В Петербурге впервые в стране реализован проект «Безопасный город», являющийся важной частью smart city. Для управления «Безопасным городом» в мае этого года был открыт Единый центр (ЕЦ). Он объединил под своей крышей системы и службы, отвечающие за благополучие города и горожан. Ничего подобного в России до сих пор не было. «Город 812» побывал в ЕЦ - там, где прежде не ступала нога журналиста.
Как полить цветы
Снаружи здание ЕЦ ничем не примечательное – отремонтированная многоэтажка бывшей телефонной станции в спальном районе. Но попасть туда постороннему практически невозможно. ЕЦ – объект секретный и «режимный». Там расположены службы, которые управляют и следят за безопасностью всего мегаполиса.
- Это уникальный проект! В одном здании разместились Центр обработки вызовов «112», Центр управления транспортом, подразделения Дежурной службы Аппарата губернатора, МЧС и силовых структур, – рассказывает глава Комитета по информатизации и связи Денис Чамара. По его словам, в АПК (аппаратно-программный комплекс) «Безопасный город» входят 10 направлений: городская система видеонаблюдения, система «112», системы безопасности социальных объектов, контроля передвижения автотранспорта и другие. Все они объединены единой телекоммуникационной сетью.
Центр обработки вызовов «112» – самое крупное подразделение «Безопасного города». С 15 июня он начал работу в штатном режиме (а до того был режим опытной эксплуатации). По словам Виктора Серкова, директора Городского мониторингового центра, в каждой смене работает 20-25 операторов, которые круглосуточно принимают звонки. Даже в моменты пиковых нагрузок ожидание ответа, как правило, не превышает минуты.
С разрешения начальника смены слушаем несколько звонков в «112».
Мужчина пьяным голосом сбивчиво говорит:
– Тут девушка ... Можно «скорую»?
– Девушка в Петербурге находится? – уточняет оператор.
-Даа, – мычит мужчина.
- Переключаю вас на «скорую»! – не медлит оператор и переводит звонок.
Следующий вызов.
– А можно на Гражданский проспект ...тут... - не находит нужных слов звонящий.
– Что случилось? – торопит оператор.
– Владик позвонил, говорит: «Мне плохо!». Вот, звоню в домофон...- замолкает мужчина.
– Вам полиция нужна, МЧС? Что случилось?
-Я сказал, чтобы он дверь открыл, а он не подходит! Может, ему вообще плохо, а мне не попасть...
– Адрес назовите, вашу фамилию, имя отчество! Отправляем МЧС. Ожидайте! – быстро завершает разговор женщина-оператор.
У нее есть несколько секунд, чтобы заполнить электронную карточку с информацией о ЧП и передать ее в соответствующие службы. В данном случае – в МСЧ для оказания помощи по вскрытию двери, «скорую» и полицию.
Многие обращающиеся в «112» с трудом могут объяснить, что случилось, и какая помощь нужна. Стресс! Задача оператора – построить беседу так, чтобы быстро получить необходимые сведения и вызвать помощь.
Следующий звонок в «112» оказался коротким. После ответа оператора абонент бросил трубку. Таких непродуктивных звонков – примерно 30%. «112» набирают случайно или, чтобы похулиганить, поругаться, проверить телефон при покупке. Ведь в «112» можно позвонить и без сим-карты. Некоторые продавцы так демонстрируют работоспособность мобильных аппаратов.
По словам начальника смены Ольги Крапивиной, звонки в «112» поступают разные, и не обязательно о ЧП. Помочь стараются всем.
– Обратилась женщина. Говорит, что не может дозвониться до подруги, чтобы та пришла к ней полить цветы. Дает номер телефона. Мы дозвонились до подруги и попросили подойти и полить цветы,– рассказала Ольга.
Ежедневно в «112» поступает порядка 7 500 звонков. По прогнозам, в течение года это количество удвоится – когда горожане привыкнут, что вместо 01, 02, 03, 04 теперь нужно набирать «112» .
Кроме основного, в Петербурге есть резервный центр обработки вызовов «112». С сентября, по словам Серкова, он заработает на полную мощность.
Как спасти молоко
Одна из главных задач «Безопасного города» – дистанционно охранять детские сады, школы, поликлиники, больницы. Более 6,5 тысяч соцучреждений Петербурга включены в Комплексную систему обеспечения безопасности соцобъектов (являющуюся частью АПК «Безопасный город»). Каждый объект оснащен автоматической пожарной сигнализацией, тревожной кнопкой, охранной сигнализацией, датчиками контроля загазованности и прочими. При срабатывании, например, в детсаду, пожарной тревоги, сигнал поступает в Городской мониторинговый центр к оператору локального узла системы мониторинга объектов.
- У оператора есть 3 минуты, чтобы связаться с объектом и уточнить, что случилось. Если подтверждается, например, факт задымления, он направляет электронную карточку объекта в службу «01». Но если была нажата тревожная кнопка, то оператор незамедлительно направит карточку на реагирование в полицию. Звонить не будет, так как может существовать угроза жизни. В сутки мы обрабатываем порядка 1500-2000 тревожных сигналов. При этом в службы реагирования направляем лишь 2% из них. Остальное – ложные срабатывания. Например, оператор звонит на объект после поступления сигнала, а ему говорят «подгорело молоко» или «ведется ремонт». Тогда сигнал сбрасывается, и это позволяет избежать холостых выездов экстренных служб, – рассказал Виктор Луцишин, начальник управления видеонаблюдения и мониторинга.
Другая уникальная возможность «Безопасного города» – поиск и «слежка» за автомобилями. Автоматизированная система контроля передвижения автотранспорта позволяет по номеру машины проследить, где и когда та проезжала в заданный период времени. Система должна помочь правоохранительным органам раскрывать угоны и решать другие оперативные задачи.
В АПК «Безопасный город» существует общая «новостная лента», куда приходят сообщения обо всех инцидентах от всех служб: ДТП, пожар, разлив воды, провал асфальта и так далее. Операторы городской системы видеонаблюдения мониторят подобные сообщения, и если в районе ЧП имеются видеокамеры, сохраняют записи с этих камер в архивах. В дальнейшем они могут понадобиться при расследовании ЧП.
Как достать бензовоз из канала
Центр управления транспортом (ЦУТ), входящий в комплекс «Безопасный город», обеспечивает транспортное обслуживание крупных городских мероприятий – например, спортивных матчей на новом стадионе. По словам руководителя Центра Павла Адарича, во время подготовки к матчам здесь собирается оперативный штаб. За столы садятся представители метрополитена, «Горэлектронса», «Пассажиравтотанса» и других ведомств. В режиме реального времени они следят за обстановкой (каждый автобус, троллейбус, трамвай виден в режиме онлайн на карте города) и оперативно решают возникающие проблемы. В период проведения Кубка Конфедераций работа системы получила оценку «отлично». Это признали и в «Фифа».
В повседневном режиме ЦУТ помогает Центральной диспетчерской станции, которая управляет движением всего социального транспорта в городе.
- Например, случился разлив воды, и автобус не может проехать. Нужен объезд. Мы сообщаем об этом в Центральную диспетчерскую, чтобы она оперативно изменила маршруты автобусов для объезда опасного участка, – поделился Павел Адарич.
Любыми нестандартными происшествиями, а также масштабными ЧП занимается Дежурная служба аппарата губернатора – одна из главных составляющих «Безопасного города».
- Мы занимаемся высокоуровневыми происшествиями. Прежде всего, оказываем помощь в координации деятельности – когда нужно комплексное реагирование. Например, если в ДТП участвует грузовик, перевозящий опасные грузы. Или – бензовоз упал в канал. Такой случай был где-то год назад. Чтобы достать бензовоз, требовался кран большой грузоподъемности. Мы оказывали помощь в поиске и подачи указанной техники к месту ЧП, – поясняет Алексей Головлев, начальник информационнно-аналитичесого сектора.
Главная задача Дежурной службы – аналитическая: следить за тем, как разные ведомства ликвидируют ЧП, анализировать ошибки и предлагать, как улучшить взаимодействие.
По словам Дениса Чамары, к «Безопасному городу» постепенно будут подключаться и другие системы smart city, например – система экологической безопасности. Благодаря «Безопасному городу», улучшается взаимодействие между разными службами и они быстрее и эффективнее реагируют на любые ЧП, объяснил Денис Чамара.
Зачем звонят в «112»
С 15.06.2017 по 08.08.2017 в Службу экстренных вызовов «112» поступило 402 880 звонков. Из них направлено в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб 234545 (58,2%).
«01» – порядка 6000 (1,5%),
«02» – более 90000 (23%),
«03» – порядка 78000 (20%),
«04» – более 1000 (0,3%),
Антитеррор – порядка 1800 (0,4%).
Елена РОТКЕВИЧ
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга