Журналист ВГТРК и депутат Московской городской Думы Андрей Медведев в своём Telegram-канале поднял вопрос национальных диаспор в России.
«Что есть диаспоры в их нынешнем изводе?
И совершенно очевидно, что нередко это уже не про культуру и родной язык.
Один из подписчиков меня как-то спросил: а почему нет русской диаспоры в России? При всей очевидной абсурдности вопроса давайте попробуем представить, на что это было бы похоже, исходя из того, что мы видим сейчас.
Вот, скажем, русские юноши бродят по улицам с кистенями, засапожными ножами и шестоперами, а полиции объясняют, что это, дескать, такая этническая традиция. Древняя очень.
Когда сии юноши побивают кого-то на улице другой национальности, к делу подключается многомиллионная (ага, в десятки миллионов человек) русская диаспора, а с такими-то связями вскоре, конечно, выясняется, что по делу виноваты все: и пострадавшие, и полицейские, что поймали молодцев, и, вообще, все. Потому что дело в исключительно предвзятости следствия и власти. “Это все потому, что мы русские”.
На суде адвокат, потрясая “Задонщиной”, объясняет, что побивать басурман это древний культурный обряд, а диаспора (ага, та, в десятки миллионов) давит на суд, обвинение, следствие.
Или вот в столице, скажем, многомиллионная русская диаспора требует переименовать улицы Большая Ордынка и Татарская в улицы, ну, например, Суворова, потому что иго же было, оскорбительное название и все тому подобное.
Представители русской диаспоры (такой многомиллионной, от Камчатки до Балтики) открыто говорят в интервью, что в большинстве случаев они могут решить разные сложные и конфликтные ситуации без помощи полиции и власти. Зачем? Ведь диаспора лучше знает, как надо.
Ну как, нравится картина? Красиво? По закону? Вы себе такую Россию хотите? Вот. И мне не нравится. И я не хочу. И по мне какой-то абсурд, средневековье и беззаконие.
В цивилизованной стране так не может быть.
И вот тут позволю себе задать вопрос. Ну вот раз картина, которую я нарисовал (пусть она и фантастическая), выглядит так пугающе, то, может быть, стоит обратить внимание на совершенно реальные ситуации, которые мы порой имеем? На моменты, когда национально-культурные автономии, сиречь диаспоры, слегка (или чересчур порой) выходят за рамки исключительно вопросов сохранения родной культуры.
Почему в обычной жизни ситуации, столь же уродливые, как и те, которые я выдумал (опираясь на реальные вполне примеры), не всегда замечают? А когда они замечаются, почему не всегда делаются выводы?
Штука в том, что, как ни странно, но именно вот эта трансформация сути понятия “диаспора” наносит очень серьёзный удар по одной из основ российской государственности. А именно по нашей уникальной многонациональности.
Сам русский народ сформировали три субстрата — славяне, финно-угры и варяги. Не буду проводить долгий исторический экскурс, но страна всегда развивалась с древних самых времен на основе взаимопроникновения культур и традиций.
В 1612 году русские, татары, черемисы, меря, мордва вместе гнали польско-литовскую шпану из Москвы только по одной простой причине. Они ощущали себя частью единого целого.
Так вот то, во что сегодня превратились порой национально-культурные автономии (не везде, не всегда, слава Богу) работает на разрушение, на идеологию исключительности, совершенно против любой идеи интеграции.
Зачем это нам нужно? Мало Родина потрясений перенесла? Непонятно, куда это все ведёт? Ну на Европу давайте посмотрим.
И я совершенно против того, чтобы что-то запрещать, стращать и прочее.
Но, безусловно, стоит все же законодательно установить совершенно определённые и крайне жёсткие рамки, где заканчивается культурная автономия и начинается организованное, но при этом совершенно не культурное сообщество. И вот исходя из этих рамок и оценок, уже должна строиться работа всех: и чиновников, ответственных за это направление, и силовиков».
Медведев Андрей