Русские Вести

Как на грозный Терек…


Тему казачества, скажем прямо, сегодня затрепали и обесценили. Отчасти потому что во многом обесценены такие понятия, как честь, слава, достоинство, культура. Но как остро не хватает этих понятий нам в современной жизни! А ещё – не даёт покоя трагедия уничтожения целого сословия, составлявшего цвет русской жизни на протяжении многих веков...

Хочется отойти и от высокопарных слов о казаках, и от уничижительного к ним отношения. А просто вглядеться в судьбы конкретных людей, прислушаться к тем, кто хранит память о них, для кого казачья доля – это до смерти их собственная судьба.

А ещё разговор о казачестве – это неизбежно разговор о трагедии революции и братоубийственной войны, плоды которых мы пожинаем и сегодня.

Казачка Лобова

«Казаки создали Россию», – писал Лев Толстой. И верно, три четверти России прирастили казаки благодаря своей отваге, дерзновению открывать неизведанные пространства; благодаря воинской организации (почти каждые два года война – это вам не шутки).

Много, много было в казачьей среде мудрости, которой щемяще не хватает нам сегодня: семейное домостроительство, воспитание детей, самоорганизация, а главное – самосознание себя православными людьми и соответствие этому призванию. А сплочённость казаков! К примеру, казачья сотня вся состояла из родственников, чья отвага диктовалась ещё и тем, что каждый старался закрыть собой племянника, сына, брата, тестя… Разве помешал бы современной армии такой принцип – направлять на срочную службу ребят из одного села, района, области?

Одной из первых, кто занялся историей казачества в России после семидесяти лет забвения этой темы, была Тамара Михайловна Лобова. Потомственная казачка родилась в 1940 г. в семье сосланных в Таджикистан казаков станицы Суворовская, что близ Кисловодска. В 1945 г. семья вернулась на родину. В 1957 г. Тамара Лобова окончила среднюю школу в Кисловодске и аэроклуб в Ессентуках. Пилот-планерист, инструктор парашютного спорта. В 1968-м – филологическое отделение Пятигорского пединститута. Работала экскурсоводом в Кисловодском бюро путешествий и экскурсий.

Тогда, в конце 90-х, на развалинах советской страны, возрождение былой России, восстановление памяти, в том числе о казачестве, стало едва ли не единственным смыслом жизни для русских людей, в очередной раз подло обманутых и виртуозно обокраденных.

Наша заочная дружба с Тамарой Лобовой завязалась с тех пор, когда она прислала воспоминания о своих предках в редакцию «Исторической газеты», где мне довелось трудиться со студенческих лет. Позже нас – главного редактора газеты Анатолия Парпару, Тамару Лобову и меня – свела судьба, точнее сказать, Лермонтов, на кавказской казачьей земле. А спустя ещё несколько лет мы держали в руках добротно изданную книгу Т. Лобовой по истории её рода «Крик подстреленной птицы» (2007).

В каждый свой приезд к Тамаре Михайловне, в её просторный светлый казачий дом на окраине Кисловодска, подолгу стою у портретов её деда в черкеске и папахе, её бабушки. Взгляд не отвести от этих красивых, строгих лиц!

Иван Михайлович Лобов служил в Хопёрском полку, участвовавшем во многих войнах и не знавшем поражений. В 21 год был награждён Георгиевским крестом IV степени и серебряной медалью «За храбрость». Новая власть в 1918–1919 гг. георгиевских кавалеров уничтожала в первую очередь. Выбивала самых крепких воинов и отцов семейств.

А без отца кто защитит? Семьи высылали на непригодные для жизни земли в Сибирь, где дети до трёх лет умирали от голода и болезней в первые месяцы, или в Среднюю Азию.

– Да. Нет теперь таких лиц! Истребили инициативу и трудолюбие. Страх изменил наш генетический код. Мы стали страной сирот, – говорит Тамара Михайловна.

В Таджикистане сосланные казаки работали на хлопкоочистительном заводе. Жили впроголодь, за колючей проволокой. В Кисловодске, когда семья вернулась из ссылки, как и везде, был послевоенный голод. «Травы не было, потому что мы её съедали», – говорит сквозь слёзы моя собеседница. В 1990-е она не приняла реабилитацию, как и её отец. «Верните мне моих детей!», – были его слова.

Шурка

Как ни страшно заглядывать в бездну Гражданской войны, но придётся. Ибо мы не осмыслили произошедшего, раз снова стало возможным так легко стравить друг на друга один народ, что и происходит сегодня в Донбассе.

Держу в руках икону Спасителя, прострелянную в двух местах навылет. «Это наша, семейная», – говорит Тамара Михайловна. В их семье все – до маленьких правнуков – знают историю, случившуюся с одной из родственниц.

В 1919 г. А.Г. Шкуро, генерал-лейтенант Белой армии, приехал в станицу Суворовская и организовал смотр войскам.

И тут казачка Александра Григорьевна Никитина, одевшись по-мужски, показала и рубку, и джигитовку. Заткнула за пояс всех станичных казаков. Шкуро наградил её наганом. Отец девушки – человек горячий – высек её дома до полусмерти. А она под стать отцу – вскочила на коня, только её и видели!

Вернулась в станицу Шурка уже в кожаной куртке, в фуражке, с папиросой. В Гражданскую войну воевала в дивизии Будённого, сражалась с басмачами в Средней Азии.

Дома отец не принял дочь. Приютила сердобольная тётушка. В один из запоев, случавшихся с Шуркой, она вынула наган и стала палить в икону Спасителя. Стреляла метко – в лицо и в самое сердце. Как замолить этот грех? Всей семьёй, всем миром… Сколько нужно для этого сил и веры!

Что это было? Помрачение, как пишут святые отцы? Влияние солнечной радиации, которая порождает войны и эпидемии, как объясняет физик Чижевский?

Терек

Во время Первой мировой войны Терское войско выставило в действующую армию всё мужское население. Полковник А. Зайцев в книге «1918 год» писал: «В то время, когда вся масса Империи давала на военную службу 29% ежегодно мужчин призывного возраста, казачество выставляло 72%. Во время войны 1914 г. на фронт выступили 159 казачьих конных полка и 18 кубанских пластунских батальонов. В 1915 г. отправилась ещё одна сводная конная дивизия, 4 батальона пластунов».

А ведь была ещё Кавказская конная или Туземная дивизия. В неё входили полки: Черкесский, Кабардинский, Татарский, 2-й Дагестанский, Ингушский, Чеченский. Все считали за честь послужить русскому царю. И в состав Терского казачьего войска входили осетины, ногайцы, черкесы, грузины, кабардинцы. Теперь, спустя столетие, приходится признать, что самыми страшными были интернационалисты вроде Маркса, с их ядовитой славянофобией.

Казаки создали Россию. И Русская армия победила в Первой мировой войне. Только иезуитская хитрость могла свести на нет эту победу и посеять раздор между братьями. На войне погибли лучшие, и остановить раздор и беззаконие было уже некому.

Боргустан

Бесконечные обыски, требования от казаков сдать оружие, насилие, передел земли, расстрелы не могли не вызвать протеста в казачьих станицах.
29 июля 1920 года был издан приказ за № 1247 Реввоенсовета Кавказского фронта, за подписью В.А. Трифонова и В.М. Гиттиса. В приказе говорилось: «<…>Всякий, поднявший оружие против Советской власти… будет рассматриваться как сознательный, закоренелый и неисправимый враг трудящихся и беспощадно будет уничтожаться…».

Казаки, крестьяне, горцы создали отряды «зеленых» (те, кто скрывался в лесах) для борьбы с «красными». Как пишет историк Эдуард Бурда, «все эти отряды уже начинали балансировать на той грани, которая отделяла идейных противников коммунистического режима от бандитов, воюющих против всех и вся. Их трагедия заключалась в невозможности возврата к мирной жизни – дорогу назад преграждали и обоюдное нежелание идти на компромиссы, и уже пролитая кровь». И это правда, как и то, что восставшие воевали за свою землю, за тот строй жизни, который был им понятен и соприроден.

Во второй половине 1920 года под Майкопом,на Кубани, на Тереке в районе станиц Александровской, близ станицы Щедринской, между Алагиром и Гизелем, в районе города Кизляра, в Чечне – в районе Шатой и Ведено-Шали, вокруг станиц Ассиновской, Ермоловской и Закан-Юрт действовали отряды повстанцев по 200 – 300 человек в каждом.

Кавказскому бюро пришлось обратиться к Ленину. Он-то знал, как поступить с казачеством.

11 сентября был создан Южный фронт и Управление по формированию запасных войск Кавказского фронта. Терское ЧК стало брать заложников в станицах.

Во все районы Терской области были отправлены бронепоезда. По станице Суворовской палили 76-миллиметровыми пушками. Всё мужское население, кого не расстреляли, отправили в Кавтрудармию в город Грозный. Так же и в других станицах расстреливали офицеров, стариков, защищавших всю жизнь своё Отечество.

Воевать против восставших казаков станиц Бекешевская, Боргустанская, Суворовская в Ессентуки прибыла 2-я Южно-Осетинская добровольческая бригада. Красные осетины «добровольно» мародерствовали и жгли станицы. Казаки безо всякой помощи извне, сражаясь своим оружием, смогли окружить и разгромить бригаду.

Но красным всё шло и шло вооружённое подкрепление. Исход борьбы был предрешён.
Уже в мирное советское время в станице Боргустанской в память этих событий поставили обелиск 545-ти бойцам и командирам 2-й Южно-Осетинской бригады, почему-то от «благодарных жителей Боргустана».

Ряженые?

Историю рода казаков Лобовых Тамара Михайловна восстановила с 1750 года. Лобовы участвовали в сражении под станицей Бекешевской во время Кавказской войны в 1843 г., в битве при Курюк-даре 24 июля 1854 г., в осаде Баязета, где дрались с турками один против десяти… Эта великая история была костью в горле у красных комиссаров, не имевших роду-племени.

Некоторые из рода Лобовых воевали и в Великую Отечественную войну. Из фронтовых писем своих родственников и друзей Т.М. Лобова составила книгу «Письма под образами», вышедшую в 2014 г. в Пятигорске.

Говорят, что сегодня казаки остались только ряженые.

– А раньше, до революции, могли казаков назвать ряжеными? – спрашивает Тамара Михайловна.

В 1990 гг. возникшие из небытия «атаманы» стали топить в водке едва возродившееся казачество, компрометируя саму идею возрождения. Тамара Лобова не раз писала, о том, как «пили» казаки до революции, зная об этом от своего отца. Выпивали только по великим церковным праздникам. А на захмелевшего казака, который поднимал руку на женщину, имелся народный суд. Секли прилюдно. Если поднимал руку на мать, могли отрубить руку.

Какой казак без земли?! А главное – без веры.

Один из участников войны на Балканах в 1992 г. как-то заметил: «Этот парень лез в самое пекло, держался в таких тяжёлых условиях! Я только потом узнал, что он из казачьего рода». Подобное доводилось мне слышать и от участников войны в Приднестровье, в Чечне. Природа своё берёт. Её не обманешь.

Школа

В 1995 г. Тамара Лобова с директором школы, кубанским казаком Владимиром Ивановичем Пискуновым и соратниками создали в кисловодской гимназии № 19 музей, где отразилась история казачества и всей Российской империи. Финансовой помощи не было, всё создавалось руками подвижников, в том числе детей. Преподаватель мировой художественной культуры Л.В. Холодная написала портреты великих князей и государей российских, собирателей Земли Русской.

Ученики в этой школе изначально были почти все из уцелевших казачьих семей.

О многом, чего не узнаешь из книг, рассказывает школьный музей. Есть здесь и кавалерийские пики – 3 метра 40 сантиметров. Нашли и кузнеца в городе, который изготовил металлические наконечники на пики. Посетители музея могут, к примеру, узнать: когда в казачьей семье рождался мальчик, ему дарили шашку, плётку, пулю. К трём годам мальчишке покупали жеребёнка и начинали обучать верховой езде.

Воспитанием детей в станицах занималось старшее поколение. К восьми годам малолетка казачок полностью мог управляться с лошадью. Каждое событие жизни сопровождалось обрядом из поколения в поколение, и тем самым человек укоренялся в своей традиции.

Сами школьники изготовили копию первого знамени Хопёрского полка за 1738 год. Сами провели городской праздник, посвящённый 300-летию Кубанского войска и 420-летию Терского войска.

С великим трудом удалось найти в архивах Исповедные росписи станицы Суворовской за 1830 и 1861 гг. Это составленные священниками списки имён всех, кто в эти годы исповедовался. Теперь есть имена для поминовения. Ведь наши предки за нас молятся на Небесах.

Архив документов по казачеству, который собирает Тамара Лобова, аккуратно разложен по папкам и занимает целую комнату в её доме. Найдутся ли ещё достойные преемники и хранители истории казачества в России?

Воздух чист и свеж

«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка», – не устаём цитировать то я, то Тамара Михайловна, учитель литературы. Лермонтов подметил это совершенно точно. Воздух здесь – целительный, особенно вечерами, когда тянет прохладой от снегов Эльбруса. Здесь – рукой подать – «Лермонтовская скала» – красивейший горный выступ, где, согласно роману, состоялась дуэль Печорина и Грушницкого. В городском парке Кисловодска бывал Лермонтов, принимал нарзанные ванны.

Неотвязно чувствуешь себя здесь в царской России, потому что эти дивные липовые аллеи, нарзанные ванны и чистенькие улочки города устроены были солдатами и казаками. А каких специалистов в медицине готовили дореволюционные вузы! О практике десятков врачей, лечивших минеральными водами, можно узнать в Кисловодском краеведческом музее.

…Передо мной лежит потёртая перемётная сума, в которой возил воин съестное да самое необходимое в походе. Где ты, казак, что перекидывал эту суму через седло?..

Делом своей жизни Тамара Лобова считает сохранение казачьей истории. Её стараниями в станице Суворовская открыт памятник «казакам, ковавшим вековую славу России» – георгиевским кавалерам. На нём выбито 192 имени. В этом списке, собранном Тамарой Михайловной, девять георгиевских кавалеров Лобовых.

Это первый памятник подвигу её предков казаков, которые спасали народы: греков, армян, грузин.

В прежние времена памятные доски с именами погибших воинов устанавливали в церквах для поминания их на литургии. Великое дело воскресить эту традицию. При активном участии потомственных казаков Феликса Сергеевича Киреева, Т.М. Лобовой, Сергея Анатольевича Крупинича, Виктора Ивановича Хмары в церкви святого Георгия Победоносца в станице Боргустанской установлена такая памятная доска.

Установлен памятник и в станице Бекешевской. Казаки готовят памятные доски для станицы Кисловодской. Памятник полным георгиевским кавалерам поставлен в центре города Кисловодска. Поминают погибших казаков и в женском монастыре святого Георгия Победоносца в Ессентуках.

Мы все ранены той Гражданской войной. И как не признать, что нацию вымотало это столетие, прошедшее под лозунгами классовой вражды.

Но жизнь продолжается. Тамара Михайловна уверена, что основа существования нашего народа – это вера, Родина, семья. А смысл жизни и казака, и любого русского человека: охранение православия до Страшного суда. 

Ирина Ушакова

Источник: www.stoletie.ru