В Тбилиси активно обсуждают предложение католикоса-патриарха Илии Второго о реставрации монархии.
Представители грузинского парламента 19 июня обсудили с предстоятелем Грузинской православной церкви перспективы восстановления в стране монархии. С католикосом-патриархом Илией Вторым встретились спикер парламент Ираклий Кобахидзе и председатель комитета по юридическим вопросам Ека Беселия.
«Председатель парламента и госпожа Ека ознакомили патриарха с конституционными изменениями. В том числе разговор коснулся вопроса идеи конституционной монархии... Детального рассмотрения не было, встреча продлилась всего 20 минут», — заявил в тот же день журналистам пресс - секретарь патриархии Михаил Ботковели.
«Позиция патриарха была такова, что он смотрит с надеждой на тему конституционной монархии и считает, что это внесет в историю государственности особую роль, если, конечно, же, данная идея будет приемлема для общества», — цитирует РИА Новости слова Ботковели.
Данная тема уже давно обсуждается в грузинском обществе, но новым импульсом, ставшим причиной для нынешней беседы, стала воскресная проповедь патриарха.
«Грузия — древнейшая страна, с древнейшей культурой. Может, нам подумать о том, кем мы были в прошлом, кто есть сегодня и кем будем завтра. Может, подумать о том, что Грузия — древнейшая монархия. По милости Божьей, нами правил царь. Сегодня часты случаи в мире, когда зовется монархом, царствует, однако не управляет. Это называется конституционная монархия, и она вносит спокойствие в страну», — заявил предстоятель ГПЦ, выйдя после воскресной литургии на амвон кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси.
Необходимо отметить, что Православная церковь и ее предстоятель пользуются в Грузии огромным уважением, и являются серьезным нравственным авторитетом, несмотря на прозападный курс властей и их попытки внедрить в жизнь грузинского общества антихристианские учения и практики – от религиозного сектантства до содомии.
Именно высокий статус института церкви в грузинском обществе стал причиной того, что спикер законодательного собрания страны на следующий же день после проповеди патриарха поспешил обсудить с ним его предложение.
Ираклий Кобахидзе заявил, что парламентское большинство обязательно обсудит предложение католикоса-патриарха. «У нас по этому вопросу будет обсуждение. На основании этого обсуждения мы сможем позже сделать комментарий», — подчеркнул спикер грузинского парламента.
Впервые патриарх поднял вопрос о реставрации монархии в Грузии десять лет назад, во время очередного политического кризиса, спровоцированного действиями тогдашнего президента Михаила Саакашвили. Тогда Илия Второй обозначил институт монархии как инструмент достижения национального единства, гражданского согласия и стабильности.
В качестве основного претендента на грузинский престол рассматривают царевича Георгия — потомка царского рода Багратионов, сына Давида Георгиевича, представителя Багратион-Мухранской линии, и Анны Нугзаровны, наследницы другой царской ветви Багратионов-Грузинских.
Возможно, что сегодня он актуализировал этот вопрос, поскольку в Грузии кипят споры по поводу пакета конституционных изменений, которые обеспечат полный переход к парламентской модели управления, между его сторонниками и противниками.
Что же непосредственно до инициативы патриарха, то у нее есть как противники, так и сторонники, в том числе и весьма влиятельные. Среди последних вице-спикер парламента Грузии от парламентского большинства Гия Вольский, который высказал позитивный, правда, с некоторыми оговорками, взгляд на перспективу реставрации, сославшись на опыт Западной Европы.
Однако в том случае, если предложение Илии Второго будет реализовано, можно ожидать, что западный вектор, впрочем, как и вся внешняя политика, претерпит серьезные коррективы.
Очевидно, что реставрация монархии сделает ГПЦ не только главным нравственным авторитетом, но и важнейшим фактором политической жизни страны. Как известно, православные Грузии резко отрицательно относятся к таким аспектам «европеизации», как политкорректность, толерантность, содомия, словом, почти ко всему тому, что считается «европейскими ценностями» и в обязательном порядке навязывается претендентам на евроинтеграцию. И в случае усиления роли Церкви в жизни Грузии можно не сомневаться, что темп движения страны в сторону Европы может быть значительно снижен.
Напомним, что грузинские младореформаторы, столкнувшись с неприятием ГПЦ «прогрессивных воззрений», открыто объявляли что Православие, дескать, в условиях глобализации «устарело» и консервирует «отсталость» традиционного мировоззрения грузин.
Не меньшую озабоченность ГПЦ вызывает исламизация некоторых районов Грузии, в первую очередь – Аджарии. Напомним, что Православная церковь выступила против постройки в Батуми мечети Азизие, названной в честь турецкого султана Абдул-Азиза, жестокого покорителя грузинских земель. Так, на месте постройки мечети митрополитом Батуми и Лазети Димитрием было проведено православное богослужение под открытым небом. Верующие, а их собралось около 5 тыс. человек, выразили протест по поводу строительства мечети. Подобных протестов и выступлений православных против турецкой экспансии за последние пять лет было немало.
Таким образом, восстановление монархии и укрепление в Грузии позиций православных приведут к пересмотру внешних ориентиров страны. Ожидать при этом моментального потепления в отношениях с России не приходится – ГПЦ и ее предстоятель категорически отрицают независимость Абхазии и Южной Осетии, и этот факт остается серьезным препятствием для восстановления дружбы между нашими странами. Однако сама логика всего происходящего в мире будет подталкивать возвращающуюся к своим традициям, духовным и нравственным корням Грузию в сторону России.
И, наконец, реставрация царской власти в этой стране, если она, конечно, произойдет, создаст прецедент на постсоветском пространстве, и значительно укрепит позиции российских сторонников возрождения исторической, традиционной России.