Гаджеты атрофируют мышление у взрослых и детей


Использование смартфонов и гаджетов в обучении приводят к атрофированию процессов мышления, заявил бывший министр просвещения России, председатель попечительского совета Российской академии образования Ольга Васильева 19 ноября в радиоэфире «Вести ФМ».

По ее данным, в конце 90-х годов прошлого века в России люди смотрели телевизор четыре часа в день, а восемь часов было живое общение. «Спустя 10 лет экран занял столько же времени, сколько и живое общение. Если 60-70% жизни проводить онлайн, то наш мозг впадает в спячку и атрофируется процесс мышления», — отметила бывший глава российского образования.

«На сегодняшний день почти постоянно в сети находятся 40% детей до десяти лет из России, 41% — из США, 9% — из Германии и 7% — из Франции. Подростки 14-18 лет в России — 68%, США — 60%, Германия — 58%. Это цифры 2020 года. В России 54% детей в возрасте 4-6 лет имеют собственные планшеты и смартфоны, 97% детей 11-14 лет имеют собственные гаджеты. А 92% родителей используют гаджеты для обучения детей 4-6 лет. При этом 31% родителей подростков 11-14 лет имели конфликты со своими детьми из-за онлайн-жизни ребёнка», — проинформировала она.

Она также добавила, что 43% российских школьников младших классов имеют странички в соцсетях, у старшеклассников этот процент достигает 95%. «Получается наши дети находятся в гиперинформационной среде фактически с 4-летнего возраста», — отметила доктор исторических наук.

«Человек, который привязан к гаджетам, утрачивает очень важную для всех нас функцию — возможность заглядывать вперёд и ставить цели. На всё есть простые ответы, эти ответы можно на экране смартфона получить, и понятно, что мозг вместо сложного анализа и прогнозирования выбирает лёгкие готовые ответы», — сказала Васильева.

Причём, по её словам, под ударом находится наше образное мышление, память, дар рассуждения и как образно сейчас говорят, мы из «эры Гутенберга» плавно переходим в эпоху зрительных образов, которую называют «эрой Цукерберга». «То есть от эпохи текста и системного мышления мы переходим к эпохе зрительных образов. Также атрофируется целеполагание», — подчеркнула Васильева. Она также добавила, что возникает ощущение, что книга стала врагом гаджетов.

Фото в анонсе: Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского

Источник: rossaprimavera.ru