — скученность населения. На мой взгляд, считалось достаточным, если у человека есть место, где он может заночевать.
Каждое утро москвича начиналось с зарядки, которую передавали по радио. Зарядку передавали несколько раз в начале каждого часа. Зарядку делали не только взрослые, но и дети. Каждая, или почти каждая, школа имела площадку, где в теплое время года проводились занятие по физкультуре. В зале в зимнее время занимались гимнастикой и вольными упражнениями , а летом во дворе — легкой атлетикой. Во дворах школ имелись и волейбольные площадки.
В это время существовали очень престижные значки, почитаемые среди молодежи как награды: БГТО, ГГО и «Ворошиловский стрелок» (БГТО — будь готов к труду и обороне, ГТО — готов к труду и обороне). БГТО вручали школьникам до 16 лет. Для получения этих значков необходимо было выполнить определенные нормативы по бегу, подтягиванию, метанию гранаты и др., а для получения значка «Ворошиловский стрелок» нужно было из малокалиберной винтовки на дистанции 50 метров выбить определенное количество очков. Школы были заинтересованы в получении значков ее учащимися, между пионерскими отрядами существовало соревнование. Занятия в школе редко оканчивались в два часа. Школу вспоминаю с благодарностью — учили фундаментально и только тому, что нужно.
Например, по математике мы не проходили дифференциальное и интегральное исчисление. Я его проходил на первом курсе института, проходил фундаментально с решением не 6-8 примеров, а 60-80.
Ученик, будь то мальчик или девочка, поев и сделав уроки, уже к пяти часам становился свободным. Дома, кроме бумажной тарелки трансляции и в лучшем случае радиоприемника, ничего для развлечения не было. Ни телевизора, ни магнитофона, ни компьютера (их в то время еще не существовало). Естественно, путь лежал во двор, где между сараями и домом или между домами приютилась волейбольная площадка и турник. Места, безусловно, мало, но можно поиграть в прятки, классики, сразиться в шахматы. А если не играют в волейбол, то на этой площадке можно сыграть и в городки. Родители довольны, их дети (большие или маленькие) находятся в их поле зрения (площадка находилась во дворе). Зачастую вечером на волейбольную площадку выносился патефон, и начинались танцы. Вальс, фокстрот и танго, лучше или хуже, умели танцевать все старшеклассники. Зимой волейбольная площадка превращалась в каток, а где-нибудь вырастала и ледяная горка.
К конькам и конькобежному спорту в то время было особенно хорошее отношение. В городе работали десятки катков. Ближайший из них был в «Динамо» на Неглинной улице, но самый большой каток, который посещали ежедневно сотни, а может быть, и тысячи москвичей, был в Центральном парке им. Горького, в котором, как мне казалось, добрая половина парка покрывалась льдом. Каток был местом знакомств и местом встреч молодых людей. Вторым по значимости катком был парк «Сокольники», где заливали большой круг и целый ряд отдельных более мелких площадок. На катках устраивали теплые раздевалки, буфеты, в которых торговали водой, бутербродами и выпечкой.
Другой страстью мальчишек нашего двора было изготовление моделей парусных яхт, планеров и воздушных змеев. «Полигон» для испытаний находился в пойме реки Яуза. В 1936 г. была открыта линия метро, связавшая центр города с Сокольниками, дальнейший путь преодолевал по Майскому просеку парка или на трамвае.
Пора сделать выводы. Спорт или спортивные игры, за исключением времени, потраченного на учение, сопровождали меня и моих сверстников с раннего утра (зарядка) до позднего вечера, что закаляло нас физически. Изучение в значительно большем объеме русской истории и русской литературы воспитывало в нас патриотизм.
В настоящее время много сделано открытий, изучение которых ведется за счет времени, отводимого русскому языку, истории, и удлинения учебного дня. Открытия будут и в дальнейшем. Если следовать этой тенденции, мы получим больное поколение, не знающее русского языка и истории своей страны. Это крах нации. Мы, родители, дедушки и бабушки, не в силах изменить что-либо в сложившейся системе образования; но каждый в своей семье должен поощрять желание заниматься спортом, приобрести гантели, участвовать вместе с детьми в туристических походах, рыбалке, лыжных или велосипедных прогулках. В том случае, если есть возможность во дворе организовать, например, волейбольную плошадку, то взять на себя все административные хлопоты.
Одним из важнейших факторов развития школьника является детское творчество. Получение желаемого результата вдвое приятней ребенку, чем взрослому, для которого это привычно.
Я уверен, что среди читателей найдется немало людей, которые знают, как сделать воздушного змея, действующую модель планера, парусной яхты, как разжечь огонь без спичек, как сделать непромокаемый шалаш, как в квартире сделать и установить шведскую стенку и др. Основное условие — дети должны делать, а взрослые обеспечить их инструментом и своевременной помощью.
Лично я, имея некоторый опыт изготовления и запуска воздушных змеев, готов поделиться своим опытом.
Как сделать воздушного змея
Змей - это летательный аппарат, который тяжелее воздуха. Первые самолеты очень напоминали змеев, к которым пристроен мотор с пропеллером, создающим поток воздуха, обтекающим самолет. Без опыта строительства змеев, накопленного человечеством за многовековую историю, создание самолета было бы невозможно. Для того чтобы змей взлетел, необходимо, чтобы подъемная сила змея была больше, чем его вес со шнуром, который называется линем.Чтобы понять, как образуется подъемная сила змея, рассмотрим следующий пример. На рис. 1 изображена схема одного из многочисленных положений змея с графическим изображением сил, действующих на него в полете. Рассмотрим эти силы и оценим их значимость для полета змея. Непременным условием стабильного полета является то, что все силы должны пересекаться в центре тяжести змея.
Центр тяжести змея (G) - эта такая точка, в которой змей будет находиться в равновесии, подобно стрелке компаса, то есть ни одна из сторон не будет тяжелее другой. С этой целью (хотя бы для начала) целесообразно изготовить змей прямоугольной формы, стороны которого попарно равны.
Рис. 1. Схема сил, действующих на змея
Сила ветра (В). Ветер, обдувая змей, на каждый его квадратный сантиметр создает некоторое давление, зависящее от скорости ветра. Но площадь змея измеряется сотнями квадратных см и равнодействующая этих сил измеряется килограммами (змей размером 60 х 40 см имеет площадь в 60 х 40 = 2400 кв. см или 0,24 кв. м).Натяжение линя (Л) создается человеком, запускающим змей. Натяжение линя можно измерить с помощью пружинных весов.
Подъемная сила (П) образуется за счет разложения силы ветра. Величину подъемной силы можно определить, если знать силу натяжения линя, угол, который образует линь с землей, принимая, что ветер дует в горизонтальном направлении, а подъемная сила - в вертикальном. Графическое решение предложено на рис. 2.
Рис. 2. Графическое решение определения подъемной силы
Допустим, что усилие удержания линя равно 4 кг, масштаб сил — 1 кг равен 5 мм,наклон линя к поверхности земли - 45°. Для получения численного значения подъемной силы необходимо в масштабе сил с сохранением направления провести линию. На рис. 2 такая линия обозначена буквой Л. Она проведена под углом 45°, ее длина - 20 мм. Направление усилия обозначено стрелкой. Далее, как это сделано на рис. 2, необходимо провести линии направления ветра и подъемной силы и по масштабу определить усилия. Змей полетит только тогда, когда его подъемная сила будет более его веса.
Нами названы главные силы, действующие на змей в полете, кроме них, на змей будут действовать восходящие потоки, порывы и завихрения ветра, разряжение, возникающее при обтекании змея воздухом. В силу этого применительно к погодным условиям, а также ряда неучтенных факторов необходима подрегулировка.
- Змей «ныряет» вперед и назад. Необходимо привязать линь немного выше центра тяжести.
- Змей раскачивается из стороны в сторону. Необходимо придать змею форму правильного двугранного угла, благодаря изгибу поперечных реек и фиксации их стяжками, закрепленными на стороне противоположной уздечке. Количество стяжек 3-4 , стрела прогиба — 3-5 см.
- Змей кренится в сторону. Необходимо прикрепить линь, сместив точку крепления немного в сторону.
- Змей сбивается с курса полета. Необходимо прикрепить хвост.
Ознакомившись с теоретическими вопросами, приступим к изготовлению змея. Предлагаемая модель проста и не требует специального инструмента. Для его создания используют дранку, клей, нитки и бумагу, а из инструментов - нож, ножницы и кисточку для клея.
Дранка — это сухие полоски дерева шириной 15—20 мм, толщиной 3—4 мм. Используются при оштукатуривании деревянных поверхностей. Для изготовления каркаса змея размером 60 см на 40 см потребуется 5 дранок. Ножом нужно выстругать из них детали каркаса равной ширины и равной толщины.
Клей. В его качестве целесообразно использовать ПВА, который быстро сохнет и очень прочный.
Нитки. Целесообразно использовать капроновый шнур толщиной (диаметром) 0,5 мм.
Бумага. В качестве обтяжки змеев можно использовать кальку или промасленный пергамент.
Рис. 3. Каркас змея
На рис. 3 представлен общий вид и фрагменты отдельных узлов змея. Рейки, из которых собирают каркас, предварительно должны быть нарезаны в размер, иметь равную ширину и толщину, а следовательно, и вес каждой, входящей в пару. Несоблюдение этого требования приведет к несовпадению центра тяжести с геометрическим центром змея - местом перекрещивания диагональных реек. Диагональные рейки должны располагаться между рейками, образующими прямой угол. В углах надо прожечь или просверлить отверстия диаметром 2 мм. Рейки смажьте клеем и с использованием отверстия скрепите нитками угол, лишив всякой подвижности входящие в него рейки, повторно промажьте клеем и оставьте для просушки. Покрыть змея нужно заранее приготовленной бумагой, приклеивая ее к рейкам.Как было сказано выше, непременное условие стабильного полета змея — все силы должны пересекаться в центре его тяжести. А центр тяжести нашего змея в силу того что он совершенно симметричен, должен находиться в центре пересечения реек, как это показано на рис. 3.
Рис. 4. Уздечка и хвост змея
Для изготовления уздечки прежде необходимо убедиться, что центр тяжести действительно находится на пересечении диагональных реек. После этого делают уздечку в соответствии с рис. 4. Для удобства выполнения этой работы необходимо установить два стула, на спинки которых положить перекладину, как это показано на рис. 5. На пол положить змей, предварительно закрепив линь за пересечение диагональных реек. Уздечку нужно изготовить в соответствии с рис. 4, после чего удалить часть линя, обозначенного пунктиром. Хвост змея выполнить в соответствии с рис. 4 и 5.Рис. 5. Приспособление для сборки уздечки змея: 1 - змей; 2 - линь; 3 - уздечка; 4 - стул; 5 - перекладина
В.В. Ильин, М.С. Кананыкин
Сделай сам. №4, 2003