21 объект недвижимости и шесть автомобилей обнаружили у бывшего начальника ГИБДД по Ставропольскому краю Алексея Сафонова, который ранее уже прославился тем, что при обыске в его роскошном особняке увидели золотой унитаз. Об этом в интервью РИА Новости сообщил генеральный прокурор России Игорь Краснов. Он также рассказал, что по делу проходит ряд подчиненных Сафонова с активами на сотни миллионов рублей.
По словам генпрокурора, общая стоимость купленного ими неподтвержденного имущества превышает сотни миллионов рублей. «Стоит уточнить, что к уголовной ответственности по данному делу привлекается не только указанный вами обладатель дорогостоящей недвижимости, но и ряд его подчиненных, которые тоже аскетичным образом жизни похвастаться не могут», — заявил Краснов.
А ответят ли начальники?
Как сообщалось ранее, Алексей Сафонов был задержан 20 июля по подозрению в получении взяток на 19 млн руб. Вместе с ним задержали бывшего начальника отдела УГИБДД Александра Аржанухина, инспектора ГИБДД Виталия Мельчикова и четверых гражданских лиц. По версии следствия, члены преступной группы с 2017 года изготавливали и продавали «не предусмотренные какими-либо нормативными актами пропуска», позволяющие грузоперевозчикам перевозить товары «с нарушениями административного законодательства», в том числе через посты ГИБДД.
Понятно, что теперь оборотни в погонах понесут заслуженное наказание и нажитое непосильным трудом имущество будет у них конфисковано. Однако возникает простой вопрос: а каким образом этот полицейский чин с золотым унитазом так долго оставался безнаказанным?
Его начальники в ГИБДД, местные прокуроры, ФСБ и прочие надзорные структуры не видели, что этот чин живет, мягко говоря, не по средствам? Не могли не знать. А почему его имуществом и доходами не поинтересовалась налоговая инспекция? Ее начальники в Ставропольском крае о таком тоже ничего не знали? А если все всё знали, то почему никаких мер не принимали? А потому очень хотелось бы знать, кто теперь еще среди начальников этого региона ответит за то, что у мелкого, в общем-то, в масштабах России полицейского начальника могли появиться сотни миллионов и десятки «объектов недвижимости»?
Захарченко и другие
Но что-то подсказывает, что «наверху» не ответит никто. Почему? А потому, что случай обнаружения у работника правоохранительных органов такого колоссального богатства, уже далеко не первый в нашей стране. Вспомним еще более скандальную историю с бывшим замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, полковником Дмитрием Захарченко. В арендованной им квартире в 2016 году обнаружили 9 миллиардов рублей. Следствие тянулось долго, но в итоге суд обошелся с оборотнем в погонах с миллиардами необычайно мягко. Во-первых, вместо запрошенных прокурором 15 лет и почти 500 миллионами штрафа, суд почему-то приговорил Захарченко к 13 годам колонии строгого режима и штрафу в размере… 117 миллионов рублей. И при этом по ключевому эпизоду — получению взятки в размере 800 тысяч долларов — экс-полицейского оправдали. А найденные на квартирах Захарченко миллиарды в деле вообще не фигурировали — следствие так и не установило, кому же они принадлежат.
«Издевательством» назвал тогда вынесенный Захарченко приговор известный телеведущий Владимир Соловьев. В своем «Инстаграм» он с возмущением написал: «Вы чего, издеваетесь? Где деньги? Получается, года через четыре он окажется на свободе. А его подельники будут оплачивать его спокойное нахождение на зоне? А потом он вернётся и совершенно неожиданно окажется в своих угодьях за границей с бешеным количеством денег, потому что молчит? Нас всех держат за дегенератов? Кто-то может в это поверить?», — жестко прокомментировал Соловьев приговор суда.
С удивлением отозвался о приговоре и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.«Какой у нас гуманный суд и следствие, в США такой Захарченко получил бы два пожизненных срока», — с негодованием прокомментировал вердикт Коротченко в своем «Твиттере».
Но оказалось, что Захарченко вовсе не рекордсмен по воровству в стане правоохранителей. Так, при обыске у арестованного за взятку главы второго отдела управления «К» ФСБ Кирилла Черкалина следователи обнаружили наличные на общую сумму в 12 млрд рублей!
Да и в деле самого Захарченко еще не поставлена точка. Как сообщила не так давно РБК со ссылкой на источники в ФСБ, на шести счетах в швейцарских банках, зарегистрированных на отца арестованного Захарченко, находятся колоссальные деньги — в общей сложности около 300 миллионов евро! Их происхождение тоже пока установить не удалось.
Болезнь общества
Эти громкие аресты полицейских и чекистов с миллиардами и золотыми унитазами — свидетельства серьезной болезни не только правоохранительной системы, но и всего российского общества. Мало того, это дело стало лакмусовой бумажкой, показавшей, что в обществе, где насаждается культ денег, даже те, кто приносил присягу государству, начинают служить не ему, а «золотому тельцу».
Почему? А потому, что деньги, скандалы и эпатаж — вот главные условия, чтобы стать сегодня «героем». «Героями» становятся всякого рода ловкачи, проходимцы и даже уголовники. Именно о них без конца рассказывают печатные СМИ, они становятся героями телевизионных передач. А счастливым финалом чуть ли не всех сериалов уже давно стал чемоданчик, битком набитый долларами. Вот питательная среда для появления таких, как Захарченко, Черкалин, Сафонов и им подобных. А для либералов сегодня «героем» стал отсидевший в России и обвиняемый в убийствах другой «гений воровства» — бывший олигарх Михаил Ходорковский.
Чтобы искоренить коррупцию и воровство, мало сажать схваченных за руку и менять начальников. Следует, прежде всего, покончить с культом денег и прославлением проходимцев, жуликов и негодяев. Без этого богатой и процветающей России мы никогда не построим.
Конечно, нужны и куда более жесткие законы. Не обязательно расстреливать за взятки, как это делают в Китае, и как это делали в СССР. Но оборотни в погонах должны наказываться так же строго, как, например, в США, где такие, как Захарченко или Cафонов не вышли бы из-за решетки до конца жизни. Чтобы другим неповадно было. Или почему бы тех, кто носит погоны, давал присягу, не cудить в таких случаях еще и за госизмену, которая предусматривает лишение свободы на 20 лет? А иначе за версту видно, что владелец золотого унитаза вынесенным вердиктом особо и не огорчен: безбедную старость за наш с вами счет себе и своим близким он все равно уже обеспечил.
Причина— попустительство!
Лидером среди российских регионов по числу выявленных случаев взяточничества в 2020 году стала Москва, сообщил глава управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктор Балдин. То есть город, где сосредоточено больше всего правоохранителей, коррупционерам, выходит, особенно вольготно.
По сведениям Балдина, взятки в России чаще других берут именно представители полиции, сотрудники уголовно-исполнительной системы. Но самое поразительное, что почти половина (!) коррупционеров отделалась в 2020 году штрафами, а более трети — получили условные сроки.
По его словам, в 2020 году российские суды вынесли более 8 тысяч обвинительных приговоров в отношении 9 тысяч человек, которым инкриминировались коррупционные преступления. Однако к реальному лишению свободы приговорено лишь порядка 18% осужденных, к условному лишению свободы — 35%, к штрафу — 40%. В качестве дополнительного наказания, как правило, применяются лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью и штраф. В отношении 1 318 осужденных в прошлом году применена конфискация имущества. Получается, что все остальные попросту отделались легким испугом. Что это, как не стимул для других коррупционеров продолжать в том же духе?
Никто будто не замечает ни золотых унитазов, ни живущих явно не на зарплату их обладателей. А самыми крупными коррупционерами часто оказываются именно те, кто с коррупцией призван бороться. А потому тут надо не просто сажать отдельно пойманных за руку оборотней, а коренным образом реформировать всю эту систему. Но как?
Опыт Сингапура
Давно стал хрестоматийным пример победы над коррупцией в Сингапуре. Там удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и обойтись без жестких репрессий. Когда Британия в середине 50-х годов покинула эту свою колонию, гражданам Сингапура достались низкие зарплаты и тотальная коррупция, которая парализовала экономику.
Символом борьбы со злом стал Ли Куан Ю, который вместе со своей партией «Народное действие» выиграл выборы и стал премьер-министром. Его лозунгом было: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников».
От англичан осталось Бюро по расследованию коррупции — БРК. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил безграничными полномочиями. Агенты БРК стали проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей. Если клерк и его семья жили не по средствам, бюро немедленно начинало расследование. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать все доходы, полученные в результате коррупции.
Максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили в десять раз — с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. БРК проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю и членов его семьи, но ничего компрометирующего найти не удалось.
В Сингапуре была введена презумпция виновности любого чиновника или любого государственного ведомства. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы.
Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, стало считаться свидетельством коррупции. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на большой срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из ее членов хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.
Одновременно были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому что, если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты.
Когда в стране начался экономический бум, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях. И в конечном итоге коррупция в Сингапуре была побеждена. А почему бы и нам не перенять этот опыт?
Андрей Соколов