«Борьба с фашизмом» принимает в нашем обществе (точнее, у инициативной части наших законодателей) всё более абсурдный характер.
Последней инициативой Госдума расширила перечень экстремистских материалов, за которые грозит наказание. В список оказались добавлены, цитируем: «Труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии и фашистской партии Италии. Выступления и изображения руководителей организаций и движений, признанных преступными в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала. Выступления и изображения руководителей организаций, сотрудничавших с упомянутыми объединениями или движениями…», итд.
Иногда думается – а есть ли вообще этому предел? может ли он быть в принципе? Дождемся ли мы запрета упоминать фамилию Гитлер и аббревиатуру НСДАП? Запрета всех фильмов, в которых появляется упомянутый персонаж (Любителям «Семнадцати мгновений весны» советую срочно скачать и закопать где-нибудь в саду любимый фильм, который скоро может попасть в их число).
Запретим ли мы наконец к употреблению само слово «национал-социализм». Когда наши дети станут думать, что СССР воевал с чем-то безликим и ужасным, как Бабай, ночной кошмар и ужас на крыльях ночи, который по имени называть нельзя.
А попала ли уже в запрещенки мировая киноклассика, фильмы Лени Рифеншталь? А фильмы, снятые по русской классике, ведомством Геббельса? Такие как, например, «Станционный смотритель» по повести Пушкина (1939) с Генрихом Георге, получившим в 1940-м приз Венецианского фестиваля? Или «Эта упоительная бальная ночь» (1939) о Петре Ильиче Чайковском?
Скажете, абсурд? Увы! Кажется, только начало большой работы.
Может быть нам уже стоит снести кафедральный православный Воскресенский собор в Берлине, построенный Гитлером для русской диаспоры в 1936-38 гг.? Или озаботится тем, чтобы разорить и срыть на три метра гору Афон, куда ступала нога нацистской делегации, и где афонские старцы - вот ужас-то! - благословляли «великого царя Адольфа» на антибольшевистский крестовый поход? Может быть, стоит уже запретить слова «Бог. Нация. Труд» - лозунг Русских фашистов Константина Родзаевского 30-х гг.?
История - сложная штука! Её надо принимать как она есть, целиком. А её упрощение ведёт, увы, к отуплению.
К сожалению, природа устроена так, что идиотов она рождает гораздо больше, чем людей выдающихся: на одного умного приходится сто не сильно умных. На одного активного - сто ведомых. Так обстоят дела в любой группе граждан. И Госдума в этом смысле не исключение. За исключением того, что она издает законы. И потому в данной группе граждан активный дурак, ведущий за собой сотню просто не привыкших думать - становится исключительно опасен.
В самом деле, ломать как говориться не строить, запрещать - не создавать. Чего проще? Чего бы еще нам такого запретить? Давайте запретим Ютуб и Википедию.
Что ж, и к этому есть основания. Википедия - ресурс, находящийся на той стороне. Ресурс идеологический, мотивированный. И как всякий энциклопедический ресурс - тенденциозный. Предельно тенденциозны, разумеется, и статьи Вики о СВО. Но на том же основании можно запретить и энциклопедию Британика. Можно запретить все западные СМИ, и весь Запад вообще. Да и Восток тоже. Когда до наших законодателей дойдет тот известный факт, что в Азии тоже есть культ Гитлера, и что тиражи "Майн Кампф" там уступают лишь тиражам Библии и Корана.
Но поразмыслим здраво: статей о СВО в Википедии - меньше одной сотой, если не одной тысячной процента. 90 процентов контента Ютуба - это лайфхаки, инструкции на все случаи жизни, помогающие людям справляться с ежедневно возникающими вопросами всё более усложняющейся жизни. Википедия же - это прежде всего кладезь информации по иностранным источникам. Любая статья в вики на английском языке по любой нероссийской тематике или фигуре - в пять раз больше статьи российской версии Вики. И плюс к тому - огромный список источников по вопросу.
Если учесть, что переводов с иностранных языков у нас сегодня в процентном отношении не больше, чем их было при Ярославе Мудром, то останется признать, что Википедия остается элементарным окном в мир для всех, так или иначе черпающих информацию о мире, технике, науке, искусстве итд.
Вы хотите воздвигнуть стену между Россией и Западом? Прекрасно. Того же самого хотят и наши враги. Да и зачем нам враги, если мы и сами прекрасно справляемся с их работой? Мы и сами добьемся того, чего добивается враг - полного отсутствия диалога, а следовательно, и - технологического и интеллектуального отставания во всех значимых областях.
Да, модернизация - неоднозначная вещь. Да, она убивает традицию, от неё много зла. Но модернизация - факт нашей жизни, деться от которого некуда. Если вы откажетесь от модернизации на уровне государственном - вас сожрут. В Англии ружья кирпичом давно не чистят. И если факт этот дойдет до нас слишком поздно, на следующей войне нас сотрут в порошок.
Давайте согласимся с очевидным: вы просто не умеете работать с вражеским контентом. Но для чего дана вам жизнь? Она дана вам для того, чтобы учится. Так учитесь вести диалог. Учитесь отвечать на вызовы. Учитесь совмещать традицию и модерн, защиту консервативных ценностей и необходимость модернизации. Учитесь залезать в словари и понимать значения слов.
Воздвигнув же непроницаемую стену, вы прежде всего обречете себя на незнание и непонимание врага. Добьетесь именно того, чего враг от вас и добивается.
Возьмём наши последние инициативы о запрете пересмотра истории. Мало того, что эти инициативы предельно абсурдны с точки зрения исторической науки: всякий историк тем именно и занимается, что снова и снова пересматривает историю, внося поправки, иначе его работа теряет всякий смысл. Мало того, что инициативы эти противоречат Конституции, поскольку накладывая запрет на любое новое открытие, отливают в идеологической броне незыблемый догмат. Самое дрянное в том, что тот взгляд на историю Второй мировой, который мы имеем сегодня - это англосаксонский взгляд на историю. То есть взгляд на историю наших сегодняшних противников, наших врагов. Самое дрянное в том, что именно принятие этого, англосаксонского взгляда на Вторую мировую и стало одной из главных причин краха СССР.
Происходило это как раз в середине восьмидесятых. И это и стало настоящей нашей исторической капитуляцией перед Западом. Политическая капитуляция последовала за ней. Когда мы оказались в ситуации, в которой нам просто нечего оказалось противопоставить идеологии Запада, кроме навязших всем на зубах партийных догм. Когда же мы легко отбросили эти догмы, мы оказались полностью во власти Запада.
А ведь у товарища Сталина в свое время был гораздо более здравый, гораздо более трезвый взгляд на войну! Товарищ Сталин говорил, что Вторая мировая была схваткой двух капиталистических хищников за мировое господство (См. напр. работу «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952). Сегодня за такой лютый реваншизм тов. Сталин получил бы немалый срок, который не первый год мотал бы уже в лагерях. Однако, именно позиция тов. Сталина многие десятилетия спасала нас от положения колонии Запада.
Солженицын в свое время говорил: «Словом «фашизм» у нас кидаются безответственно как удобным бранным словом, чтобы не дать встать русскому самосознанию». И вот отлив себе антифашистскую дубинку, мы лупим себя ей что есть силы по голове, и спрашиваем: почему же у нас никак не происходит рост и возрождение национального самосознания?
Нет. Всё ещё хуже: ругая последними словами Запад, мы взбираемся на табуретку, участливо нам этим Западом подставленную, и затягиваем на себе петлю, нам же им перекинутую, под негромкий смех этого самого Запада.
Так может пора уже прийти в себя и прекратить весь этот некрасивый балаган? И заняться, наконец, делом? Внимательным изучением истории, например. Изучением Запада, изучением Азии. Изучением логики, риторики, искусства спора. Ну или хотя бы залезем для начала в словарь и посмотрим значение того или иного слова, перед тем как его запрещать.
Кажется, пришло время возвращать словам их настоящие смыслы. Время «исправления имен». Время приходить в сознание и полноту совершеннолетнего возраста. Поскольку именно это, а вовсе не запреты всего на свете станет единственным условием нашего завтрашнего выживания.
Автор: Владимир Можегов
Заглавное изображение из открытых источников