Украинцы, безусловно, сильны в прикладных комических жанрах. Им легко даются массовые карнавальные гуляния, потешные бои, незатейливое масленичное хулиганство с участием яиц и мусорных баков, но вот клоунада более высокого порядка – так называемые «реформы» — для них пока остается непосильной задачей. Приходится приглашать иностранных комиков-учителей. И на днях произошло событие почти что вон из ряда выходящее: в мощный кадровый состав украинских реформаторов впервые попала россиянка. Ну как, «россиянка» — это сильно сказано, разве что чисто с формальной стороны гражданства (о нем еще поговорим чуть ниже). Мария Гайдар.
Грузины и прибалты расступились, чтобы дать пройти в первый ряд этому опытному администратору, принципиальному политику и яркому оратору. Россиянка? Ничего, это не вина ее, а беда – объяснил Михаил Саакашвили, импресарио – впрочем, поправимая: «Мария — один из самых блестящих российских политических лидеров, борющихся с путинским режимом. Я лично знал и очень уважал ее отца Егора Гайдара. Мария подает заявление на имя президента Украины о получении украинского гражданства. И отказывается от российского». Так и написал у себя в фейсбуке.
Ну что же, давайте повнимательнее посмотрим на каждое слово энергичного Мишико.
Начнем с «блестящих лидеров». Кто читал бессмертный роман Достоевского «Преступление и наказание», должен помнить жену спившегося Мармеладова Катерину Ивановну. В ситуации, когда все, пардон, в жизни прос*ано, у нее остается единственное светлое воспоминание — как она на выпускном балу своего института благородных девиц танцевала с шалью «при самом губернаторе». Маша Гайдар тоже «танцевала с шалью при губернаторе» Никите Белых, но было это давно и совсем не эффектно. Можно ли считать «блестящим» фактом такие «достижения» как лидер рейтинга молодых политиков по версии какого-то маловнятного молодежного издания и получатель приза зрительских симпатий на передаче «Народ хочет знать» — и то, и другое в 2007 году? Наверное, можно… когда взгляду больше совсем не за что зацепиться в дальнейшем. В 2008 году ее движение «Да!» имело рейтинг узнаваемости в 4%, лишь на процент превышая статпогрешность. Как-то кисло…
Безусловно, в молодости у Маши был вполне «украинский» стиль – как руфер Мустанг вешать в труднодоступные места разные плакаты, но сейчас и вес уже не тот, и задачи другие. И, наконец, уж в таком-то жанре клоунады украинцы и сами неплохо справляются.
С «я знал ее отца» — это вообще цирк. Ну знал, окей. И что, экономические «таланты» передаются по наследству? Или ее отец лично воспитал в духе либеральной экономики? Напомним, что через три года после рождения Маши ее родители развелись, и в 1991 году Маша с мамой и отчимом уехали в Боливию. Там, в городе Кочабамба, Маша пекла и продавала пирожки. Неплохой старт экономиста государственного масштаба, но причем тут «я знал ее отца»? Нет, конечно, в 1997 году Маша, повзрослев, благоразумно отношения с отцом восстановила, но все-таки этот «генеалогический пиетет» странновато звучит.
Впрочем, это как посмотреть – ведь своей главной задачей на новом посту Маша определила «выстраивание сотрудничества с западными организациями, которые хотят работать и давать деньги, помогать и сиротам, и вкладывать в открытость госструктур». С этой точки зрения – да, на Западе «дочери лейтенанта Шмидта» по старой памяти деньги могут дать чуть более охотно. Вообще, конечно, «бендеровщина» чистой воды какая-то: «Я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям, только детям и никому другому. Вы меня понимаете?». Понимаем.
И вот дошли, наконец, до отказа от российского гражданства. Саакашвили сделал Гайдар исключительно медвежью услугу своими анонсами ее отказа от российского гражданства. Оно, на самом деле — да, надо бы, ибо на Украине двойное гражданство запрещено, и Гайдар не может быть одновременно одесской чиновницей с украинским гражданством и российско-подданой. Но ушлая Маша прекрасно понимает, что тут она поработает как и везде – в Кирове и Москве – от силы годик, а куды ей потом без российского гражданства? «Политическим обозревателем» побираться по Киеву? Поэтому она очень быстро поспешила слова своего шефа опровергнуть: от российского паспорта она отказываться не собирается, а если ее лишат его, то это станет для нее трагедией. Так и сказала, мамой клянус! И вот что теперь делать украинцам? Придется нарушать закон для такой очаровашки, вводить исключение из правил.
Впрочем, такая двуличность у «блестящего политика» далеко не первая. Всего год назад будущая гражданка Украины повторяла вслед за Навальным слова про Крым и бутерброд. А сейчас клянется в том, что всей душой за территориальную целостность Украины и против российской агрессии. Как место проживания и работы-то влияет на убеждения! На месте СБУ надо бы проверить такую гражданку, которую хотят поставить «бороться с сепаратизмом» в непростой Одесской области. Вдруг она – агент Кремля?
Подводя итоги, можно в очередной раз убедиться: сейчас идет распродажа власти в Украине. Прекрасная, до предела прогрессивная мысль: отдать, к чертям, как можно больше сфер экономики и государственного менеджмента под управление всевозможным иностранцам. Видимо, Петр Порошенко ощущает себя Петром Первым, который тоже практиковал подобные методы, благо и имена «самодержцев» совпадают. Вон, таможню хотят под британский контроль передать, армией по факту американцы командуют, Нуланд сидит в Раде во время внесения поправок в Конституцию. На таком «празднике жизни» найдется немножко бюджетного кэша и для «дочери отца».
Григорий Игнатов