Русские Вести

Как алгоритмы влияют на наше мышление и поведение в интернете


Алгоритмы интернет-платформ играют всё более важную роль в нашей жизни, особенно когда речь идёт о социальных сетях и онлайн-поведении. Они используются для того, чтобы помогать нам находить нужную информацию, рекомендовать товары и услуги, а также формировать наше мышление и поведение в интернете. В этой статье мы рассмотрим несколько примеров положительного и отрицательного влияния алгоритмов.

Существует множество различных алгоритмов, которые применяются в социальных сетях, поисковых системах и других интернет-сервисах. Одни предназначены для обмена информацией, другие – для анализа поведения аудитории, третьи – для ранжирования материалов. Алгоритмы соцсетей помогают нам находить друзей, публиковать объявления, делиться новостями с нашими близкими или подписчиками, выстраивать коллективную деятельность, создавать сообщества.

Все эти алгоритмы работают вместе, формируя новостные ленты и информационный фон каждого пользователя, помогая в работе, учёбе и вопросах бытовой жизни.

Обратная сторона алгоритмов

Однако, несмотря на то что алгоритмы могут быть полезными, их применение может иметь и негативные последствия. Например, некоторые алгоритмы могут способствовать формированию «клипового мышления», под их влиянием пользователи привыкают к коротким, легко усваиваемым фрагментам информации и теряют способность к глубокому анализу.

Применение подобных технологий особенно опасно в отношении детей, чьи навыки мышления ещё только формируются по мере взросления.

В этой связи вызывает опасение всё большее распространение и даже навязывание массовой аудитории клиповых форматов контента, таких как «рилсы», «шортсы», «видеоклипы», «сторисы», «мемы». Чем меньше текста в публикации, чем быстрее мелькает видеоряд, чем короче продолжительность контента и чем хаотичнее новостная лента – тем негативнее влияние на пользователя.

При этом для владельцев соцсети, если их цель заключается в максимальном извлечении прибыли, а не в заботе о своей аудитории, клиповый контент может быть очень привлекательным, так как он лучше удерживает внимание пользователей, и как следствие – несёт больший доход.

Допустимо ли массово внедрять алгоритмы, негативно влияющие на психическую деятельность пользователей?

Ведь с точки зрения влияния на здоровье и психику человека клиповый контент представляет собой «информационный фастфуд»: его потребление в ограниченном виде проходит для организма относительно безвредно, но регулярное взаимодействие с ним влечёт серьёзные нарушения психической деятельности, потерю концентрации внимания, неспособность выстраивать длинные логические цепочки и мыслить системно.

К этому же ведёт и привычка оценивать информацию «лайками», то есть преимущественно через призму эмоций, без задействования аналитических способностей. В норме информация должна оцениваться по «полезности» и «интересности». Также возможно задействование таких дополнительных критериев, как «достоверность», «целостность», «актуальность», «понятность». Современных же пользователей практически безальтернативно подсаживают на «лайки» и тем самым постепенно отучают задумываться о влиянии информации, мыслить целостно.

Хотя алгоритмы социальных сетей могут стимулировать развитие клипового мышления и поощрять развлекательный подход к медиа, многое зависит от нас самих. Мы должны осознавать влияние контента на свою жизнь и предпринимать шаги для уменьшения его негативного воздействия.

Можно сознательно увеличивать время, затрачиваемое на чтение и анализ информации, использовать интернет-платформы без клиповых форматов записей, участвовать в дискуссиях и видах деятельности, которые требуют глубокой проработки изучаемых материалов. Отдельная ответственность лежит на родителях – в современных условиях жизненно необходимо контролировать взаимодействие детей с гаджетами: количество экранного времени и качество потребляемого контента.

Манипуляция общественным мнением

Важно отметить, что алгоритмы могут использоваться и для манипуляции общественным мнением путём распространения дезинформации или искажения информационного фона пользователей. Например, запрещённые в России и признанные экстремистскими соцсети Facebook и Инстаграм активно применяют алгоритмы для продвижения политических кампаний и дезинформации миллионов пользователей. Реализуется этот процесс через блокирование или занижение неугодных мнений, авторов и искусственное продвижение заданной повестки в лентах читателей.

У владельцев площадок в этом плане «развязаны руки», так как сайты созданы с «закрытым кодом», и в большинстве случаев их скрытное влияние на информационные потоки остаётся невидимым не только для самих пользователей, но даже для государственных органов.

Посмотрите фрагмент документального фильма «The Great Hack 2019». В нём показана технология адресного донесения персонализированного контента, изменяющего поведение внушаемого:

Не остался в стороне от этого процесса и видеохостинг YouTube. Попробуйте в качестве наглядного примера поискать в нём ролики про Крым по таким запросам как «история Крыма» или «развитие Крыма». Вся предлагаемая вам информационная лента будет сильно политизирована и на 90% представлять собой западную точку зрения, при том что сами материалы будут на русском языке.

Роль общества и пользователей соцсетей

Чтобы противодействовать этим негативным эффектам, нам нужно осознавать, как работают алгоритмы, и какие инструменты для манипуляций общественным мнением сегодня активно применяются. Несмотря на массовое распространение подобных технологий, мы можем выбирать источники информации, сравнивать разные точки зрения, развивать критическое мышление и расширять свой кругозор.

Для этого медиапотребление должно всегда протекать в осознанном режиме. Надо искать и находить информацию, соответствующую вашим целям и запросам, а не потреблять всё подряд, что случайным образом попадает в ваше поле зрения, оказавшись в новостной ленте. Также старайтесь не пользоваться теми рекомендательными системами, логику работы которых вы не понимаете, либо дополнительно проверяйте получаемую из них информацию, задаваясь вопросами «кто создал публикацию?», «зачем?», «какие смыслы она несёт?», «как на меня хотят повлиять?».

Обществу также важно доносить свои запросы до владельцев интернет-платформ. Ведь все соцсети очень сильно зависят от своих пользователей и обязаны учитывать их мнения и настроения, чтобы привлекать к себе новую аудиторию и не терять уже имеющуюся.

Поэтому с одной стороны, необходимо говорить о том, что скрытое влияние на изменение информационных потоков является, по сути, манипуляцией общественным мнением и потому аморально. А с другой стороны, надо инициировать широкую дискуссию о том, что засилье клипового контента несёт прямую угрозу обществу и его распространение нужно серьёзно ограничивать, а не поощрять, как это происходит сегодня на всех крупных площадках.

Например, социальные сети могут рекомендовать своим пользователям публикации, которые содержат длинные тексты или видео, которые требуют большего внимания. Разделы с клипами/шортсами могут быть недоступны для детей, а лучше для них вообще не создавать отдельных разделов, чтобы не стимулировать к ним лишнее внимание, не провоцировать авторов создавать клиповый контент.

Важно также уходить от алгоритмов оценки публикаций через эмоции и смайлики. Эти алгоритмы допустимы для чатов и личной переписки, но не уместны для оценки статей, видеороликов, новостей, так как стимулируют поверхностное и эмоциональное восприятие такой информации. При оценке записей из новостных лент важно, чтобы пользователи задействовали свои аналитические способности, а не руководствовались эмоциями.

В том числе по этим причинам мы занялись разработкой блогплатформы с открытым кодом «Думайте», в рамках которой создаём систему оценки публикаций по критериям «Полезности» и «Интересности», сознательно уходим от использования клиповых форматов контента, придумываем и реализуем алгоритмы, способствующие повышению качества взаимодействия пользователей с информацией.

Источник: whatisgood.ru