С 1 июля 2019 г. все государственные и частные структуры, включая индивидуальных предпринимателей, все, получающие наличные деньги в расчётах за свои товары и услуги, должны перейти на использование т.н. онлайн-касс. Их главное отличие от прежней контрольно-кассовой техники – постоянная связь с интернетом и автоматическая передача всех сведений о покупке в налоговую инспекцию в режиме реального времени. Это завершающий этап по установлению полного контроля над всеми расходами граждан и операциями поставщиков услуг, пропаганда и строительство данной системы ведётся примерно с середины 2015 года. Цифролоббисты не отличаются оригинальностью, а потому не нашли иных позитивных аргументов в пользу реформирования этой сферы, помимо изрядно поднадоевших «удобства и прозрачности» и «защиты прав потребителей». РИА «Катюша» делает попытку разобраться, зачем нужна эта всероссийская «инновационная» кассовая реформа.
Простым гражданам внушалось, что доселе у них не было возможности подтвердить совершение сделки при отсутствии кассового чека, вернуть товар и т.д. А поставщикам товаров и услуг, в свою очередь, говорилось, что потребители могут обманывать и требовать возврата денег за якобы полученную услугу. Потому единственной панацеей, якобы, являются онлайн-кассы, которые должны установить всё поголовно – включая ИП, интернет-магазины и т.д. А для контроля безналичных платежей всем необходимо установить соответствующую сертифицированную программу, которая выписывает чеки онлайн и отправляет их получателю товаров или услуг.
Примечательно, что изначально при расчёте наличкой в чеках нового образца планировалось указывать ФИО получателя товаров/услуг, место проведения операции и прочие сведения, которые, как заявлялось, «будут способствовать повышению качества обслуживания». То есть онлайн-кассы нацелены на двойной контроль использования наличных денег, а также на вытеснение наличного оборота.
Для сетевых магазинов и прочих крупных компаний расходы по установке онлайн-касс ещё терпимы, а для мелкого бизнеса – это непомерная нагрузка. Сам кассовый аппарат стоит от 3500 руб., но при этом к нему требуется установить программное обеспечение, фискальный накопитель, заключить договор на обслуживание, оплачивать его ремонт и настройку. Фискальные накопители различаются по объёму памяти процессора (стоимость начинается с 7000 руб.) и имеют ограниченный срок действия (13-36 месяцев), по истечении которого необходима его замена, и всё идёт по кругу: подключение, настройка и т.д. (+ расходы на проведение и ежемесячную оплату интернета). Один такой полноценный круг обходится примерно в 100 тыс. рублей – весьма серьеёная сумма для мелких предпринимателей.
Под предлогом «повышения эффективности сбора налогов» после самостоятельной регистрации кассы в ФНС по-прежнему необходимо ежегодно самостоятельно сдавать туда декларацию. Как видим, ни о каком практическом улучшении и усовершенствовании процесса речь не идёт. Речь идёт, как уже отмечалось выше, о персонифицированном контроле за наличкой и платежами. А при упущении каких-то моментов со стороны предпринимателя, ему придётся платить астрономические штрафы, которые наши контролёры, как известно, собирают охотно.
Продвижение онлайн-касс происходило по стандартной схеме: сначала власти ввели параллельное использование онлайн-касс и обычных, потом перестали ставить простые кассы на налоговый учёт (без постановки на учёт, как известно, работать нельзя), но разрешили продолжать использовать уже имеющиеся аппараты старого типа до полного перехода на новую систему.
Сроки обязательного ввода онлайн-касс, прописанные в ФЗ №54, несколько раз сдвигались, при этом постоянно ограничивался круг тех, кто имел право ещё какое-то время пользоваться простыми кассами (либо работать по товарным чекам и/или квитанциям, бланкам БСО (аналог чека)). Сначала окучили все крупные предприятия, оставляя «льготы» ИП, работающим по льготным налоговым ставкам, а также предприятиям питания в сфере образования, перевозчикам в сфере общественного транспорта и ряду других. Последняя «красная черта» для тотальной установки онлайн-касс назначена Правительством на 1 июля с.г., небольшие исключения сохранены лишь для труднодоступных районов ряда регионов, список которых утверждается отдельно.
Самое большое волнения по поводу онлайн-касс по понятным причинам было среди работников социальной, бытовой сферы (ИП), оказывающих мелкие услуги: репетиторов, нянь, сиделок, уборщиц, ремонтников, техработников и т.п. Им оставили право работать без онлайн-касс после 1 июля 2019 г., но при этом право брать наличку без онлайн-касс было оставлено только для ИП с определенными видами деятельности, на которую можно приобрести патент.
Таким образом, после 1 июля 2019 года произойдёт следующее:
- большинство ИП, осуществляющих торговлю, должны будут иметь онлайн-кассы для приёма налички. Иначе: штраф, затем либо закрытие, либо дальнейшая работа только с безналом;
- ИП, которые названы в специальном перечне, смогут и далее работать без онлайн-кассы, принимать у клиента наличку и выписывать бланк строгой отчетности (БСО);
- в школьных столовых к оплате питания будут принимать к оплате только безнал, то есть карты (весьма вероятно, что именно под эту инициативу ограничения налички и был организован массовый выпуск персональных карт проход/питание с отдельным открытым счётом на ребёнка);
- автоперевозчикам будет запрещено принимать наличные деньги у пассажиров автобусов/маршруток/такси (в перечень ИП с применением патента перевозка пассажиров не входит! ). Перевозчики должны будут либо устанавливать онлайн-кассы в каждой маршрутке при любой форме собственности, либо принимать к оплате только карты (банковские либо для оплаты проезда) – то есть полностью уйти в безнал.
Таким образом, уже в следующем учебном году в школьных столовых не смогут принимать наличку у детей, так как в большинстве из них онлайн-касс не будет. Как известно, питание в большинстве школ страны отдали на откуп комбинатам общественного питания и школы работают с этими комбинатами по договору. Таким образом, сама школа не имеет права устанавливать онлайн-кассу для организации питания детей в школе. Это должны делать комбинаты, которые устанавливают оборудование только для оплаты безналом, так как деньги перечисляются непосредственно на их счет. Они не ставят онлайн-кассы, а выпускают карты проход/питания для вывода налички. Очевидно, если школа не озадачится внесением изменения в договор с комбинатом питания об установке онлайн-касс, то детей с 1 сентября будут кормить только при наличии карты проход/питание.
А если какие-то школы, например, в малонаселенных пунктах ещё готовят еду самостоятельно из-за отсутствия комбината питания или по иным причинам, то с 1 сентября 2019 г. дети смогут покупать и там еду только по безналу, если руководство не озаботится затратами на установку онлайн-кассы.
Самый серьёзный удар по карману от этой «реформы» цифровизаторов получат перевозчики (а в плане привязки к безналу – и все пассажиры, разумеется). Естественно, маршрутчики и таксисты-частники в массе своей не будут усложнять себе работу установкой онлайн-касс, а значит – их клиентам останется только безнал. Вместе с тем население крупных городов сейчас активно подсаживают на различные «Тройки», «Подорожники» и проч. – электронные проездные, которые пока не являются персональными. А любые социальные и банковские карточки, типа «Единой карты петербуржца», как известно – уже именные и дают право персональной оплаты/прохода только их хозяину (в электронной системе при этом сохраняется запись обо всех перемещениях на транспорте конкретного человека).
Весьма вероятен сценарий, при котором вскоре нельзя будет купить проездной билет за наличные у водителя автобуса или трамвая по причине отсутствия там онлайн-касс. Безнал уже давно и активно насаждается, к примеру, в Москве, где физически невозможно оплатить парковку наличными в подавляющем большинстве случаев (номинально есть возможность сделать это в банкоматах системы «Киви», но по факту найти их оперативно рядом с конкретной парковкой – задача невыполнимая).
Вот так, уже не тихой сапой, а семимильными шагами, граждане России, их перемещения и товарно-денежные отношения поэтапно берутся под полный цифровой контроль. При этом нас лишают основного эквивалента товаров и услуг, главного средства взаимообмена в современной экономике – денег – в их первоначальной, наличной форме. Безналичные деньги – это всего лишь нули и единички на виртуальном счете в банке, который считается вашим до поры, пока ростовщики, либо органы власти не решат его заблокировать. То же касается и любой платёжной (в т.ч. банковской) карты, которая всегда является собственностью эмитента. Лишить человека наличных в кошельке или кармане на законных основаниях без обоснованного решения суда в принципе невозможно (в ряде случаев – и не без вмешательства судебных приставов). Вместе с тем, банки уже сегодня имеют полномочия блокировать счета физ- и юрлиц, руководствуюсь собственной подозрительностью и мнимой «неблагонадежностью» клиента, а суды – в упрощённом порядке выдавать исполнительные листы для списания долгов за ЖКХ, сотовую связь и т.п. без участия должника – ростовщики оперативно исполняют подобные приговоры. Как видим, у декларируемой адептами «цифровой трансформации» прозрачности есть очень мрачная обратная сторона, касающаяся каждого из нас.