Русские Вести

«Государство в государстве»


Закон об ограничении влияния иностранных агентов на российские СМИ неожиданно ударил по планам переустройства России от Германа Грефа. Но нет сомнений, что мудрый банкир обойдёт и это препятствие.

Сбербанк оказался иностранцем

Несколько дней назад "государство в государстве" по прозванию Сбер стало стопроцентным владельцем медиахолдинга Rambler. Главные активы "Рамблера" – сайты Lenta.ru и Gazeta.ru, входящие в число самых посещаемых в рунете: по итогам октября они занимают соответственно третье и восьмое места в рейтинге СМИ по счётчику Liveinternet. Добавим сюда сам Rambler с его седьмым местом и получаем колоссальную силу, почти вдвое превосходящую ближайшего конкурента, – издательский дом "Комсомольская правда". Федеральная антимонопольная служба, как всегда, не видит никаких проблем, но речь сейчас не об этом.

Дело в том, что недавно как бы купленный государством Сбербанк есть предприятие с существенной долей иностранного капитала – свыше 40% акций принадлежат иностранцам. А закон о СМИ запрещает СМИ иметь хозяев с более чем 20% иностранного капитала – такая вот незадача.

Что сделал в этой ситуации Сбербанк? Выставил СМИ на продажу, чтобы их купили отечественные инвесторы? Нет, Герман Греф обратился в Администрацию президента с просьбой помочь решить вопрос. То есть "Ленту" и "Газету" он твёрдо намерен оставить себе.

Забавно, кстати, что более всего этим обеспокоено издание РБК (4-е место в том же рейтинге), которое, судя по многочисленным признакам, контролируется банком ВТБ: СМИ в какой-то момент оказалось в залоге у банка и всеми силами пиарит его. При этом почти 40% обыкновенных акций финансовой организации свободно обращаются на бирже, то есть принадлежат в том числе и нерезидентам. Залог – удобная форма, которой также может воспользоваться Сбер, передав "Рамблер" записанной на кого-нибудь из менеджеров компании-прокладке и прокредитовав её под залог акций медиахолдинга.

Другие возможные способы обхода правил перечислять нет нужды – это уже сделали коллеги. И так понятно, что Сбербанк у нас находится над законом, и нужную форму управления подберёт без проблем.

Площадка для пропаганды

Нас волнует другое – создание новой медиаимперии, которая будет всецело разделять и пропагандировать ценности Сбербанка. Это пропаганда бессмысленного потребления, покорной цифровизации, тотальной биометрии. Раньше Сбербанк платил за рекламу своих продуктов, – теперь всё это будет подаваться на популярных сайтах в "нативной" форме, то есть встроенным в новостной и аналитический контент. Понятно, что независимых СМИ не бывает, все мы выражаем какую-то точку зрения, у всех нас есть определённые предпочтения и табу, и ничего страшного в уютненьком СМИ от Сбера, собственно, и не было бы...

Но не в таких колоссальных масштабах. Почти 130 миллионов читателей в месяц – по сути, всё умеющее читать население России. Мы станем объектом невиданной со времён СССР пропагандистской атаки: теперь её бенефициарами будут не политики, а финансисты, но цель остаётся прежней – наши души, а заодно, в духе времени, и деньги.

Я не зря начал с того, что Сбербанк стал государством в государстве. В самом деле, армия у него уже есть – формально не принадлежащие Сбербанку многочисленные ЧОПы, кормящиеся с его заказов. Правительство (пока называется "правление") тоже есть, причём стоит оно дороже федерального. Есть своя образовательная программа, медицинская тоже. Есть большая сеть отделений, претендующих на исполнение государственных обязанностей, в частности, выдачу паспортов. Есть огромная база подданных, – о нашей биометрии Сбер знает больше, чем власти. А теперь появится ещё и свой мощный пропагандистский рупор с куда большей аудиторией, чем у правительственных интернет-СМИ.

Учитывая крайнюю слабость и непоследовательность государственной идеологии (чем больше в неё вливается денег, тем труднее понять, о чём вообще говорят штатные пропагандисты Кремля), это грозит довольно быстрой сменой ценностей страны.

Мы не можем изменить ситуацию – лишь в меру своих скромных сил продолжим рассказывать о том, как Сбер использует своё монопольное положение и промывает вам мозги. Но мы можем хотя бы попросить менеджмент "зелёного банка" переименовывать доставшиеся ему СМИ в своём корпоративном духе: названия "Сбер Лента" и "Сбер Газета" будут куда честнее, ибо сразу предупредят читателя о том, на чью территорию он попал.

Михаил Мельников

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Источник: ug.tsargrad.tv