Несмотря на то что с 2013 года оскорбление чувств верующих в России считается уголовным преступлением, за которое можно получить реальный тюремный срок, по данным Роскомнадзора оно является одним из самых частых нарушений, допускаемых блогерами. «Лента.ру» посмотрела, что именно оскорбляет верующих и где проходит граница между атеизмом и экстремизмом.
Социальная сеть «ВКонтакте» 9 июля по решению суда заблокировала сообщество «Бога нет» как оскорбляющее религиозные чувства.
Как сообщается на странице группы «Бога нет», она предназначается для тех, кто «заинтересован в свободе взглядов и мысли». К дискуссии приглашают ницшеанцев, атеистов, агностиков, нигилистов. Всех прочихпредупреждают о том, что «тут могут быть оскорблены религиозные чувства».
По словам администратора группы Сергея Васильева, его читатели — преимущественно атеисты и агностики, однако встречаются и верующие. «Есть один протестант, которому просто интересно общение, и его не оскорбляют картинки. Он сказал однажды: "Как можно оскорбить верующего? Если его чувства оскорбляет картинка, то грош цена его вере". Я это запомнил», — рассказывает Сергей.
Самая популярная дискуссия в группе, состоящая более чем из 12 тысяч реплик, — о существовании бога. Также в сообществе публикуются новости, демотиваторы и цитаты, критикующие действия РПЦ, радикальных активистов и представителей других религий. Участники сообщества шутят про патриарха Кирилла и петербургского депутата Виталия Милонова, цитируют Камю и Шопенгауэра. Незадолго до блокировки в «Бога нет» активно обсуждалось строительство храмов в парке Торфянка в Москве и парке Малиновка в Петербурге.
«Моя цель — научить людей думать критически, показать им, что не нужно бояться богов и мифических персонажей. Видел бы все происходящее Юрий Гагарин, ведь мы живем в XXI веке, веке технологий и прогресса, а у нас попы на космодроме ракеты святой водой поливают», — объяснил администратор.
Свои шутки и посты, материал для которых он выбирает по принципу интересности и скандальности, Васильев оскорбительными не считает, поскольку публикует их не в религиозной группе. Тем не менее «религиозные фанатики» неоднократно писали администратору сообщения с оскорблениями и угрозами, обещали расправиться с ним, потому что он мешает строить храмы в парках. По словам Васильева, администрация пыталась завязать конструктивный диалог с возмущенными комментаторами, однако сделать это не удалось.
Неожиданно на защиту чувств верующих встал первый заместитель прокурора Чеченской республики Николай Хабаров, потребовавший, чтобы операторы связи в республике прекратили доступ к экстремистскому ресурсу. Ленинский суд Грозного согласился, что представленные в группе материалы «преследуют цель оскорбить религиозные чувства православных», а их распространение может «служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды», и 13 мая удовлетворил требования по блокировке в полном объеме. Страницу запретили для просмотра на территории всей России, Роскомнадзор внес ее в реестр запрещенных сайтов.
Какой именно контент показался суду оскорбительным — не уточнялось. «Сообщество заблокировано по решению суда. И только суд, который вынес решение, вправе комментировать его мотивировку», — заявил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Что о происходящем думают в РПЦ?
Председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя ситуацию в беседе с «Лентой.ру», поддержал блокировку.
«Можно критиковать духовенство, иногда шутить над ним, выражать атеистические взгляды, — я не оспариваю право людей на все это. Но они в кощунственном контексте выставили иконы, а о молитве и вере говорят в унизительных тонах. Я убежден, что это недопустимо», — заявил он.
По мнению священнослужителя, группа «Бога нет» нарушила закон дважды, осквернив почитаемые верующими предметы и эмблемы, а также религиозные чувства людей.
«Государство не будет государством, если позволит нарушать закон и если такого рода осквернение священных изображений где-либо будет происходить», — уверен Чаплин.
После переговоров с представителями «ВКонтакте» Васильев удалил со страницы изображения полуголых женщин в костюмах католических монахинь и картинки с религиозными символами, и вечером 13 июля страница оказалась вновь доступной. На момент блокировки на «Бога нет» были подписаны около 26 тысяч человек, но шумиха в СМИ увеличила количество читателей до 31 тысячи.
После разблокировки сообщества техподдержка «ВКонтакте» попросила администратора провести ревизию всего контента. «Речь идет не о цензуре. Как вы писали о своем скептическом отношении к существованию бога, так и пишите. Но подбирайте немного другие формы — те, к которым не смогут придраться», — рекомендовал представитель соцсети администратору группы.
«Мы возвращаемся к истории с Charlie Hebdo»
В то же время бывший член Общественной палаты Николай Сванидзе полагает, что подобные блокировки противоречат конституции. По его словам, граница между оскорблением религиозных чувств и отсутствием оснований для обиды проходит в сфере законодательства.
«Плюнуть в физиономию — это оскорбление, дать пощечину — оскорбление, а ходить с голыми коленками или открытым лицом — это не оскорбление. Говорить "Я не верю в бога" — не оскорбление. Любое расширительное толкование понятия "оскорбление" не соответствует ни духу, ни букве российского законодательства. Но поскольку прописано это очень общо, это дает возможности для произвола, и здесь власть должна быть на страже закона, а не лебезить перед радикалами», — заметил Сванидзе.
По его словам, все зависит от контекста и ситуации. «Есть определенные законы общежития. Человек может воспринять как оскорбление любую шутку. Анекдот про евреев в еврейской компании абсолютно нормален и адекватен, а когда его рассказывает человек другого происхождения, это может быть воспринято как антисемитизм. Мы здесь возвращаемся к истории с Charlie Hebdo. Лучше не допускать шуток, которые могут быть истолкованы как оскорбительные, но и заставлять платить за них жестокую цену тоже нельзя», — уверен правозащитник.
На что еще обижаются верующие
«Бога нет» — не первое сообщество, не понравившееся верующим. В апреле 2015 года после серии жалоб прокуратура Петербурга начала проверку сообщества «Основы православия». Эксперты из Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена пришли к выводу, что создатели сообщества намеренно оскорбляли православных и вели пропаганду неприязни и ненависти к ним. Также на странице были выявлены факты «публичного освещения осквернения религиозной и богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики». В настоящий момент сообщество заблокировано «в связи с возможным нарушением правил сайта».
В январе 2015 года прокуратура Чечни обратилась в суд с иском об ограничении доступа к 85 страницам в сети «ВКонтакте», на которых были выявлены экстремистские материалы и карикатуры французского сатирического издания Charlie Hebdo.
Обижаются верующие не только на паблики, но и на отдельных пользователей соцсетей. В июле 2015 года лидера общественно-политического движения «Реформация» Андрея Терехина вызвали в следственный комитет по обвинению в оскорблении чувств верующих. Поводом для беседы со следователями стала опубликованная Терехиным в сети «ВКонтакте» годом ранее картинка, изображающая оклад от иконы с головами детских игрушечных уток вместо ликов святых.
Еще одна фотография, оскорбившая чувства православных, была сделана телеведущей Ксенией Собчак. В конце апреля журналистка опубликовала в Instagram снимок, на котором она изображена в церковном одеянии и с накладной бородой. Юрист Ярослав Михайлов пожаловался на Собчак в Следственный комитет, заявив, что фото оскорбляет чувства верующих, а также является пропагандой гомосексуализма. «Собчак перешла все границы вседозволенности», — утверждал юрист. Обвинение подхватил Всеволод Чаплин, предложивший проверить снимок также на осквернение предметов религиозного почитания.
Однако в рядах РПЦ у журналистки нашлись и защитники. Протодиакон Андрей Кураев сказал, что если серьезно относиться к таким фотографиям, скоро придется закрыть все детские утренники, поскольку там дети все время в кого-то наряжаются, в том числе и в чертей, и в ангелов. Сама Собчак также удивилась, что ее «скромное фото» задевает людей, а изображения «толстых мужчин, обвешанных золотом и брегетом» влияют благотворно.
Не обошел вниманием социальные сети и патриарх Кирилл. Глава РПЦ неоднократно осуждал увлечение россиян сетями, называя их «ярмаркой тщеславия» и уверяя, что происходит порабощение сознания и воли. «Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Мы погружаемся в королевство кривых зеркал», — беспокоился патриарх Кирилл и советовал верующим вместо прений в сети заниматься «настоящими делами». Однако весной 2015 года его отношение к соцмедиа изменилось, и он стал рекомендовать священникам проповедовать и там.
В мае у патриарха даже появился собственный аккаунт во «ВКонтакте», который, правда, ведет не он лично, а сотрудники специального отдела. После появления странички главы РПЦ пользователи оставили там несколько сотен комментариев, многие из которых можно было бы счесть оскорбительными. «Аллах бабах», «Дедушка Мороз! Здравствуй!», «Все тебя ненавидят», «Сколько еще денег нести в церковь завтра?», «А Бог выйдет? Скиньте Кирилла тогда» — писали пользователи рунета. Часть сообщений была оперативно удалена, а сейчас возможность комментировать патриаршую страницу ограничена.