Русские Вести

Эксперт: «Если чукчи заявят, что «Аляска наша» — это будет почище Крыма»


С 17 июля в двустороннем порядке для жителей Чукотки и Аляски начал действовать безвизовый режим.

Региональная комиссия Берингова пролива (РКБП) со стороны США заявила о готовности выдачи вкладыша к паспорту коренного жителя Аляски, желающего посетить Чукотку.

Об этом 17 июня текущего года сообщила старший уполномоченный РКБП США Вера Меткалф своему российскому коллеге старшему уполномоченному РКБП Леониду Горенштейну.

Как пояснил советник отдела международных связей Аппарата Губернатора и Правительства Чукотского АО Матвей Михаленко, согласно установленному порядку, документ вступил в силу через 30 дней после процедуры предоставления образца вкладыша.

«Вкладыш к паспорту – это подтверждение того, что гражданин является жителем так называемого установленного района, указанного в российско-американском Соглашении о взаимных поездках жителей района Берингова пролива. Для американской стороны таким районом является Аляска, для российской – Чукотка. Отправляясь в поездку в установленный район, в обоих случаях человеку при себе необходимо иметь гражданский паспорт и этот вкладыш», – сказал Матвей Михаленко.

Он уточнил, что у аляскинских коллег образец чукотского вкладыша имеется с момента подписания Соглашения.

Напомним, что оно действует с 1989 года и распространяется только на коренное население Чукотки и Аляски, проживающее по обе стороны российско-американской границы и имеющее родственников в данных регионах. При этом термин «родственник» понимается как кровная родня, члены одного племени, рода или как коренные жители, имеющие общее с коренными народами другой территории языковое или культурное наследие.

Отметим, что в безвизовую поездку коренные жители Чукотки и Аляски могут отправиться по приглашению родственников из установленного района. На основании действующих правил, не менее чем за 10 дней об этом необходимо письменно уведомить старшего уполномоченного противоположной стороны.

Пункты пропуска через государственную границу на Аляске установлены в Номе и Гамбелле, в России – в Анадыре, Провидения, Лаврентия и Уэлене. В то же время в Соглашении оговаривается, что воздушные и морские маршруты, разрешённые для поездок, определяет старший уполномоченный.

Чтобы удостовериться, что безвизовый режим действительно работает, «Журналистская правда» связалась с членом Совета Старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки Юрием Тототто, проживающим на Чукотке.

- Юрий Михайлович, Вы слышали о таком нововведении?

- Да, да. Это здорово! У нас художники наши местные постоянно туда ездят. Такие визиты были со стороны коренного населения Аляски, а потом мы ездили, да…

- Скажите, вы можете просто взять и поехать на Аляску?

- Я могу.

- А есть те, кто не может?

- Нет, я не знаю таких.

- То есть любой, кто живет на Чукотке, может поехать на Аляску…

- Да, да… Это так, только если он постоянный житель.

- А с Аляски к вам американцы могут приехать?

- С Аляски тем более…

- Это нововведение — это хорошо или плохо?

- Это хорошо. Мы очень рады, что ввели такое правило. Это позволяет общаться. Это сближает народы.

- Скажите, а часто к вам приезжают туристы?

- Да, приезжают. Только недавно москвичи приезжали. И так каждый год. Группы постоянно ездят к нам. Хотите — и вы приезжайте! Будем рады.

- А сколько стоит, например, у вас номер в гостинице?

- Смотря какой класс хотите. Если эконом, есть гостиницы от 2 тысяч рублей, есть квартиры от 1400 руб., а есть за 9 тысяч.

- Скажите, а если я к вам приеду, я могу на Аляску попасть?

- Я не знаю. В отношении москвичей я не могу вам ничего сказать.

О том, насколько это событие является актуальным для граждан России и о многом другом мы беседуем с профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором политических наук Андреем Манойло.

- Андрей Викторович, вкладыш к паспорту коренного жителя Чукотки действителен на Аляске в течение трех месяцев. Почти как с некоторыми бывшими республиками СССР, в частности, с Украиной… Что скажете?

- (смеется) На самом деле там немножко другая ситуация. В 1989 году был подписан договор между Советским Союзом и Соединенными Штатами по поводу прав коренных народов Севера. Права коренных народов — это вообще особая статья. У них есть преференции — например, у тех же эскимосов, — это нормальное дело. Коренных народов Севера мало, и речь идет о следующем: коренные народы Севера Советской Чукотки и американской Аляски имеют право пересекать границу через пролив, который довольно узок. В частности, в промысловых целях, иных – без получения визы. То есть, речь шла о том, что вся эта территория, расположенная на «долгой Двине», тогда принадлежавшей двум странам, является их общей промысловой охотниче-рыболовецкой территорией. И вот для того, чтобы снять возможные коллизии с береговой охраной Соединенных Штатов и пограничной службой Советского Союза, договорились о том, что въезд будет безвизовым, но только для представителей коренных народов Севера. И для них оформляется особое приложение к паспорту. Так называемый вкладыш коренного жителя.

- Так получается, этого вкладыша до сих пор не было…

- У американцев – нет. У бывших советских граждан был. То есть Советский Союз ратифицировал это соглашение, а американцы в течение, по-моему, 23 лет с этим тянули. И согласились выдавать вкладыши только сейчас для своих граждан.

- А что случилось за это время? Почему это тема стала актуальной именно сейчас?

- Здесь довольно непростая ситуация. Во-первых, она связана с тем, что коренных народов становится все меньше и меньше. Они потихоньку вымирают. Во-вторых, их меньше — но они политизируются. В частности, на Аляске. Там есть одна сепаратистская партия, которая пользуется поддержкой 4% местного населения, в основном это коренные народы. Но популярность этих настроений растет. И складывается парадоксальная ситуация. По мере убывания численности коренных народов Севера США их протестная активность начинает нарастать. Они активно отстаивают свои права. А права любых меньшинств, в том числе и малых диаспор, в Соединенных Штатах священны. И получается такая вещь, что на фоне этой убыли населения появляются новые силы, группы, движения, которые начинают активно участвовать в политической жизни Соединенных Штатов, требовать для себя особых прав, благ и так далее. И это очень тревожит американцев. Они видят на своей Аляске повторение Гренландского сценария. Там всего 35 тысяч населения, и на эти 35 тысяч оказывают влияние 8 крупных политических партий — начиная от умеренных и заканчивая радикально-националистическими. И все эти партии эскимосские. И вот американцы опасаются того же в отношении своих коренных народов – алеутов, которые проживают на Аляске, и других граждан. Поэтому именно сейчас этот вопрос обострился.

- А не видите ли вы в этой истории подвоха со стороны американцев, в ответ, скажем, на получение российского гражданства жителями Южной Осетии, Абхазии, Крыма?

- Не очень похоже на самом деле, хотя аналогию я понимаю. Вкладыши они выдают только своим гражданам. Эти вкладыши свидетельствуют лишь о том, что человек является представителем коренной народности. То же самое делается с нашей стороны. Но, признаюсь, я ни разу такой вкладыш не видел.

- Давайте теперь посмотрим на это с нашей стороны. Скажется ли это на освоении Чукотки: например, в плане туризма, а то и заселения региона с целью получения такого вкладыша?

- (смеется) Нет, конечно. Выдача вкладышей определяет особый порядок въезда и выезда на территорию сопредельного государства, но это не дает никаких гарантий на гражданство. Это во-первых. Во-вторых, американцы, конечно, могут попытаться через этот наладившийся обмен оказывать воздействие через Чукотскую, Корякскую диаспоры, на какие-то процессы на этих территориях, но это тоже сомнительно. Вряд ли чего-то можно добиться этим. Пропаганда американской культуры и образа жизни вряд ли применима по отношению к коренным населениям, которые живут в традиционном для них режиме охоты, рыбалки, собирательства и прочих вещей.

- То есть Чукотка не может быть коридором для экскурсий из России в США и из США в Россию?

- Для коренных народов может, а для всех остальных нет. Если мы с вами приедем туда жить, никто нам таких вкладышей не выдаст. На граждан, не принадлежащих к коренным народам Севера, данное соглашения не распространяется. Но с другой стороны, если вдруг чукчи заявят, что «Аляска наша» (смеется) – это будет почище Крыма, потому что давайте вспомним следующее: в свое время чукчи были чрезвычайно воинственным народом. Во времена великого чукотского нашествия они истребляли местные народности и перебили бы их всех, наверное, если бы не пришли русские промышленники. Они, по сути дела, и остановили это пассионарное наступление чукчей. Это факт. Так что чукчи весьма по своей природе воинственный народ, поэтому если они сейчас «погуляют» по Аляске и увидят, что там большие территории, много моржа, которого можно добывать, много китов плавает бесхозных, и у чукчей проснется генетическая память, то всякое может произойти с Аляской.

- Знаете, я не поленился, зашел на сайт одной турфирмы, которая занимается турами на Аляску, и окаменел. Минимальная стоимость путевки на 12 дней по воде и суше Аляски стоит 177 тысяч рублей. Я так понимаю, сюда входит межконтинентальный перелет. То есть получается, это чисто чукотская история. Ни о каком туризме через Чукотку на Аляску речи быть не может.

- Совершенно верно. Там ни русские, ни татары, ни представители других национальностей не имеют права на безвизовый въезд. А перечень коренных народностей определен американской стороной и бывшей советской. Поэтому для того, чтобы пользоваться этой привилегией, надо либо чукчей с нашей стороны, либо коряком, ну или представителем других народностей Севера быть. Если вы русский и переселились туда на заработки, например, вы не сможете туда въезжать.

Вячеслав Бочкарёв

Источник: perevodika.ru