Общество обеспокоено – что породило монстра, хладнокровно расстрелявшего своих одноклассников в керченском колледже? Как избежать подобных трагедий в будущем? Ведь чтобы вести профилактику угроз, надо их выявить. Сложно счесть оправданными запрет видеоигр, продажу оружия и так далее. Ведь у керченского стрелка было не только популярное помповое ружье турецкого производства, легально купленное в магазине.
Сообщает Telegram-канал Mash: «Кроме ружья и бомбы у стрелка в портфеле нашли патроны, десяток самодельных бомб и коктейль Молотова. Он не успел их взорвать. Жертв могло быть еще больше».
Чем это вызвано? Заглянем в анкету Росляков в ВКонтакте (сейчас уже определили точно, отбросив ошибочно указанную изначально журналистами анкету «Владислав Рейх») и на одной из первых же выложенных там фотографий – панк с коктейлем Молотова в руке и надписью рядом «антифашизм».
Тогда же, в 2012 году, Росляков публикует на своей стене демотиватор – человек в хоккейной маске (герой фильмов ужасов, маньяк Джейсон Вурхиз) бежит за человеком с бензопилой в руках, а ниже издевательская подпись «Я люблю людей». Как видим, основы для массового убийства людей были заложены в него уже тогда.
Страница подростка переполнена фотографиями с символикой и знаменами анархистов и антифа, с маршей левых радикалов против полиции (некоторые взяты с акций анархистов в Минске, некоторые из других стран – вряд ли сам живший в Керчи Росляков лично в них участвовал, хотя не исключено). Он записан в целый ряд анархо-антифашистских групп, размещает на стене результаты теста, показывающий, что его идейные взгляды соответствуют анархизму (55%), что он левый на 67% и антиавторитарист (то же что и анархист) на 79%.
Рослякову уже тогда явно нравится идея насилия – от просто призывов «бей-круши» до агрессии для начала хотя бы против неприятных ему как поклоннику панк-музыки рэперов (то он постит фото с их надгробием, то группу характерной внешности персонажей, идущую убивать слушателей рэпа, – обе датированы началом 2014 года), но и не только.
Например, в декабре 2013 года опубликована картинка с изображениями пистолета и горящего «коктейля Молотова» (на который нанесен значок анархии), сопровожденными текстом: «Когда богатые грабят бедных, это называют бизнес. Когда бедные отвечают тем же, это называют насилием».
Попадаются и антиклерикальные фотографии с участием президента Владимира Путина и патриарха Кирилла, такая опубликована им в декабре 2013 года. Позже, судя по наполнению страницы, Росляков на какое-то время под живительным влиянием «русской весны» превращается в нормального человека – обычные посты, один даже (несколько сатирический, заметим, поэтому под вопросом) в поддержку лидера России, а другой – Новороссии. Но ненадолго. Уже после всего этого как раз появляется тест про его идейные взгляды – левый и анархист.
Последний раз на эту страницу он заходит в октябре 2014 года, а потом возвращается к прежним идеям, но уже в более практическом варианте. «Компьютер Рослякова позволил установить, что года три назад он увлекся изучением стрелкового оружия, а позднее взрывных устройств, в том числе вопроса их изготовления», – сообщил 18 октября источник Интерфакса в силовых структурах. Об этом же ранее сообщали журналистам знакомые керченского стрелка.
В октябре 2017 года российские спецслужбы выявили анархистскую группировку «Сеть», отрабатывавшую под Пензой штурмы домов с автоматом наперевес и закидыванием в окна «коктейлями Молотова» (сохранились и обнародованы многочисленные видеозаписи с этих тренировок в пензенских лесах, сделанные самими обвиняемыми). В материалах следственного дела упоминается, что у одного из членов организации дома были изъяты компоненты веществ для сбора самодельных бомб (судя по тому, что было найдено 4 кг алюминиевой пудры, бомб явно планировали сделать много). Похоже на керченского стрелка, не правда ли? Один из членов «Сети» признал: «Организация... готовилась к террористическим действиям».
Даже британская Би-Би-Си признает: «Адвокат Шакурского (один из арестованных. – прим. авт.) Григорян поясняет, что в деле есть серьезная доказательная база: "И любой судья задаст вопрос – а вы зачем коктейль Молотова [на тренировках] кидали?"».
Однако вспомним известный анекдот о том, что разница между хомячком и крысой лишь в том, что у первого хороший пиар, и поэтому все считают его белым, милым и пушистым. К защите арестованных левых радикалов, на квартирах и в машинах которых изымали пистолеты, гранаты, компоненты для бомб, видеозаписи тренировок, встали горой либеральные СМИ. Такие как описанная мною ранее «Медиазона», получающая (в обход Роскомнадзора) десятки миллионов рублей в год из-за рубежа, «Новая газета», «МБХ Медиа» Ходорковского и прочие. Один за другим пошли акции анархистов и антифа в их поддержку по России и за границей.
Левые радикалы сильны не только боевиками в балаклавах, швыряющими «коктейли Молотова». Благодаря мощному присутствию в массмедиа они всегда могут представить своих единомышленников, задержанных на откровенном криминале или подготовке к терактам, белыми, безобидными и пушистыми хомячками. Кто сейчас вспомнит, как в 2011 году анархисты из «Черного блока» взорвали мощную самодельную бомбу, собранную на основе газового баллона, у поста патрульной полиции на 22 километре МКАД, прямо признав это на своем сайте?
Или о штурме толпой антифа администрации Химок годом ранее? Или о многочисленных поджогах с помощью «коктейлей Молотова» (в какой-то момент в ход против сотрудников правопорядка пошли и бомбы-самоделки) ОВД, опорных пунктов полиции, военных комендатур и административных зданий в Москве (более-менее полный список включает 8 поджогов за 2009-й и 10 за 2010-й годы) и затем и в деталях и с фотографиями с места описывались в блоге, а затем на интернет-сайте «Черного блока»?
Вместо этого бесконечно разнюнивались истории про жуткие пытки арестованных, якобы путем которых и «выбиты» все улики по делу (хотя даже адвокат одного из одного из членов «Сети», как было показано выше, признал в комментарии Би-Би-Си наличие «серьезной доказательной базы» в деле в виде видеозаписей, вещдоков и прочего). Тем более, это позволяло мобилизовать леворадикальных активистов на публичные акции по дискредитации Чемпионата мира по футболу 2018 года в России (опять же, в чем не иначе как по странному стечению обстоятельств был крайне заинтересован Запад).
Многие приверженцы анархистских и иных радикально левых взглядов и сами стали со временем журналистами либеральных СМИ. Например, это регулярный автор «Новой» и сайта The Insider (да-да, того самого, который сейчас вместе с британской конторой Bellingcat, подозреваемой в сотрудничестве с западными спецслужбами, ведет пробивку и публикацию личных данных сотрудников российского ГРУ) Александр Литой (Литинский).
Интервью у воюющих на Майдане совместно с «Правым сектором» (организация запрещена в России) и в АТО в карательном батальоне «Азов» (организация запрещена в России) бравых анархистах (в том числе, из России) перемежались там у него с дежурными агитками про «фальсификацию» дела «Сети», потому что ну как же можно обвинять анархистов в участии в Майдане и АТО (почему же, при прочтении первой упомянутой его статьи вполне верится во второе).
Много лет в интернет-публикациях (первые датированы еще 2005 годом) утверждается, что именно Литой являлся видным активистом антифа под псевдонимом «Саша ЗОГ» или просто ZOG. Когда году в 2012-м объем таких публикаций достиг критической массы, Литой решил совершить долгожданный каминг-аут и произвел его в 2015 году, почему-то на британском сайте openDemocracy:
«С конца 1990-х годов я участвую в российских анархистских инициативах... Интерес к антифашизму в нулевые сильно изменил меня, заставив регулярно посещать спортзал, разобраться в доступных россиянину средствах самообороны... В 2001 или 2002 годам... относится и появление «Автономного действия» – существующего по сей день анархистского объединения, в формировании которого я принял активное участие... [я] издавал журнал... "Автоном"».
В общем, опять же «безобидный журналист», правда, с некими намеками на участие в уличной «войне», иначе с чего бы его регулярно таскали на допросы, которые он упоминает? В публикациях о нем 2012 года утверждалось, что он имел отношение к уличным «ред-скинс» («красным скинхедам») и являлся «одним из создателей боевого крыла антифа в России». На эту тему Литой пока не настроен откровенничать.
В нулевые боевики антифа, использовавшие в качестве оружия и ножи, и арматуру, и пустые стеклянные бутылки, и травматические пистолеты, регулярно нападали толпами на своих оппонентов и избивали их. В конце нулевых насилие молодых радикалов, рекрутированных из среды молодых панков, перекинулось на органы государственной власти – несложно заметить, что большая часть перечисленных выше поджогов в 2009 – 2010 годах происходила в Москве либо после традиционного шествия анархистов «День дезертира» 23 февраля, либо после не менее традиционного для них Первомая.
Попытки выгораживать террористов не могут быть оправданы, ибо в противном случае семена радикального движения будут оставаться в обществе и раз за разом порождать (к его удивлению, воспитанному либеральными публикациями) насилие. Идеология ненависти в ее леворадикальном варианте должна быть запрещена и профилактирована, как и идеология ИГИЛ (организация запрещена в России).
Этот пример оправдан, недавно в Калужской области был выявлен бывший анархист, перешедший затем в ислам и отправившийся воевать на стороне исламистов в Сирию.
Владимир Лактюшин