Томский политехнический университет ждет очередная реформа. Уже со следующего учебного года полностью изменится структура вуза: вместо институтов появятся школы, вместо кафедр будут отделения, бакалавриат разделится на два уровня, магистратура на два типа. Преподаватели пока с трудом представляют себе жизнь после всех изменений и не стесняются в выражениях. «Развалить вуз», «сломать существующую систему», «добить образование», — так оценивают реформу в соцсетях. Чем ближе к старту реформы, тем отчетливее звучат голоса протестующих против ее воплощения. А руководство вуза называет перемены необходимыми для дальнейшего развития и говорит, что недовольны только те, кто не хочет вникать в суть перемен. ТВ2 попыталось разобраться, что происходит в вузе и к чему это может привести.
Что случилось?
В августе в соцсети попал документ, который явно предназначался для внутреннего пользования сотрудников ТПУ. В письме ректора сотрудникам, появившемся в сети, говорилось о причинах и общих чертах предстоящих изменений.
Причинами, которые потребовали перемен, Петр Чубик называл кафедры-«перегородки», которые остались после перехода на двухуровневую систему подготовки. Как говорилось в письме, их существование позволило «нагородить» профили в магистерских программах, которые спросом у абитуриентов не пользуются.
Второй причиной названо изменение условий финансирования вуза и необходимость привести соотношение числа студентов и преподавателей к пропорции 1:12. То есть на 12 студентов должен приходиться один преподаватель (а не 1:4, как ранее). Падают доходы из всех источников, сказано в письме. Кроме того, ТПУ отстает от планируемых темпов продвижения в международных рейтингах по программе «5-100». Часть научно-педагогического состава занимается имитацией научной деятельности, публикуется в низкосортных журналах и наносит урон репутации вуза, писал ректор.
Решить все эти проблемы, по мнению Петра Чубика, поможет повышение производительности труда. Добиться его можно с помощью специализации, концентрации, кооперации, внедрения новых технологий, а также изменения организации и стимулирования труда. Для этого нужно полностью изменить структуру университета.
Как изменится структура ТПУ?
Сейчас в структуре ТПУ имеется семь научно-образовательных институтов (Институт кибернетики, Институт неразрушающего контроля, Институт природных ресурсов, Институт социально-гуманитарных технологий, Институт физики высоких технологий, Физико-технический институт, Энергетический институт), в них работает 67 кафедр.
Как объяснил 21 сентября Петр Чубик журналистам, после нового года, все кафедры (кроме одной — военной) перестанут существовать. На их месте будут образованы 22 отделения. Они войдут в состав семи инженерных школ (которые соответствуют нынешним институтам). Но на этом изменения не заканчиваются.
Нам необходимо повысить эффективность аспирантуры. Например, в прошлом году было 105 защит, успешно защитили работы порядка 35% аспирантов, это один из лучших результатов в стране. Но из этого следует, что защищает работу только каждый третий, а значит мы не достаточно эффективно расходуем бюджетные средства на подготовку кадров высшей квалификации, — говорит Петр Чубик.
Он видит три причины происходящего: недостаточный конкурс в аспирантуру (1,75 человека на место в этом году), недостаточно высокая степень ответственности преподавателей за результат, и третье — не по всем направлениям в вузе наука может называться передовой.
Чтобы повысить эффективность аспирантуры до 80%, ректор наметил ряд шагов, о которых он рассказал журналистам.
Прежде всего, по его словам, нужно было выделить те научные направления, по которым вуз находится на хорошем уровне. Таких оказалось два: физика высокоэнергетических процессов и химические и биомедицинские технологии. Для них решили создать исследовательские школы. Еще ряд направлений способны в перспективе приблизиться к ним. Для них создадут три именных научно-образовательных центра. Эти центры могут со временем перерасти в самостоятельные исследовательские школы или войти в структуру существующих.
В этих школах будут готовить исследователей, кандидатов наук. В них же будут сконцентрированы лучшие ученые, при этом для них уменьшат учебную нагрузку в два раза (до 350 часов). Главным показателем их деятельности станет защита диссертаций их подопечных.
Чтобы увеличить конкурс в аспирантуру, в политехе решили интегрировать программы аспирантуры и магистратуры, то есть сделать аспирантуру продолжением магистратуры. Это значит, что магистратура должна быть исследовательской. При обучении в этой магистратуре необходимо будет создать задел будущего исследования в аспирантуре — делать публикации в научных журналах, возможно, сдавать кандидатские экзамены. Это, по мнению ректора, приведет к гарантированной защите всех диссертаций.
Но для тех, кто не хочет становиться учеными, будет создана магистратура технологическая, призванная готовить инженеров-практиков. Выбрать один их двух типов магистратур можно будет при поступлении.
Кроме того, по словам Петра Чубика, улучшения требует и базовое образование будущих исследователей и инженеров. Математику, физику, информатику, социально-гуманитарные дисциплины, общетехнические дисциплины, языковую подготовку и, так называемые, надпредметные навыки все поступившие на бакалавриат будут изучать в первые два года обучения в Школе базовой инженерной подготовки. Эта школа будет напрямую подчинена проректору по образовательной деятельности. После двух лет обучения все будут проходить аттестацию. Это позволит вузу понимать, где есть пробелы в преподавании.
За два года из тех абитуриентов, которые поступают к нам, мы должны сделать высокообразованного человека. Сегодня у нас на итоговый результат никто не работает, за сохранность контингента никто не отвечает. Например, уже четвертый год подряд мы повышаем качество приема, с каждым годом средний балл у нас все выше и выше. Но качество учебы, успеваемость, количество отчисленных никак не изменилось, — говорит Чубик.
Примерно 5% студентов после окончания вуза, по его словам, хотят самостоятельно заниматься деятельностью, открыть бизнес. Для таких на базе кафедры инженерного предпринимательства создадут отдельную школу инженерного предпринимательства. Отличаться она будет от действующей сейчас тем, что на первом и втором курсе у всех будет дисциплина, которая связана с основами предпринимательства. Дальше желающих стать предпринимателям будут готовить отдельно с помощью образовательных программ. Школу предпринимательства объединят со всей инновационной структурой университета (бизнес-инкубатором, отделом трансфера технологий, отделом защиты интеллектуальной собственности). Этот блок будет подчиняться проректору по научной работе и инновациям и отвечать за коммерциализацию всей научной деятельности.
Кроме того, мы решили, что нужно перейти к свободному бакалавриату. В нашем понимании — это возможность для студентов бакалавриата, начиная с 3 курса, выбирать два предмета в семестр из других направлений подготовки. После этого студент может решить, что ему стоит поступить в магистратуру по любому другому направлению, да и просто будет смотреть шире. Сегодня студент ничего другого, кроме своего направления не видит, — говорит ректор ТПУ.
Так Петр Чубик обозначил основные цели и задачи планируемых в политехническом реформ.
Решаем сами
Решение о старте изменений должен принять ученый совет вуза 29 сентября. Согласовывать решение об изменении своей структуры вуз ни с кем не должен, говорит Чубик: «Это право университета — менять свою структуру как угодно. Мы получаем от государства деньги и задание — подготовить квалифицированные кадры. А как мы будем это делать, мы решаем сами».
По словам Чубика, почти все зарубежные вузы построены по такому типу, к которому стремится ТПУ, есть такие вузы и в России. Школы, например, есть в питерском политехе, Уральском федеральном университете, Высшей школе экономики, Южно-Уральском университете.
По словам Петра Чубика, подготовкой всех изменений занималась команда сотрудников вуза из 35 человек.
Когда появилось видение проекта реформы, я 7 августа обратился ко всем политехникам через личный кабинет. На это сообщение пришло порядка 15 откликов. Они содержали и полезные вещи тоже, мы их учли, но мне показалось, что обратной связи было мало. Может быть, это связано с тем, что был август. Поэтому 6 сентября я собрал сотрудников, целую толпу, где еще раз публично все рассказал. После этого получили примерно такое же количество откликов. После этого мы доделали все и отправили проект в министерство. Опять разослали все и тоже получаем отклики, — рассказал Чубик.
Также ректор отметил, что документ с планом реформы прошел экспертизу международного научного совета.
Поскольку учебные планы и эффективные контракты на этот год уже приняты, до окончания учебного года структура принципиально не изменится, произойдут только отдельные перемены. Например, кафедры перестанут существовать с 1 января. Чубик сообщил, что по его опыту, результаты реформ появятся примерно через три года. «Вступят в силу изменения только с середины 2018 года, а результат увидим лишь в 2019 году», — сказал Чубик.
При этом первые изменения увидели и студенты, и преподаватели. Так, с 1 сентября, в вузе создан единый деканат. Теперь в библиотеке ТПУ собраны все методисты, которые занимаются со студентами. В деканатах институтов работало суммарно 65 человек, в едином деканате осталось 20. По словам ректора, все работает хорошо.
В ближайший месяц и студентов, и преподавателей ждет перевод лекций в режим онлайн. Согласно выпущенному в августе документу (есть в распоряжении редакции) до половины всех лекций по отдельным предметам переведут в цифровой формат.
Сотрудники опасаются, что в результате перехода на «Цифровое образование» продолжится сокращение профессорско-преподавательского состава. Почти все находятся в состоянии неопределенности.
Сопротивление нулевое?
Неопределенность это, едва ли не главное слово, которое обозначает настроения в коллективе вуза. После того, как сотрудники получили уведомления о начале реформ, некоторые начали выступать против их реализации.
Причем протестуют они не только против изменений, но и против методов, которыми это делается. До сих пор многие вопросы сотрудников остаются без ответа. Например, если преподаватель вел дисциплины, которые после реформы будут относиться к разным школам, в какой школе будет работать преподаватель, спрашивают они.
Пётр Савельевич свои планы по поводу глобальной реорганизации анонсировал в своем открытом обращении, опубликованном 7 августа этого года. Есть подозрение, что дата была выбрана не случайно: сразу после зачисления студентов и пока все сотрудники еще в отпуске. С одной стороны, чтобы не испугать абитуриентов, с другой – чтобы целенаправленно уменьшить время для осмысления и обсуждения предлагаемых изменений. Таким образом, некоторые сотрудники, выйдя из отпуска, даже понять не успели, что им предлагают, как Дорожная карта ТПУ, в которой содержатся все идеи Петра Савельевича, уже отправлена в Министерство образования, - рассказал преподаватель вуза Дмитрий (имя изменено).
Со временем в социальных сетях начали появляться обсуждения, группы и страницы, посвященные переменам в жизни политехнического университета.
Пётр Чубик рассказал, что об этих обсуждениях знает, читает их, но не видит конструктивных предложений. Более того, недовольных не так много.
Серьёзного сопротивления у нас нет. Какая-то, не очень большая часть сотрудников, не имея конструктивных предложений на этот счет, начала писать «наверх», раздувать что-то в социальных сетях. Я все читаю и все смотрю. Если бы я увидел там конструктив, обязательно взял бы на вооружение, — сказал Чубик.
Не все готовы говорить о своем недовольстве открыто. Но на условиях анонимности свои опасения высказывают.
Ассистент на одной из кафедр Александр (имя изменено) работает в вузе с 2009 года. За это время окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Он рассказывает: «Вернулся из отпуска в конце августа и увидел в личном кабинете на портале ТПУ послание от ректора. При том, что еще в июле ничего не предвещало. Информацию о будущем вуза до нас доводят только в ключе «мыши станьте ежиками» и «по дороге в светлое будущее кормить не обещали». В дорожной карте нет никакой конкретики кроме описаний того, что мы должны достичь».
Сотрудники вуза не отрицают: возможность высказать свои предложения была, но во-первых, никто не верит, что к ним прислушаются, во-вторых, некоторые боятся высказывать недовольство открыто, поскольку опасаются быть уволенными.
Вся информация, действительно есть в личных кабинетах и на сайте ТПУ, информацию о предстоящих изменениях в ВУЗе можно легко найти, но от этого ничего не меняется. Например, на ученом совете, ректор подчеркнул отсутствие конструктивной критики предстоящей реформы со стороны сотрудников ТПУ, хотя такая возможность им предоставлялась. Между тем в коллективе сложилось такое мнение: что толку говорить, если от этого ничего не изменится. То есть создается видимость демократии: можно писать, высказываться, обращаться, но не быть услышанным, — говорит кандидат химических наук, доцент, кафедры бурения скважин Института природных ресурсов Константин Минаев.
Не защищает сотрудников и профсоюз. «По идее любая реорганизация в ТПУ должна контролироваться профсоюзом на предмет нарушения прав и ухудшения положения трудового коллектива. К сожалению, этого не происходит», — говорит Дмитрий.
Не до конца понимают суть предстоящих изменений и студенты. Об этом говорят вопросы, которые они задают в соцсетях. При этом, по словам Чубика, все они должным образом извещены о будущих «улучшениях» системы. «6 сентября мы собирали весь студенческий актив, человек 40, наверное, было, все им рассказывали. Не студенты недопонимают, а им просто морочат голову преподаватели, которые заинтересованы в том, чтобы оставить все как есть», — сказал Чубик журналистам.
Не самый эффективный
Отдельно ректор отмечает: никаких сокращений реформы не предполагают. За три года в вузе сократили 154 ставки преподавателей. Из вуза ушло 115 человек. Произошло это из-за того, что студентов стало меньше.
Другого механизма, кроме сокращения и расторжения контракта в связи с его невыполнением, нет. По итогам работы в прошлом году 21 человек получил предупреждения о невыполнении эффективного контракта. 5 человек будут представлены к увольнению по инициативе администрации. Это 1% от общего числа научно-педагогических работников. При этом 336 человек выполнили контракт на 100 и более процентов и получили премии, выполняющих контракт становится больше и больше, — говорит Петр Чубик.
Эффективный контракт и то, как он изменится — тема для отдельных переживаний сотрудников. Одна из названных ректором причин реформы — создание отдельными преподавателями «мусорных статей», публикация в низкопробных журналах. При этом сотрудники говорят: нет ничего удивительного в том, что они появляются. Когда за невыполнение контракта светит увольнение, люди начинают публиковаться абы где, чтобы у них была «галочка» в эффективном контракте.
Эффективный контракт в той редакции, что существует сейчас, способствует формированию фикции. Действительно, пишутся мусорные статьи, но положения данного контракта этого не запрещают, поэтому обвинять преподавателей в публикации таких статей некорректно. Если формально подходить к составлению эффективного контракта, то люди и будут выполнять его условия формально. Часть преподавателей просто не имеет возможности заниматься наукой на том уровне, который бы позволял публиковаться в высокорейтинговых журналах, в связи с большой учебной нагрузкой, а порой и ввиду отсутствия достаточной приборной базы, — говорит Константин Минаев.
«Эффективный контракт три года его существования я выполнял с огромным запасом, сейчас уже не выполню. Как пример – раньше было написано «индекс Хирша не менее такого-то для таких-то категорий». Сейчас – «увеличение индекса Хирша на единицу». У меня он уже 4, за год я никак не подниму его до пяти. Это с 1 до 2 легко поднять, а с 4 до 5 – целое дело. Будь я профессором, на которого работает толпа народу и в год выходит десяток статей с его участием - это не проблема. А я просто ассистент. У нас с кафедры увольняются сотрудники, которые тянут большую учебную нагрузку, и времени на контракт у них нет», — рассказывает Александр.
При этом сотрудники ТПУ говорят: мы не против системы эффективного контракта, а против выбранных в ТПУ форм ее реализации. Основной недостаток — «эта система должна служить средством поощрения, а не наказания и тем более увольнения».
Один из уволенных сотрудников вуза, Павел Акулов, бывший преподаватель кафедры высшей математики и математической физики рассказывает: «В политех я пришел сразу после окончания вуза, работал с 2010 года, всегда был внешним совместителем, преподавал. Сначала со мной перезаключили контракт ежегодно, а в 2012 году заключили контракт на пять лет, закончиться он должен был в начале этого учебного года. Но в 2014 году в вузе ввели систему так называемого эффективного контракта, через год я получил предупреждение, а еще через год меня уволили за неисполнение его условий. Нужно было печатать статьи в научных рецензируемых журналах. А чтобы их печатать, нужно заниматься наукой. На это времени у меня не было, да и изначально в условиях контракта не было таких пунктов. Я пережил несколько этапов реформ в вузе. И при всех переменах было ощущение, что твое мнение никому неинтересно. Все утверждают в приказном порядке, мнения сотрудников никого не интересует, и его не спрашивают. Каждый раз условия работы все ужесточались, поэтому воспринимались перемены всегда не очень положительно».
Настроения в коллективе и сейчас не самые радужные.
Настроения в связи с предстоящей реформой пессимистичные у всех, с кем я ни разговариваю. Это касается не только рядовых сотрудников. Мне кажется, ни директора институтов, ни завкафедрами не высказываются в таком ключе: мы сейчас справимся, переживем и все станет только лучше. Такого нет. Любые реформы должны иметь какой-то отклик. Мы реформируемся, чтобы меняться к лучшему, но когда у всех настрой только негативный, такие реформы переживать непросто, — рассуждает один из преподавателей.