Русские Вести

Цифровой вызов


В настоящее время границы привычного размываются на глазах, все стремительно меняется. Путешествие вокруг земного шара может занять считанные часы, в течение двухнедельного отпуска человек имеет возможность посетить разные страны на другом конце Земли. Буквально за секунды мы с легкостью находим в Интернете все, что нужно, невиданные объемы информации лежат у нас на ладони... С помощью смартфона мы общаемся по видеосвязи в режиме реального времени практически из любой точки пространства, а эту очевидную для современного человека возможность самые смелые фантасты не могли предсказать всего лишь полвека назад.

Список чудес, которые стали существенной частью повседневности совсем недавно, можно продолжать бесконечно. Важно, что эти и многие другие явления относятся не только к сфере обыденной жизни, но также к политике, экономике, и познанию в целом. Ведь гуманитарные и точные науки сейчас настолько переплелись, что многие вопросы сегодня невозможно отнести к определенной сфере. В общественной жизни мы тоже наблюдаем некоторый хаос: футболисты и боксеры делятся собственными политическими прогнозами, артисты становятся президентами, политики читают тренинги о саморазвитии и гармонии, а бизнесмены публикуют в научных журналах статьи о философских и этических проблемах.

На предыдущих этапах развития общества существовали определенные маркеры, которые позволяли системно определить, насколько автор или спикер действительно принадлежит к кругу авторитетов. Этими маркерами были научные степени, принадлежность к научной школе или учебному заведению, определенному издательству. А в настоящее время, в период цифровизации жизни, все процессы ускоряются и трансформируются, и общество (в качестве потребителя) находится в неопределенности относительно ориентиров и даже самой системы координат...

В этом калейдоскопе становится сложно понять, кого действительно стоит считать авторитетом, на чье мнение можно смело положиться.

В мутной воде неопределенности авантюристы всех мастей создают вокруг себя и своих проектов так называемый хайп, становятся лидерами мнений, а затем стремительно монетизируют свою зачастую недолговечную популярность.

Подобная ситуация как минимум не повышает уровень культуры в обществе, и может привести к негативным последствиям для всех нас в самом неотдаленном будущем.

В каком направлении будут развиваться цифровые технологии дальше, кто их будет использовать и для достижения каких целей – это уже далеко не просто техническая или, шире, научная проблема. Это целый комплекс политических и социально-культурных вопросов, требующих всеобъемлющей и адекватной оценки, выработке стратегии по дальнейшему управлению их развитием.

Мы можем утверждать, что проникновение цифровых технологий во все сферы жизни уже привело к состоянию перманентной трансформации современности и образа человека. Еще в XX веке философ франкфуртской школы Г. Маркузе предложил модель «одномерного человека», создав портрет ограниченного человека, который является легким объектом для манипуляций, поскольку существуют в одномерной или двумерной системе координат. При двумерности мира человек получает ограниченный выбор между господствующим и оппозиционным, а при одномерности и вовсе лишен такой возможности, так как в этой системе оппозиционное растворяется в господствующем.

С другой стороны, как отмечает американский писатель Н. Карр в книге «Стеклянная клетка. Автоматизация и мы», используя цифровые технологии, которые заполняют все области человеческой жизни, человек не только попадает от них в зависимость, но и теряет связь с собственными чувствами, опытом и интеллектуальными способностями, рискует потерять социальные связи и разорвать культурные нити в целом.

Таким образом, пока не стало поздно, общество обязано взять под контроль развитие цифровых технологий и направить их на обеспечение социального и личностного роста каждого человека, сохранения культурного наследия и повышения уровня культуры.

При этом не стоит быть излишне пессимистичным: цифровые технологии не только проверяют на прочность традиционные устои и подвергают общество опасности потерять системообразующие основы, но в то же время могут предоставить новые возможности для сохранения, продвижения и популяризации культурного наследия России.

Культура и культурное наследие для каждого человека является существенной частью системы жизненных ценностей, и хотя разные люди обладают собственными мировоззренческими особенностями, общество в целом имеет общие базовые представления о том, что хорошо, а что плохо; что допустимо, а что неприемлемо; что важно, а что не имеет значения. В течение различных исторических периодов шкала ценностей претерпевала некоторые изменения, но главные сущностные критерии существовали всегда, и продолжают быть актуальными и сегодня.

В этой ситуации мы наблюдаем парадоксальное явление: с одной стороны, современный человек окутан комфортной инфраструктурой цифровых технологий, которые обеспечивают стабильный, комфортный и не требующих нагрузок образ жизни, а, с другой стороны, современное бытие наполнено избыточными многоуровневыми потоками информации, которые человек неспособен воспринять. Все это заставляет нас постоянно находиться в состоянии тревоги и воспринимать это напряжение, как нечто естественное и актуальное, более того, как основу существования.

Невозможно переоценить влияние цифровых медиа, которые являются важной составляющей формирующейся цифровой реальности и существенной частью жизни современного человека: социальные сети, блоги, каналы Youtube, по сути, транслируют человеку истины и смыслы, дают установки для восприятия того, что происходит в мире, и куда следует двигаться.

В условиях формирования цифровой реальности важная задача – это сохранение в новом пространстве культурных ценностей, которые являются не просто неотъемлемой частью жизни общества, но целым комплексом материальных и духовных активов.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определяют культурные ценности как «... нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты...».

Сохранение и продвижение культурных ценностей, основанных на культурном наследии в контексте новой реальности – задача идеологическая. Ни одно государство не может существовать и развиваться без идеологии. Приоритетной идеологической доминантой государства является унификация культурных ценностей и легитимация государственной власти, а также обеспечение социальной стабильности и консолидации общества. Еще одной важной целью идеологической функции является повышение уровня сознания человека, что осуществляется через пропаганду культуры.

Говоря о России, следует отметить, что кроме необходимости мощной идеологической работы внутри страны для использования национального культурного наследия во благо государства и общества, у нее есть и глобальная миссия в контексте развития всей мировой цивилизации: поддержание справедливого мирового порядка в силу сложившегося базового национального архетипа – стремления к правде и веры в совесть. Именно поэтому Россия, по своей глубинной сущности, является империей духа.

В истории культуры России примеров этому немало. Главной целью лучших произведений русской литературы является поиск справедливости. Вопросы нравственности и морали формируют основу российской духовности, дают ответы на извечные вопросы бытия. Говоря об одном из лучших фильмов А. Тарковского «Солярис», философ и писатель С. Лем отмечал, что вместо научно-фантастического фильма режиссер снял «Преступление и наказание». Творческие поиски гениального режиссера и в XX веке отражали сущность традиционной российской духовности.

Эта культурно-историческая, цивилизационная миссия России приобретает особое значение в условиях цифровизации всех сторон жизни, ведущей к поляризации общества. Возможности для интеллектуального и духовного развития сегодня практически неограниченны. С помощью цифровых технологий образование и просвещение стало доступным каждому, на специализированных платформах доступны учебные программы и курсы от ведущих учебных заведений, в открытом доступе находятся базы данных научных публикаций, художественных изданий, огромные массивы другой полезной информации.

В то же время, как уже упоминалось в начале статьи, среди огромных потоков информации не так уж легко выбрать и сконцентрироваться на том, что действительно ведет в духовному росту и повышению уровня культуры, а новоявленные лидеры мнений далеко не всегда соответствуют высоким стандартам великих людей, меняющих мир к лучшему.

Культурное развитие требует усилий, напряжения, размышлений – это, в некоторой степени, вызов. В обычной же практике все развивается по пути наименьшего сопротивления, и духовно незрелые люди концентрируются на простой по восприятию, не требующих усилий для осознания информации, растлевающей умы. И, как следствие, в обществе теряются здоровые ориентиры и ценности. Западное общество, краеугольным камнем которого является толерантность, не препятствует этому: каждый имеет право делать все, что считает нужным со своей личностью – это личный выбор человека.

Цифровые технологии и продолжающееся развитие потребления только стимулируют эти процессы, общество атомизируется и становится нежизнеспособным.

Это происходит из-за того, что люди забывают – благополучие оценивается не только по экономическим показателям, но и по уровню культуры и, как следствие, качеству отношений между людьми.

Чем лучше идеология государства связана с культурным наследием, чем больше она направлена на поддержание и развитие культуры и консолидацию общества, тем сильней и жизнеспособней государство.

Цифровизация всех стороны жизни – это не только риски и угрозы для культуры, но и перспективный инструмент, с помощью которых российское государство имеет реальную возможность не только обеспечить сохранение культурного наследия и поддержание уровня культуры в обществе, но и выполнить национальную историческую миссию – довести до всего мира наши идеалы.

И если стратегии цифровизации в бизнесе обеспечивают новые темпы роста и уже сформировали новые правила и функции, требующие перераспределение ресурсов, то в отношении культуры все гораздо сложнее. Этот вопрос является актуальным для российского государства. В феврале текущего года в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика», в ходе которых обсуждалось, что необходимо:

– сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

– усовершенствовать механизмы обмена знаниями;

– обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;

– создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;

– принять меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;

– обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства.

Это необходимые условия для сохранения культуры в новой цифровой парадигме и возможности использовать культурное наследие нашей страны в целях сохранения национальной идентичности и транслирования российских культурных ценностей по всему миру.

Ж. Бодрийяр в «Прозрачности зла» пишет о том, что западное общество спешит в пустоту, что оно пережило себя: «...Это относится и к информации: избыток знаний безразлично рассеивается по поверхности во всех направлениях, при этом происходит лишь замена одного слова другим».

Мир не знает, куда следует двигаться дальше, и именно культура, основанная на традициях и культурном наследии, с помощью новых цифровых технологий может помочь современному человеку обрести необходимый мировоззренческий баланс.

Таким образом, цифровизация и связанные с ней технологии – это эффективные средства и инструменты, с помощью которых возможно и необходимо сохранить культурное наследие и развивать культуру. Цифровизация дает возможности для распространения национальных культурных идеалов и ценностей по всему миру, позволяет транслировать и доносить их до широкой аудитории и тем самым выполнить историческую миссию по поддержания мирового порядка с помощью мягкой силы – традиционных культурных ценностей.

Российское государство приступило к решению этой задачи с ее экономических аспектов. В 2017 году Правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В Московской области, Татарстане и других регионах России приняты соответствующие программы исходя из потребностей, местной специфики и особенностей.

Создана и ведет активную деятельность АНО «Цифровая экономика», чьей целью является содействие развитию цифровой экономики в России за счет поддержки общественно значимых проектов и инициатив в указанной сфере, облегчения коммуникаций между государством, бизнесом и академической сферой.

Мы полагаем, что наступило время объединить усилия в различных секторах общественной деятельности. Для выполнения этой задачи, актуальной не только для нашей страны, но и для мировой цивилизации, требуется взаимодействие на всех уровнях для формирования идеологической платформы, основанной на российском культурном наследии и учитывающей вызовы цифровизации, а также для создания отечественных технологических решений, призванных обеспечить цифровой суверенитет и достойно представить цифровую идеологию России.

Олег Гуров, Юрий Панкратов

Источник: www.stoletie.ru