Русские Вести

Эффект «жувачки»


На одном из сайтов, где можно купить-продать любую антикварную мешанину – от столиков «упадочного стиля эпохи Керенского» до пластинок группы Doors, взятых из-под полы за несметные деньжищи году этак в 1979-м, …так вот, на сайте разно-пёстрого антика я обнаружила коллекцию фантиков и вкладышей от жвачек нашего детства, отрочества, юности.

Узнала импортные буквицы и мультяшных героев, которых мы не видели на экране, зато наблюдали на «драгоценных» вкладышах. Повеяло ностальгией и одновременно – чем-то неприятным, вроде стыда.

Некий мужчина моего поколения решил сказать «гуд бай!» своему «фирмовому» (sic!) сокровищу, ибо оно не греет и вообще – занимает место - причём, не столько в квартире, сколько в голове. В позднем СССР царил идиотский, холопий культ жевательных резинок – они ценились, как факт принадлежности к высшей касте выездных загран-командировочных, сыновей-мажоров, крутых, одним словом.

Жирный кот из мультсериала «Возвращение блудного попугая» с презрением кидал своим товарищам – птичкам: «Эх вы, серость! Это же буббль-гум», который на самом деле баббл-гам.

«Мир-дружба-жвачка!» - стандартная шутка, подразумевавшая, что нам очень нравятся зарубежные гости с их миром и дружбой, но их буббль-гум – намного важнее. Как выяснилось! Мальчик, собиравший в 1984 году вкладыши от «жувачек», считался интереснее своих одноклассников из кружка авиамоделизма. Увы и ах.

Те, кто сейчас готовы запальчиво вскинуться: «Это вас окружали апологеты вещизма, а у нас никто не хотел ни джинсов, ни «адидасов», ни жвачки!», те будут смешны и неправы. Хотя, допускаю эффект ложной памяти. Мы помним то, что желаем – остальное коварно таится в болоте подсознания.

Общество предперестроечного СССР было заражено мещанством, как вирусом, передававшимся от взрослых – к отрокам. От женщин, стоявших в очередях за итальянскими полусапожками и с придыханием говоривших о журнале «Бурда» (с неизменным ударением на «а») – к их дочерям, вырезавшим из ФРГ-шных каталогов картинки для песенника и – сыновьям, раскладывавшим на парте свои фантики и вкладыши.

Да, их старшие братья украшали нехитрый студенческий быт …пустыми коробками от американских сигарет и пустыми же бутылками из-под буржуйского пойла – оно красиво звучало и мощно выглядело. Всякая западная пакость тут же становилась раритетом и предметом для восторга.

Кто в этом виноват? Общество в целом и – советская власть, разучившаяся понимать сущность хомо-сапиенса, клюющего на «внешнее». На тот самый вкладыш, предварявший мерное жевание подслащённой резины.

Неслучайно люди в 1990-х так истерически бросились на вещи в привлекательных упаковках, ибо хотелось не столько 100 сортов колбасы, сколько – хорошенькую обёртку. Жвачку – шикарно оформленную и дивно пахнущую нездешней роскошью – выменивали на что-то не менее важное, типа ароматизированного ластика, а целый блок считался фантастически-прекрасным подарком на день рождения.

Сейчас жевательную резинку можно купить даже в самой отдалённой точке страны, да ещё безо всякой переплаты (и даже со скидкой -никому особо не надо). Жвачки лежат уныло-ровными пластами во всех супермаркетах и – крохотных магазинчиках. Наелись и объелись. То есть – нажевались всласть.

Принято вещать, что мы «продали» советские достижения за штаны с лейблом и ту самую буббль-гум, а человек так устроен – ему нужно то, чего мало. Позднему СССР катастрофически не хватало зрительных впечатлений и очаровательных мелочей.

Раздаются голоса, что «всё было добротное и сытное», а кому нужна добротная сытность (и сытная добротность), если она подавалась в сереньком формате или в промокающей, тускло оформленной бумажке? Жвачка, «жувачка», буббль-гум – это критерий, маячок.

Получили россыпь – тут же перестали ценить, а тем более – собирать. И те сочно-броские, но уже полинявшие от времени, фантики, выглядят смешно и – жалко. Я не знаю, купят ли это позавчерашнее «счастье» у моего ровесника или он выбросит свою чудо-коллекцию в гулкую черноту мусопровода…

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru