Русские Вести

Илон Маск: сферический паровоз в вакууме. Колонка Олега Денежки


Новостные агентства торжественно и с помпой разнесли по миру радостную весть: испытан двигатель для так называемого «вакуумного поезда будущего». И даже видео соответствующее было бодро разнесено по Интернету. На нем нечто невразумительно проезжает чуть более 50 метров по некому, такому же невразумительному, рельсовому пути. Прорыв? Да нет. Жульничество.

Что такое «вакуумный поезд будущего»? Это рельсотрон на магнитной или воздушной подушке (последнее вообще очаровательно, позже я объясню, почему), двигающийся внутри трубы с разряженной до состояния форвакуума воздушной средой. Звучит круто. Правда? Ну давайте разбираться.

Не что, а кто

Для того чтобы понять, с чем мы имеем дело, не надо ученой степени или технического образования. Достаточно школьного и здравого смысла. И понимания, что имеем мы дело не с «чем», а с «кем». Знакомьтесь: Илон Ривс Маск. Миллиардер и самый блестящий легальный авантюрист 21 века, родом из 20. Человек, рядом с которым Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей  — сущий младенец, с кристально чистой душой и невинными намерениями.

Ну, посудите сами: Остап знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения, а Илон Маск знает их тысячи. Может, и больше. К его услугам вся мировая литература фантастики, но об этом позже. И ведь все эти способы — честные и добровольные. Как у лисы Алисы и кота Базилио, верным последователем коих Маск и является.

Как и неразлучная парочка заклятых друзей Буратино, пронырливый миллиардер берет немного полновесных сольдо у инвесторов, причем на совершенно добровольной основе, и обещает им денежное дерево в кратчайшие сроки. Дерево обычно действительно бурно начинает расти, но на ветках вместо монеток и денежных купюр на нем неизбежно расцветают векселя и обесценившиеся акции.

Для оболванивания простаков с деньгами Маск выбрал две безупречные «фишки»: прорывные супертехнологии будущего и экологическую чистоту. Сопротивляться таким мощным посылам инвесторы, играющие на биржах и стартапах — люди, в основной своей массе технически малограмотные — просто не в состоянии. Это выше их сил. Циферки начинают прыгать в их глазах, и они платят. Платят за безумные и шарлатанские проекты Маска. И кажется, что у него уже кончаются карманы.

Начало биографии «гения»

Начал свою «творческую» карьеру Илон Маск в раннем детстве. Начал с того, что тупо сплагиатил легендарную игру Space Invaders японца Томохиро Нисикадо, с которой вообще началась игровая индустрия, и продал ее под именем Blast Star. Игра представляет из себя вертикальное убожество, где и программировать нечего, а смысл только в геймплеее, то есть — в принципе игры. Оно, конечно же, Илону было всего 10 лет — чего еще ждать от мальчишки, кроме подражательства? Тем более что в 10 лет научиться программировать, пусть и на бейсике — уже достижение. Если бы на этом все кончилось… но Маск вошел во вкус.

 

И понеслось — одна авантюра за другой. Квазиденьги PayPal, частный космос, автомобили на батарейках Тесла и, наконец, вот он: сферический паровоз в вакууме… Рыжий клоун со своим «Роснано» — младенец.

О PayPal, первом крупном проекте Илона Маска, и говорить излишне. Его платежная система Х.com, позже поглощенная компанией Confinity и получившая название PayPal, принесла после продажи акций будущему миллионеру 22 миллиона. Это было относительно честная идея, хотя мы все понимаем, сколько прибыли компаниям электронных платежей приносят средства, то и дело «зависающие» на их счетах. Я уже не говорю о возможности ненавязчиво «генерировать» несуществующие деньги.

Впрочем, PayPal — система, безусловно, удобная и безопасная. Но 22 миллиона никак не соответствовали честолюбию Илона Маска. Требовалось нечто более масштабное. И родилась новая идея.

Первой, но не самой остервенелой доходной глупостью Илона Маска, позволившей ему нехило подзаработать, стал автомобиль на батарейках. Явно талантливый пиарщик Маск дал ему имя самого загадочного ученого 20 века — серба Николы Тесла, с которым связано гораздо больше мифов и легенд, нежели реальных изобретений, и организовал компанию Tesla Motors, специализирующуюся на производстве «экологически чистых электромобилей».

Разберемся. Проект привычно заявлен как «прорывной» и «супертехнологический». Но так ли это?

В самом электроприводе нет ничего нового. Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году. В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров.

С развитием автомобилей стали даже проводить гонки специально для электромобилей. И сразу выплыли три самых главных недостатка этого вида техники: большой вес батарей, отнимающий полезную нагрузку, длительность зарядки аккумуляторов, и маленький запас хода.

 

Может быть, Маск преодолел эти родовые пороки электромобиля? Нет, все то же самое. Никоих прорывов. Так что говорить, что компания отрабатывает некие «технологии будущего», совершенно необоснованно. Компания успешно втирает всем очки и эксплуатирует достаточно старые технологии.

Правда, компанией заявлено как некое достижение отсутствие механической коробки передач и наличие электродвигателя в качестве диска каждого колеса. Однако и это не новшество. Подобный подход встречается сплошь и рядом в судостроении и большегрузных карьерных автомобилях. А одним из первых конструкцию подобного рода в серийной технике использовал немецкий конструктор Фердинанд Порше в 1942 году при проектировании своего сверхтяжелого истребителя танков «Фердинанд» или, как его называли в Вермахте, — «Элефант».

Если оставить за рамками подробный разбор конструкции, то мы увидим: то, что сделал Илон Маск, не более чем экзотическая игрушка для экзальтированных миллионеров, помешанных на экологии. И, как следовало ожидать, подобный автомобиль фактически изготавливается на заказ.

На сегодняшний день автомобили Tesla представлены тремя классами: супердорогой гоночный Tesla Roadster, немного более дешевый автомобиль представительского класса Tesla S и «паркетный» кроссовер Tesla Model X. Все они выпускаются ограниченными сериями в несколько тысяч машин в год и стоят от 30 тысяч долларов.

Кроме собственно доходов от сомнительного качества автомобилей, Маск нашел себе еще одну «кормушку». Это сеть «Суперзарядок» — станций для скоростной зарядки электромобилей, разработанных для того, чтобы на автомобилях Tesla можно было совершать длительные поездки (вспоминаем о малом запасе хода, из-за низкой на сегодняшний день емкости современных аккумуляторов).

Как заявлено, станции используют в основном энергию от солнечных батарей. Кстати, для заряжания вашего авто на такой станции требуется купить дополнительный модуль за 2500 долларов. Неплохо, да?

Теперь об экологии. Говорить о ней может лишь человек, искренне считающий, что электричество генерируется непосредственно в розетке, и достаточно просверлить в стене две дырки, чтобы там появился ток. Увы, это не так. 2/3 электроэнергии производится совсем даже не экологичными тепло- и гидроэлектростанциями. Можно было бы ориентироваться на действительно самую чистую атомную энергетику, но, благодаря искусно раздутой истерии после Фукусимы, атомные станции закрываются по всей Европе и уже и в Юго-восточной Азии.

Что же касается альтернативных источников, они так же далеки от практического применения в массовом масштабе, как и автомобили Tesla от практического использования. Вся эта ветро-, гелио- и прочая черти-что-энергетика не более, чем способ спекуляции для «зеленых» и обогащения для людей, подобных Маску. Эксплуатация этих систем супердорога и ненадежна, а себестоимость энергии — просто «золотая».

Кстати, обе компании — и PayPal, и Tesla Motors — Илон Маск благополучно продал, заработав на этом сотни миллионов. Все согласно заветам старика Людовика XV: Après nous le déluge — после нас хоть потоп.

Сквозь деньги к звёздам

Следующим проектом Илона Маска стал «частный космос», а точнее — отмывание грантов НАСА при помощи неких ракет-носителей Falcon 1 и Falcon 9 и космического корабля Dragon. Основная особенность этого проекта — возвращаемые многоразовые модули, как корабля-носителя, так и пилотируемой капсулы. Производит все это, как и следовало ожидать, очередное «денежное дерево» Маска — компания SpaceX.

На сегодняшний день неудач при пусках у компании больше, чем удач, несмотря на то, что серия носитель Falcon заявлена как альтернатива российским «Союзам» и «Протонам» для снабжения МКС. Но альтернатива пока как-то не складывается. Пилотируемых пусков нет ни одного, совершен всего один полет к МКС и пара выходов с полезной нагрузкой на околоземную орбиту.

 

Что же касается широко разрекламированного «космического туризма», то до него компании SpaceX так же далеко, как Жюлю Верну до стрельбы живыми людьми из пушки на Луну. Но фантазии Маска не отстают от знаменитого фантаста. На МКС надежных пусков пока нет и не предвидится, но уже анонсированы в ближайшее десятилетия полеты, в том числе и пилотируемые на Марс.

Интересно в этом проекте следующее. Сама по себе идея сконструировать многоразовую ракету, которая, двигаясь в плотной атмосфере, при приземлении использует не аэродинамические принципы — тормозной парашют, как приземляемые капсулы «Союза» или крыло, как наш «Буран» и американский «Шаттл», а тягу двигателя, уже абсурдна. Ракета вынуждена вместо полезного груза тянуть за собой на орбиту громадный запас горючего, который будет использовать при приземлении. Вместо того чтобы использовать атмосферу для торможения, подобный «девайс» будет бороться с немалой силой тяготения Земли с помощью сжигания топлива.

Это похоже на экологически чистую идею? Да нет. Кажется, а если быть точным, абсолютно точно нет. Уж простите за тавтологию.

Дело труба

И вот теперь — проект сверхскоростной дороги для составов, которые будут двигаться в буквальном смысле по трубам. Точнее не для составов, а для отдельных автономных капсул. Маск предложил свой проект как альтернативу правительственному проекту высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Правительственные чиновники, в отличие от Илона Маска, все же поскромнее, и анонсировали вполне реальную на сегодняшний день скорость около 320 км/час, на расстоянии 561 км по прямой. Стоимость проекта составит около 68,4 млрд долларов. 

Почувствовав запах легких денег, Илон Маск тут же пообещал проект железной дороги, где поезда будут двигаться супербезопасно с околозвуковой скоростью, в два раза быстрее авиалайнеров, и дорога от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско займет всего полчаса. При этом капсулы в трубе будут двигаться как в метро с 30-секундным интервалом. Подчеркиваю: абсолютно безопасно.

Супертехнологии? Нет. Супержульничество. Как и в остальных проектах Илона Маска, в проекте не применяется нечего нового, а большинство решений даже на первый взгляд вызывают серьёзный скепсис. Во-первых, это заявленная скорость, во-вторых экономичность — предполагается, что движение будет запитано от солнечных батарей, прикрепленных к этим же трубам. В-третьих, та самая безопасность, ну и конечно — якобы дешевая постройка и эксплуатация «трубопроводной» дороги.

Итак, скорость. Ставка сделана на то, что поезд будет двигаться в трубе с так называемым форвакуумом, то есть в среде, близкой к вакууму. Это, мол, устраняет сопротивление воздуха и не только увеличивает скоростные возможности нового транспортного средства, но и позволяет экономить электроэнергию. Отсюда и возможность ограничиться питанием от электробатарей.

Как я уже писал, стоимость альтернативной энергии, стоимость самих солнечных батарей и стоимость их обслуживания явно выше всех других видов энергии, особенно от теплоэлектростанций. Так что в этой части проект Маска явно далек от дешевизны. И при этом как-то скромно умалчивается о том, сколько насосов, какой мощности и какой интенсивности работы потребуется для поддержки форвакуума в трубе. С трудом можно представить себе герметичность такой трубы, равно как и сложность и стоимость шлюзовых камер для погрузки/выгрузки пассажиров и грузов из капсул.

 

Напомню, один из вариантов — это воздушная подушка, на которой якобы будут двигаться капсулы. Это означает, что специальные вентиляторы будут перенаправлять набегающий поток воздуха под днище капсулы, создавая там зону повышенного давления. Как в аэрохоккее, если кто играл в этот аттракцион.

Но вот только есть одна загвоздка: а откуда будет браться набегающий поток воздуха необходимой плотности в форвакууме?! Если же это будет магнитная подушка, то о каком низком энергопотреблении идет речь?!

Но главное — это якобы полная безопасность. Представить себе, что при движении от электробатарей не будет сбоев, весьма проблематично, если вы только не буйный сказочник. Итак, поезда едут один за другим с тридцатисекундным интервалом. На скоростях, близким к заявленным звуковым, торможение на таком интервале представляется не столько удивительным, сколько невозможным. Малейшая неполадка приведет к «эффекту домино»: капсулы один за другим просто налетят друг на друга.

Далее, дорога представляет собой герметичную трубу из 30-мм стали. Вы представляете, с чем столкнутся спасатели при попытке извлечь пострадавших, да даже просто застрявших в трубе, в отсутствие достаточного запаса кислорода? Или капсулы будут транспортировать не столько полезный груз, сколько запасы жидкого кислорода, что само по себе взрывоопасно?

Кроме того, даже если никто не пострадает, движение капсул обеспечивается с помощью рельсотронного движителя. То есть капсула — это ротор, а отдельные участки трубы — статор гигантского электродвигателя. То есть грузопассажирские капсулы не имеют собственного двигателя, а являются частью общего целого — самой дороги.

А это значит, что капсулы в одной трубе могут двигаться только в одном направлении. Это, в свою очередь, означает, что при аварии одной из капсул выбраться из трубы смогут одномоментно либо капсулы впереди аварийной, либо сзади. И кто-то проведет внутри трубы несколько десятков веселых минут.

Кстати, по сути «вакуумная дорога будущего», это не что иное, как «спиральная дорога» из повести советского фантаста и ученого Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». С чего Илон Маск начинал, тем и продолжает: плагиатом.

Простота лучше воровства

Что имеем в чистом остатке. Ушлый делец тырит всевозможные сомнительные идеи, в основном вычитанные из фантастики 50–70-х годов прошлого века, причем как своей, так и советской, и двигает их в массы с помощью оголтелого пиара и рекламы. Мишень — потенциальные буратины с пригоршней сольдо на банковских счетах, понятия не имеющие, куда еще можно подевать деньги, чтобы заработать, не работая.

А вы говорите: Чубайс, Чубайс… Рыжие они, конечно же, хитрые, это, так сказать, народная примета, но им до Илона Маска явно далеко.

Олег Денежка

Источник: riafan.ru