Русские Вести

Алгоритмы Инстаграма и их влияние на психику пользователей


Инстаграм* стал настолько важным социальным инструментом, что мы не заметили, как он нас изменил. Обычная социальная сеть с фотографиями превратилась в настоящий феномен, в котором мы постоянно оцениваем друг друга, завидуем, пропитываемся образами чужой жизни и в результате и сами всё чаще пытаемся казаться, а не быть. Почему так?

Платформа получила самые низкие оценки по безопасности для пользователей. Meta долгое время знала о том, какой вред наносит их приложение аудитории, и ничего с этим не делала.

Содержание видео

0:00 Узнали себя?
1:10 История Инстаграма
2:00 Как сторис изменили всё
3:12 «Казаться, а не быть»
5:01 Фильм от BBC
6:09 Исследования и факты
7:50 Инфоцыганство
9:09 Ты не доволен своей жизнью
10:09 Чем опасен REELS
11:54 Просмотры в REELS ничего не стоят
13:31 Эпоха гиперпродуктивности
14:52 Итоги

«И всё-таки Инстаграм – зло…» – периодически слышу эту фразу от друзей и знакомых. Предыстория её появления обычно такая. Человек долгое время пользовался Инстаграмом, потом после начала СВО и запрета этой соцсети в России на какой-то период перестал взаимодействовать с ней. Но со временем по разным причинам осваивает ВПН-сервисы, и благодаря вновь открытым возможностям снова заходит в Инсту, на какое-то время погружаясь в привычный мир гламура и успешного успеха.

Однако ощущения уже другие. И в большинстве случаев не такие приятные, или как минимум с привкусом горчинки.

Причина в том, что за несколько месяцев жизни без этой соцсети человек успевает отключиться и даже во многом очиститься (как минимум на уровне настроения и самоощущения) от генерируемых ей информационных потоков, и возврат в прежнее состояние ему перестаёт нравиться. При этом, можно быть подписанным на хорошим блогеров, которые продвигают свои действительно полезные курсы (помогают решить ту или иную «боль»), но возникает понимание, что в целом вся эта инстаграмная возня генерирует в жизни читателя гораздо больше проблем, чем даёт ответов.

Человеку обычно сложно объяснить, почему это так, но он чувствует контраст жизни с Инстаграмом и жизни без него, и первый вариант хоть и очень соблазнителен, интересен, ярок, привлекателен, и вроде бы даже в чём-то полезен, но разум отдаёт предпочтение второму варианту. В результате чего и звучит фраза «И всё-таки Инстаграм зло…»

После бесед на эту тему и размышления над причинами появления такого вывода сформировался следующий список. Речь в нём прежде всего об алгоритмах платформы, а не о частностях конкретного контента или набора подписок, который может быть содержательно разным.

Итак, главные причины, почему Инстаграм – зло:

  • Доминирование бизнес-подхода к созданию контента среди популярных авторов и блогеров. Превращение своей ленты в постоянный «прогрев аудитории» (этот пункт, видимо, порождает два следующих).

  • Доминирование гламурного контента и образа «успешного успеха» в ленте большинства пользователей.

  • Выставление своей личной жизни напоказ как обязательный атрибут эффективного ведения бизнеса в Инстаграм.

  • Перечисленные три тенденции – это своеобразные правила игры, которым надо соответствовать, если ты ведёшь блог в соцсети. Можно и не соответствовать, но тогда ты как бы «выпадаешь из стаи», ты там чужой – ты не такой яркий, красивый, интересный на фоне остальных. Правила игры всегда устанавливают разработчики платформы, поэтому, думаю, что заложенная матрица – это сознательная политика хозяев Инстаграма.

Думаю, во многом она сформирована самой ключевой идеей этой соцсети, в центре которой изначально были картинки и личные фото, то есть акцент на внешнем, а не на содержании, и на «себе любимом». Вероятно, есть и множество других частных алгоритмов, работающих на эту матрицу.

Но пройдём по логике перечисленных пунктов подробнее.

В топах Инстаграма и доминирующее место в лентах пользователей занимают блогеры, которые что-то постоянно продают – чаще всего курсы, консультации, чеклисты, вебинары, да и не информационные продукты тоже. При этом стратегия продаж весьма специфическая – она заключается в профессиональном «прогреве аудитории», который чаще всего базируется на гламуре, образе успешного успеха, и выставлении своей жизни напоказ, превращении её в постоянный сериал.

Можно ли продавать в Инстаграме по-другому? Думаю, можно, но другие стратегии менее эффективны, и поэтому большинство подписчиков обрабатывают именно по этой схеме.

Как сказала одна из бывших фанаток этой соцсети: «Инстаграм – это круче чем Дом 2!» Это действительно так. Для шоу «Дом 2» нужно найти подходящих людей (или нанять актёров), собрать их в одном месте, потом организовывать процесс, монтировать, помогать им изображать вроде как естественную жизнь. А Инстаграм выполняет ту же задачу, но в глобальных масштабах и в режиме самоуправления. Поэтому Инста действительно круче, чем Дом 2. Но всё же ключевая мысль здесь в том, что Инстаграм – это аналог шоу «Дом 2», в том числе с точки зрения влияния на потребителей контента.

Многие начнут доказывать, что не всё так плохо, что они подписаны на авторов, которые продвигают действительно полезные знания. И это так. Но суть в том, КАК ОНИ ИХ ПРОДВИГАЮТ – как и все: гламурно и путём создания сериала из личной жизни, что на самом деле неэтично. В результате, каждый такой автор вроде как помогает решать людям частную проблему, в которой он специалист, но при этом своими неэтичными действиями генерирует у своей аудитории ворох других проблем.

Через этот постоянно присутствующий гламурный фоновый посыл у пользователей в голове постепенно формируется некий образ «идеальной жизни», которая вроде как нормальная и такой и должна быть у всех (ведь в Инстаграме у всех так), или как минимум у него.

Дальше человек осознанно, а чаще неосознанно, начинает постоянно сравнивать свою жизнь с тем, чем питается его мозг из соцсети. И его жизнь по яркости картинки, гламурности и уровню успеха явно проигрывает сформированному образу, что порождает потерю сил, недовольство собой, ухудшение настроения и отношений с близкими. Человек может по рекомендациям инстаграмных гуру решать свои частные проблемы, но вот этот системный фактор только нарастает по мере взаимодействия с соцсетью.

На самом деле этот образ – обманка, он не настоящий, неестественный, это мираж, с которым нельзя себя сравнивать. Вот только этот мираж является системным фактором Инстаграма и прививается миллионам пользователей, независимо от того, на кого они подписались (редкие исключения, конечно, возможны), потому что это формат данной соцсети.

Мне запомнилась ещё одна фраза: «Всё же общение с реальным человеком, пусть не таким умным и идеальным, как популярный блогер, – гораздо лучше постоянного прослушивания всех этих инстаграмных кумиров». Это тоже отсылка к пониманию того, что нельзя отрываться от реальности.

Я не призываю к крайностям и к полному отказу от соцсетей, – наоборот, на мой взгляд, эти инструменты в целом полезны и необходимы современному обществу. Поэтому важно вести разговор о влиянии разных платформ на пользователей, вводить такие понятия как «этичные и неэтичные алгоритмы». И блогеров тоже надо слушать, но всё же есть большая разница в том, когда с тобой просто хотят поделиться чем-то полезным, и в том, когда тебя постоянно «прогревают» по методикам профессиональных психологов.

Всё написанное выше – это не истина. Это размышления о том, почему Инстаграм делает жизнь людей хуже. Буду рад дополнениям, комментариям по теме и вашему пониманию сути проблемы. Давайте вместе разбираться в алгоритмах платформ.

Дмитрий Раевский

Источник: whatisgood.ru