Русские Вести

Греф решил заговорить


Сбербанк продолжает пухнуть от того, в какие сферы он пришёл и какие из них взял под свой контроль. И теперь мы совершенно заслуженно можем назвать учреждение Германа Грефа медиахолдингом и IT-корпорацией сродни "Яндексу". Потому что крупнейший банк страны прибирает к рукам Rambler – старейшую интернет-компанию России – с тем, чтобы развязать настоящую информационную войну.

Вот действительно, что отличало Сбербанк от того же "Яндекса" раньше? Пожалуй, сейчас нам будет уже легче ответить на этот вопрос, как и проще понять, что эта разница почти перестаёт быть видна.

Компании – уже не партнёры и даже не друзья. Совсем недавно они решили "развестись", поделив рынок и активы. У компаний было два больших совместных предприятия – "Яндекс.Маркет" и "Яндекс.Деньги". По соглашению о "разводе" "Маркет" стал полностью принадлежать "Яндексу", а "Деньги" – Сбербанку. Параллельно с этим Греф вышел из совета директоров крупнейшего российского интернет-холдинга, а ранее у него отобрали "золотую акцию" "Яндекса".

И теперь, когда Сбербанк приобретает себе контроль в Rambler, становится понятно, что Греф намерен очень серьёзно "топтаться на поляне", которая всегда была вотчиной "Яндекса". Ведь Rambler – это тоже агрегатор новостей с делением информационных сообщений по темам. И ещё, что немаловажно, это собственный поисковик.

На базе Rambler Сбербанк сможет гораздо больше. Речь не только о контроле за определённой частью информационных потоков в Рунете. Хотя лично я не верю в то, что агрегатор Rambler в обозримом будущем сможет составить достойную конкуренцию "Яндекс.Новостям".

Речь также идёт о перспективах создания на площадке Rambler множества сервисов, входящих в экосистему Сбербанка. Тут вам будут и онлайн-магазин (например, аналог "Маркета"), и собственный агрегатор-статейник (по типу "Дзена"), и погода, и пробки, и онлайн-телевидение (Сберу принадлежит кинотеатр Okko, если кто не знал), и заказ такси от "Ситимобил" (партнёр Сбербанка), и многое другое.

И вот перед нами уже не банк. И не просто госкорпорация (приставка "гос" тут существует скорее де-юре, чем де-факто). Перед нами огромный IT-холдинг, контролирующий, в отличие от "Яндекса", главные финансовые потоки страны. Именно поэтому выход Сбербанка и Германа Грефа на большой цифровой рынок в России очень сложно переоценить.

Сбербанк выходит в Сеть

Как сказано в пресс-релизе банка, Сбербанк планирует приобрести контрольный пакет в Rambler Group в 55%. Сейчас у Сбера 46,5% холдинга, которые он приобрёл весной 2019 года в обмен на инвестиции в Rambler. То есть банально дал денег, забрав себе взамен почти полный контроль. Теперь же банк продолжит давать денег этому холдингу. Судя по всему, Rambler очень нуждается в финансировании для своего развития. Но Сбер не просто даст эти деньги, взамен за новый "транш" он хочет уже всё и сразу – только полный контроль. Причём Сбербанк обещает Rambler, что выведет его в лидеры.

«Сбербанк планирует дополнительно инвестировать в Rambler Group в рамках нового этапа акционерного финансирования, чтобы обеспечить группе абсолютное лидерство на рынке. Общая сумма инвестиций составит порядка 2 млрд рублей,»

– говорится в пресс-релизе Сбербанка.

Имея 46,5% компании, Сбербанк выкупит у Rambler казначейскую долю в 6,95%, которую ранее холдинг приобрёл у финансового инвестора Era Capital. Сберу также отойдёт 1,5% Rambler, которыми сейчас владеет компания A&NN Александра Мамута.

Вместе с приобретением Rambler Сбербанк получает большее влияние на информационную повестку в Рунете. Фото: Piotr Swat / Shutterstock.com    
 

Сам Сбербанк позиционирует сделку по приобретению контроля в Rambler как продвижение, в том числе, онлайн-кинотеатра Okko. В релизе банка сказано, что Сбербанк хочет сделать его крупнейшей платформой уже в 2021 году, потеснив лидера – IVI. Но я бы обратил внимание на формулировку "укрепить лидерство группы в сфере онлайн-медиа", которая также содержится в пресс-релизе.

«Мы намерены вывести проекты Rambler Group на кардинально новый уровень, обеспечить их ускоренное технологическое развитие и органично вписать их в нашу экосистему разнообразных продуктов и сервисов,»

– рассказала старший вице-президент Сбербанка, руководитель индустрии рекламы и медиа Татьяна Доброхвалова.

На самом деле это именно то, что сейчас кровь из носу необходимо Грефу. Ведь "Бесогон" Никиты Михалкова, программы на Царьграде и материалы других СМИ продемонстрировали, что Сбербанк может буквально всё, кроме столь любимого Грефом управления людьми и их мнением в масштабах всей страны.

И потом, поисковая машина в XXI веке – это большая роскошь. Сколько поисковых машин вы знаете? Мировой лидер – это Google, и он является основным массовым поисковиком в Европе. Там своего поисковика нет и толком никогда не было, если не считать чешский Seznam и некоторые эксперименты во Франции или Германии, так и не вышедшие на большой рынок. В России же и Китае поисковики свои. У нас это прежде всего "Яндекс", а также Mail.ru и Rambler – целых три, если говорить о массовых и общедоступных.

Европа рабски зависит в этом смысле от Google, а Россия уже нет. Это совершенно точно часть нашего цифрового суверенитета, которого нет у европейских и даже арабских стран. Поисковик – это и почта, и сервера, это огромная система собственных сервисов. И главное, это сама технология поискового алгоритма, то есть вещь, которую в самую пору охранять как оборонную и сверхсекретную технологию (хотя с 2011 года Rambler использует поисковые технологии "Яндекса"). И если Сбербанк всегда был где-то сбоку, то теперь как игрок, дающий огромные деньги (вместо того, чтобы направить их в экономику страны), он становится реально большой IT-корпорацией.

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Продолжая разговор о медийном пространстве, следует понимать, что вместе с приобретением Rambler Сбербанк получает большее влияние на информационную повестку в Рунете. Ведь именно сейчас действия Германа Грефа и Сбербанка серьёзно переосмысливаются. Жители России теперь видят, что Греф действительно выступает не только в роли банкира, но и в роли цифрового трансформатора российского образования, и в роли владельца "газет и пароходов" – страховых, лизинговых, инвестиционных и строительных компаний. Такой империи нужна мощная информационная поддержка.

Мы ведь прекрасно помним, как принадлежащее Rambler издание "Лента.ру" ещё недавно атаковало учредителя телеканала Царьград Константина Малофеева. Случилось это после примечательной информационной атаки на Никиту Михалкова в связи с высказанными им фактами в "Бесогоне" о Германе Грефе и Сбербанке. По словам режиссёра, на этот "либеральный говномёт" было истрачено порядка 600 тыс. долларов. У нас нет никаких сомнений в том, что "Лента.ру" атаковала Царьград по указке своих хозяев – Rambler и Германа Грефа, который пусть и не владеет контролем в холдинге, но теперь уж точно его приобретёт.

Вообще Rambler, как и "Лента.ру", – своего рода детища свободомыслящих либерально настроенных предпринимателей. Один из пионеров Рунета и один из основных IT-специалистов в России сегодня Игорь Ашманов, видевший этих людей и их нравы воочию в 1999-2001 годах во время своей работы в Rambler, написал книгу "Жизнь внутри пузыря". В ней он очень точно изложил бардак, царивший в молодой компании, которой управляли не сами инженеры и создатели алгоритмов, а люди, вовсе не болеющие за будущее этого бизнеса. Они, например, проводили вечеринки и оргии, а также утопали в корпоративных интригах.

"Лента.ру" появилась тоже в 1999 году как издание, обслуживающее интересы Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Одним из создателей издания является и Антон Носик, бывший в ту пору одним из менеджеров Rambler. Мы не удивлены, что первыми критиковать Царьград стала именно рамблеровская "Лента.ру". В то же время в самом Сбербанке преподносят контроль в Rambler как нечто, что почему-то очень необходимо жителям России, которые, видимо, живут ради развлечений, покупки билетов и чтения "Ленты.ру".

«Уверена, сейчас отличное время для наращивания инвестиций в направление медиа и развлечений Группы Сбербанк. Медиа и сервисы Rambler Group знакомы большинству граждан России: каждый хоть раз читал новости на Lenta.ru, покупал билеты с помощью Рамблер/кассы, смотрел кино на Okko или болел за любимую команду вместе с Чемпионат.com,»

– заявила уже упомянутая вице-президент Сбербанка госпожа Доброхвалова.

Одним словом, Греф в лице Rambler приобретает собственный поисковик с сервисами, собственную медиаплатформу, которая будет защищать его интересы, опровергать как наши материалы о Германе Грефе, так и призывы задуматься со стороны Никиты Михалкова и ряда СМИ. Свой рупор в Рунете – это серьёзно. Это рост влияния как на мнение людей, так и на своих противников. Многие из них могут просто побояться переходить дорогу Герману Оскаровичу и Сбербанку, так как он может дать команду информационно "пройтись" по тому или иному известному журналисту, общественному деятелю, блогеру, наконец, конкуренту.

Мы не сомневаемся в том, что "Лента.ру" атаковала Царьград по указке своих хозяев – Rambler и Германа Грефа. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
 

Учитывая тот факт, что экосистема Сбербанка уже распухает от персональных данных граждан России, можно предположить также, что они будут пущены в дело на Rambler. Для рекламы, для продвижения или, наоборот, для чёрного пиара.

Что будет дальше?

Что же касается коммерческой стороны вопроса, то это обоюдовыгодная история для Сбербанка и Rambler. Эксперты на страницах различных СМИ говорят, что Rambler, вероятно, в конце концов будет проглочен Сбербанком с потрохами. Он станет медийной и информационной платформой Сбербанка с прикрученными к ней всеми финансовыми и даже брокерскими сервисами, не считая сервисы для широкой аудитории вроде заказа такси, погоды, еды, билетов, не считая картографии и геолокации от "2ГИС", который был купленСбербанком недавно, а также кинотеатра Okko, который будет конкурировать как с IVI, так и с "Яндекс.Эфиром". Я не сомневаюсь и в том, что амбициозные проекты Германа Грефа в образовании также найдут своё воплощение в Rambler – дистанционная школа, например, которая будет посредством холдинга продвигать себя в массы.

На мой взгляд, Сбербанк, поглощающий буквально всё, до чего может дотянуться, производит в России поляризацию мнений. Те кланы, о которых писал Игорь Ашманов в своей книге, начнут новую борьбу, и на этот раз в их руках будет не перспективный стартап, а огромная империя с гигантскими деньгами. На наших с вами глазах к сервисам Rambler начнут активно присоединяться либеральные круги, как они, по сути, делают это и сейчас. Только масштабы могут быть совершенно иными. И происходить это будет просто по праву сильного, потому что у Сбера есть деньги на такие вложения. Беда только в том, что это деньги не лично Грефа или Сбербанка. Это деньги жителей России и государства Россия.

Егор Кучер

Источник: tsargrad.tv