Почему в Азербайджане объявили войну магии и чародейству.
На этой неделе Госкомитет по работе с религиозными образованиями и МВД Азербайджана провели спецоперацию по выявлению гадалок, работающих в регионах страны. В двух районах — Уджарском и Шемахинском — допросили подозреваемых в магической деятельности Малахат Гафарову и Свету Исмайлову. По сообщению комитета, женщины раскаялись в своих деяниях и пообещали больше не заниматься ворожбой. Однако в Азербайджане пока нет закона, запрещающего гадание, а это значит, что ведуньи могут свободно работать в качестве индивидуальных предпринимателей. Привлечь предсказательниц к ответственности можно лишь в том случае, если в их деятельности обнаружатся факты обмана или мошенничества. Не секрет, что в этом «бизнесе» подобные истории далеко не редкость. Однако некоторые эксперты высказывают мнение, что зачастую гадалки выступают в роли обычных психоаналитиков и просто помогают людям решить насущные проблемы. Чего больше в колдовском деле — вреда или пользы, — попыталась разобраться «Лента.ру».
Не путать с инквизицией
Глава комитета по работе с религиозными образованиями Мубариз Гурбанлы, инициировавший нынешние рейды против азербайджанских чародеек, считает, что гадание — один из видов суеверия. По его словам, борьба с ним ведется во многих странах мира, где приняты нормы, предусматривающие за эту деятельность суровое наказание. «Необходимо бороться с гаданием и лицами, которые, прикрываясь этим ремеслом, обманывают людей. У комитета имеются соответствующие полномочия. На их основании совместно с местными органами МВД в отдельных регионах выявляются лица, промышляющие гаданием. С ними ведутся профилактические беседы, делаются предупреждения, что их деятельность незаконна», — заявил он.
Вместе с тем Гурбанлы отметил, что экстрасенсорика и гадание — понятия разные. «Гадание — это присвоение средств путем примитивного обмана людей. Все религии мира всегда считали гадание грехом. И даже в священной книге мусульман Коране есть аят, осуждающий колдовство и гадание», — сказал председатель комитета.
Руководитель Гурбанлы попросил не сравнивать деятельность возглавляемой им структуры со священной инквизицией. Он подчеркнул, что инквизиторские суды приговаривали к смерти на костре не только гадалок и ведьм, но и просто красивых девушек. Гурбанлы заверил, что комитет ничего не имеет против азербайджанских красавиц, а также не станет трогать известных в республике и за ее пределами экстрасенсов, имеющих сертификат на занятия научной деятельностью.
Что не запрещено — разрешено
В настоящее время в Азербайджане разрабатывается законопроект по проведению религиозных церемоний и мероприятий только с участием официальных лиц. Кроме прочего, готовящийся норматив предусматривает запрет на гадание, околокультные ритуалы и другую подобную деятельность. Но в настоящий момент в стране не существует прописанного на законодательном уровне запрета на гадание.
Кроме того, гадалок, магов и ясновидящих можно упрекнуть в уклонении от уплаты налогов. Так считает глава правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов. По его мнению, все, кто берет за свою работу деньги, должны платить налоги. «Для этого гадалки и другие люди с определенным даром должны зарегистрировать себя в качестве частных предпринимателей. Затем получить приходные ордера и выдавать их каждому клиенту, а себе оставлять "корешок", по которым в конце каждого месяца отчитываться перед налоговыми органами», — советует правозащитник.
В свою очередь юрист Эльман Османов считает, что деятельность гадалок и магов в Азербайджане следует попросту запретить. «Нет необходимости их лицензировать, облагать налогами. Если кто-то занимается целительством для духовного развития, то и денег за свою помощь брать не стоит. Иначе это просто заработок. Причем не всегда честный. Добрые или плохие маги не нужны нашему обществу. Никакой пользы от них нет», — подчеркнул Османов.
Самообман — дело добровольное
Известный азербайджанский психолог Даянат Рзаев уверен, что сколько бы гадалка ни обманывала граждан, в этом нет состава преступления, потому что люди по своей воле отдают ей свои деньги. Поэтому власти вряд ли смогут запретить гадалкам и ясновидящим практиковать в республике. По мнению психолога, гадалка уделяет клиенту время, утешает, дает надежду на будущее. То есть является чем-то вроде психоаналитика. Соответственно, она вправе назначать цену за свою помощь. «Если человек верит в свою силу и у него что-то получается, то к этому надо относиться как к шоу. Не следует воспринимать работу гадалок серьезно. Аналогично люди приходят в цирк и смотрят на клоунов, за что и платят деньги», — отметил Рзаев.
Председатель Союза свободных потребителей Азербайджана (ССПА) Эюб Гусейнов отмечает, что в последнее время хождение к гадалкам стало довольно популярным занятием в республике. Кто-то хочет услышать про свое счастливое будущее, кто-то идет за советом, другие — от безысходности. По его мнению, многие знают, что примерно 90 процентов гадалок — шарлатанки, но каждый уверен, что попадет именно к тем 10 процентам, которые скажут правду.
«В Азербайджане нет никакого наказания за проведение сеансов гадания. Кроме того, ни у одной гадалки нет документа, подтверждающего, что она действительно обладает какими-то способностями в этой области. Что же касается оплаты за услуги, то она самая разная, в зависимости от степени популярности и "квалификации" гадалки — от 10 манатов до нескольких тысяч», — сказал Гусейнов. Он предлагает проводить среди населения просветительскую работу относительно услуг гадалок, а также считает, что это поможет хоть немного уменьшить интерес к их ремеслу. Кроме того, Гусейнов подчеркнул, что о несбывшихся предсказаниях люди могут заявить в правоохранительные органы.
Международный опыт
При этом любопытно, что конфликт в Азербайджане активно обсуждают сами представители этой «профессии». Гадалка Егяна Зейналова в Баку человек известный — недостатка в посетителях у нее нет. Она говорит, что узнала о своей силе, еще будучи ребенком. Когда почувствовала в себе сверхъестественные способности, несколько месяцев лежала в больнице. Но применять свои чары стала, только когда стала взрослой. Зейналова утверждает, что не видит в гадании ничего греховного, ведь люди всегда хотели заглянуть в будущее.
Зейналова подчеркивает, что чаще всего к ней приходят, чтобы снять порчу или сглаз. Причем зачастую такое зло человеку делают его же близкие и даже родные. «Человека можно уничтожить в течение пяти минут, и люди, которые обладают черной магией, знают, как пользоваться ею против других. Фактически они могут свести человека в могилу. Бывает, ко мне приходят братья и сестры, которые желают зла и проклинают друг друга. Когда меня просят кому-то навредить, я объясняю, что так нельзя. Даже за большие деньги я отказываюсь принимать таких людей и просто выгоняю их», — делится она.
Пока в Азербайджане думают, запретить деятельность гадалок или брать с них налоги, в Таджикистане, где также традиционно велик интерес к ремеслу ворожей, их «бизнес» уже уголовно наказуем. Осенью 2015 года в УК странывнесли поправки, предусматривающие за колдовство тюремный срок до семи лет. До этого в Таджикистане действовали штрафы за занятие ворожбой и гаданием. Но эти меры не принесли желаемого результата. Рекламные газеты продолжали пестреть объявлениями гадалок и ворожей, предлагающих решить проблемы безбрачия, вернуть мужа, решить проблемы бизнеса, устранить конкурентов. Судя по объявлениям, в стране были специалисты по картам Таро, черной и белой магии, гаданиям на Библии и Коране. По опросу одного из независимых социологических центров, каждый из десяти опрошенных жителей страны хотя бы раз обращался к услугам колдунов и гадалок.