Будущее уже наступило. Вопреки известной фразе, что туда берут не всех, взяли всех и каждого. Прямо сейчас мы живем в разгар репродуктивной революции.
Дети — наше будущее. И вот с детьми, ради детей и для создания детей происходит самое передовое, на что только хватило фантазии, родительских денег и возможностей науки.
Началось все 43 года назад.
Луизе Браун, первому "ребенку из пробирки", 43. С тех пор выросло уже не одно поколение детей, зачатых с помощью ЭКО. Давние споры о том, можно ли делать детей "в пробирках" или только старым добрым методом, актуальны теперь исключительно для людей глубоко религиозных. Русская православная церковь не благословляет, но и вы, и я знаем множество прихожан, родивших детей с помощью ЭКО. В Израиле, известном строгим соблюдением религиозных традиций, ЭКО и даже суррогатное материнство возможно для бездетных пар. Экстракорпоральное оплодотворение вошло в систему социального страхования многих стран. Для большинства людей сейчас ЭКО — норма и практика. Казалось бы, осталась одна-единственная проблема — разрешить спор между верой и наукой — и делать детей на радость и так, и иначе.
Луиза Браун — первый в мире человек, рожденный при помощи процедуры ЭКО
Как известно, "матушка-природа, добрая душа, безвозмездно нищим дарит малыша". А если природа отказала, то люди готовы отдать последнее ради счастья родительства. В репродуктивной медицине по всему миру крутятся огромные деньги: инстинкт размножения — базовый, и люди не жалеют ни сил, ни средств, ни времени на произведение потомства.
К услугам будущих родителей банки спермы, банки ооцитов (яйцеклетка красивой женщины стоит дороже), десятки тысяч клиник. Если у вас нет партнера, то поможет специальное приложение знакомств, созданное для людей, которые ищут материал для зачатия — "just a baby". В интернете продаются устройства для самооплодотворения. Врач не нужен, человек все может сделать сам. Сама.
Если же будущий родитель не хочет с помощью "тиндера для зачатия" решать вопрос социального бесплодия (так называется ситуация, когда человек не может иметь детей из-за отсутствия партнера), то включается сценарий отложенной репродукции. Люди со средствами или даже без таковых массово замораживают яйцеклетки и сперму, чтобы родить детей в позднем браке или партнерстве, в возрасте, когда фертильность угасает, а деньги и возможности появляются. Услуги суррогатных матерей становятся делом обычным — настолько, что о них говорят вслух. То там, то здесь вспыхивают репродуктивные скандалы с выяснением: кто кому дал яйцеклетку и чей эмбрион сейчас вынашивает сурмама. Россия не стала исключением — все как у людей — публично обсуждаются самые интимные вещи.
Процветает репродуктивный туризм в России, на Украине, в Грузии. На Украине цикл ЭКО стоит, как правило, не более 2500 долларов, и это намного дешевле, чем даже в России. Суррогатные матери там тоже очень дешевы. ЭКО и суррогатное материнство у нас дороже, но намного дешевле, чем в Европе или Китае, откуда и едут к нам желающие стать родителями. К тому же во многих странах суррогатное материнство запрещено.
Но вопрос тут давно уже не только и не столько в решении проблем бесплодия, когда счастливые родители получают долгожданное дитя, что оправдывает любые медицинские и нравственные риски в их глазах и глазах общества.
Поезд прогресса уехал гораздо дальше, чем можно было вообразить на первой станции под названием "дети из пробирки": теперь в ходу дарение эмбрионов, продажа эмбрионов для наживы или на благотворительных аукционах, легальная и не очень продажа первичного биоматериала, в том числе чужого, тайно от сдатчиков, идущих на ЭКО, создание детей от нескольких родителей, рождение детей от мертвых родителей, вынашивание эмбрионов биологическими бабушками будущих детей, признание эмбрионов наследниками, арест эмбрионов до решения вопроса об их использовании при разводе, эмбрионы — ровесники своих родителей, отказ родителей детей, рожденных суррогатными матерями, признавать их своими, подмена биологического материала при оплодотворении суррогатных матерей и так далее и тому подобное. Новостной горшочек варит каждый день, только успевай снимать пену.
Молли Гибсон родилась спустя 27 лет после того, как она в виде эмбриона была заморожена. Эмбрион был получен в Национальном центре донорских эмбрионов (NEDC), находящемся в американском городе Ноксвилл. То есть возраст роженицы и возраст ее ребенка одинаков: им обеим 28 лет, считая от момента зачатия. Вы можете видеть фото этого ребенка в сетях и изучить историю в подробностях. Сесиль Эледж выносила ребенка для своего сына Мэттью и его бойфренда Эллиота Догерти. Донором яйцеклетки стала 26-летняя сестра Эллиота Леа Ирибе. Все фотографии счастливой семьи есть в интернете. История, когда мать одного из геев, состоящих в паре, вынашивает своего внука, уже давно не новость. Кстати, еще недавно острая тема— а разрешать ли усыновлять геям детей — более не актуальна. Человек любой ориентации спокойно рожает своих собственных детей с помощью ЭКО и суррогатной матери. Частая история лесбийских пар, когда мать номер один дает ооцит, мать номер два вынашивает, а биологическим отцом становится дружественный гей. Случаются и прорывы в этой теме. Лесбийская пара Эшли и Блисс Коултер выносили ребенка по очереди. Сначала яйцеклетки одной женщины оплодотворили, поместили вместо инкубатора (как обычно происходит при ЭКО) в ее же тело, а когда эмбрион развился, его извлекли и процедуру "подсадки" прошла мать номер два, которая и выносила ребенка. Ребенок тоже есть на фото в Сети.
В теме репродукции случаются и настоящие научные сенсации, ставящие множество вопросов юридического и морального характера. Например, рождение в 2016 году ребенка, в котором есть гены трех родителей. Врачи из нью-йоркского Центра лечения бесплодия New Hope Fertility Center провели уникальную операцию по извлечению ядра яйцеклетки одной женщины и помещению его в донорскую яйцеклетку другой женщины, полученный эмбрион благополучно был выношен матерью номер один. Процедура была предпринята с целью родить здорового ребенка: первые двое детей пары умерли из-за синдрома Лея. Ребенка не найти в интернете, история анонимна, к счастью. Ученые еще не знают ответа на вопрос, удалось ли избежать повторения генетического заболевания.