Русские Вести

А судьи кто? Вред и польза защиты детей


Судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних получила название «ювенальная юстиция». Данный институт имеет как убеждённых сторонников, так и ярых оппонентов. И трудно сказать, кто кого превосходит в количестве.

Почему же все так спорно? Об этом беседа корреспондентов КерчьИНФО с участковым детско-подростковым психиатром Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Керченский психоневрологический диспансер» Ириной ДОДУХ.

— Ирина Анатольевна, в каком правовом поле функционирует ювенальная юстиция?
— Чиновники обязаны соблюдать нормы международной Конвенции о правах ребёнка, Европейской социальной хартии, российское законодательство в данной сфере. У нас по-прежнему работают инспекции по делам несовершеннолетних, опекунские советы, разнообразные социальные службы. Они оказывают влияние на родителей, которые не должным образом занимаются воспитанием детей. Весь вопрос в том, насколько эти усилия оказываются успешными.

Современные родители зачастую не приучены к такому сложному труду, как воспитание детей. Они считают, что оно должно ложиться на плечи школы, различных организаций.

Недавно у меня был на приёме папа, который посетовал на компьютерную зависимость сына. Это действительно расстройство. В дальнейшем выяснилось, что ребёнок не приучен заботиться о родителях, о себе. Зато, как и многие его другие сверстники, знает о существовании гаджета, смартфона, компьютера, что при неразумном использовании не приводи ни к чему хорошему.

Очень большой процент детей сегодня рождается с волевыми нарушениями. Им трудно взять себя в руки и заставить что-то сделать. Они живут только интересами, увлечениями. Малейшие трудности застают их врасплох. Основное занятие — игра.

— Можно ли расценивать её как бегство от обычной жизни с её трудностями, неприятностями?
— Нет, это не бегство, а прост образ жизни. Подросток не вышел из детства. Он инфантильный. С таким 14-летним человеком мне пришлось недавно общаться. «Ты уже почти взрослый, усы выросли, а все в игры играешь», — обратилась я к нему. В ответ услышала: «Но я же играю в сложные игры». Какое здесь ключевое слово? игра. Не имеет значения, сложная она или простая. Это может быть увлечением в разумных пределах. Как только таких детей лишают удовольствия, они становятся раздражительными, грубыми, агрессивными и манипуляторами.

Один из таких манипуляторов все угрожал папе, что выбросится из окна, если родитель не купить деланную вещь. И здесь не надо идти на поводу у юных шантажистов. Хотя поведенческая грань очень тонкая. Никто не знает, как поведёт себя подросток, который не получил то, что хотел. Профессионал данную грань уловит. Он осознает, с кем разговаривает и пытается доказать, что трудности преодолевать нестрашно, хотя это и не всегда легко. Но это потом окрыляет, и ты со временем становишься крепче.

— В том, о чем Вы говорите, ювенальная юстиция больше помогает или же создаёт дополнительные барьеры?
— Самое главное, в чьих руках этот инструмент. К сожалению, у нас так повелось, что те, кто получают власть, начинают злоупотреблять ею. Отсюда большие неприятности. В качестве примера приведу одну историю.

Была семья: мать, отец и ребёнок. Отец часто злоупотреблял алкоголем, не разрешал матери делать грудному ребёнку прививки, при высокой температуре вызывать врача, занимался рукоприкладством. Семья распалась. Разгорелся большой конфликт, в котором участвуют различные инстанции. представитель Республиканской комиссии по правам ребёнка пригрозила матери лишить её родительских прав вместо того, чтобы решать, как быть с ребёнком, который из-за бесконечных скандалов получил множество психических расстройств, зафиксированных в специальных учреждениях Симферополя и Керчи. Он боится звонка в дверь, очень тяжело идёт на контакт с педиатром, другими людьми.

Сразу возникает вопрос: чем страшна ювенальная юстиция? Это нашими людьми, которые порой упиваются властью, а не вникают в суть того, чем должны заниматься. Сколько таких историй, от которых исходит ужас. В той, которую я упомянула, ювенальная юстиция проявила худшие свои качества. Сама же идея правильная и хорошая. Дети нуждаются в защите.

— Как принципы ювенальной юстиции уживаются с традиционными семейными ценностями? Скажем, Возможно ли воспитание без наказания? Данная система ставит родителей в такие рамки, когда элементарный шлепок по заднему месту чреват лишением родительских прав. Теоретически это возможно.
— Без наказания обойтись нельзя. Допустим, ребёнок перебегает дорогу так, как ему заблагорассудится. Никакие уговоры не действуют. Уместен ли шлепок в данном случае? Безусловно, так как несопоставимы последствия от него и вероятного удара машины.

Практика говорит о том, что сплошь и рядом родители оказываются виноватыми по самому факту жалобы. Доказательств избиения ребёнка нет, экспертизы не проводились, но инспектор решает так, как считает нужным. Синяк — не обязательное следствие избиения. Ребёнок мог упасть, удариться о какой-либо предмет.

Некоторые европейские ценности, на мой взгляд, для нас неприемлемы. Это как раз касается и применения наказания в воспитании. Отдельные нормы очень сложно соблюдать в наших условиях. К примеру, ребёнка до 14 лет нельзя оставлять дома одного. Но при дефиците мест в детских садах родители поставлены перед дилеммой: работать или сидеть дома.А на что жить? Вряд ли кто-то из наших чиновников учтёт данный фактор. Родители буду виноваты.

Мне было 10 лет, когда я с младшей сестрой самостоятельно поехала к бабушке из Сибири в Воронеж. Двое суток в пути. И ничего. нас посадили в поезд, а в Воронеже встретили. Я нисколько об этом не жалею. Такие поездки прививают самостоятельность, правила поведения с окружающими в дороге.

В законах все не пропишешь и не продумаешь. Слишком много нюансов. Это не значит, что надо всего бояться. Ребёнка необходимо проводить на вокзал и встретить в конченом пункте следования поезда или автобуса и научить как вести себя в дороге.

— Ясно, что способ наказания нерадивых родителей найдётся. Но как ту не переусердствовать тем, кто наказывает?
— Только в самых крайних случаях должна применяться такая мера, как лишение родительских прав. От этого непременно пострадает ребёнок, обречённый на проживание в интернате. И хочется спросить: а судьи кто? Ведь далеко не все работники служб, которые стоят на защите прав ребёнка, имеют специальное педагогическое или юридическое образование.

При использование положений ювенальной юстиции важно учесть, все ли из них ложатся на нашу почву. Бездумное и бездушное их применения принесёт только вред. Поэтому эти нормы надо использовать во благо.

Источник: kerchinfo.com