Ждём появления классов по 50 человек.
Режим экономии довел "нормативно-подушевой" принцип финансирования образования до логического предела. По числу учащихся финансируется ныне не только школа, но и каждый отдельно взятый учитель, пожаловались в «МК» педагоги. А в итоге страдает образовательный процесс. Лучшие учителя, особенно, работающие не с целым классом, а с подгруппой, как, например, по иностранным языкам или информатике, двинулись «на выход», а оставшиеся сбивают детей в мегаклассы по 30 человек и более. Можно ли в таких условиях как следует учиться - вопрос чисто риторический.
- Теперь зарплата зависит не только от недельной нагрузки учителя, но и от числа детей, сидящих у него в классе,- пожаловалась в «МК» Евгения изМосквы.- Особенно страдают те, чьи предметы изучаются в подгруппах, и первые в этой очереди преподаватели иностранного языка. Думаю, скоро они начнут уходить. Причем, в первую очередь - лучшие.
Впрочем, в обычной школе у «англичанок», «француженок» или, наоборот, «немок» с «испанками» еще есть шанс выжить: чтобы предотвратить легко прогнозируемый массовый исход учителей иностранных языков, им, равно как учителям информатики, также работающим не с целым классом, а с подгруппами, установили специальные коэффициенты-надбавки. То есть, скомпенсировали хоть что-то. А вот в лучших средних учебных заведениях, да еще с филологическим уклоном, к числу которых относится и школа Евгении, дело оказалось совсем плохо:
- У нас есть второй иностранный язык, а, точнее, три иностранных языка. Занятия по всем идут параллельно - кто из детей что выберет. Соответственно у каждого преподавателя сидит совсем немного народу — треть класса или около того. Да и русский язык на гуманитарных потоках мы раньше тоже изучали по подгруппам. Сейчас, правда, таких часов стало меньше, но они все равно есть. И снова страдают преподаватели.
Увы, дети страдают тоже. И не только потому, что вести углубленные курсы, интересные не всем, а лишь небольшому числу ребят, никто теперь не будет, а, значит, Федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий возможность «индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося» останется на бумаге. Плохо стало классу в целом, дополнил «МК» картину сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий:
- Вы думаете, откуда сейчас в нашей школе такие огромные классы? В Москве, например, в каждом в среднем по 30 человек. Между тем, иначе в подавляющем большинстве случаев и быть не может, ведь в безразмерных классах ради обеспечения зарплат заинтересован каждый учитель! Конечно, формально максимальной наполняемости класса никто не отменял, и она существует. Но фактически эту норму нарушают все. И никто не обращает внимания.
По словам Луховицкого, «расчет зарплат учителей по числу их учеников - прямое следствие перехода школы на нормативно-подушевое финансирование. В соответствии с этим принципом, число учащихся определяет объем бюджетных средств, которые получает школа. А дальше происходит так. В некоторых школах, как, скажем, в нашей, было принято специальное решение, что все эти средства делятся между всеми учителями. Однако таких школ подавляющее меньшинство. В большинстве же учитель реально получает в зависимости от того, сколько у него учеников. И как следствие — страдают все, и в первую очередь учителя информатики и иностранных языков».
- Каждая школа сама определяет принципы начисления зарплат учителей, и в том числе, с учетом численности детей, присутствующих на уроках того или иного учителя,- подтвердил «МК» министр образования и науки Дмитрий Ливанов.- Однако здесь необходимо принимать взвешенные решения и не допускать перекосов. Так, скажем, на уроках иностранных языков класс делится на две, а то и на три подгруппы с соответственным уменьшением числа учащихся в каждой из них. Между тем, трудоемкость преподавания в таких подгруппах может быть не меньше, а то и больше, чем в классе полного состава.
С «взвешенностью» у нас, похоже не задалось. 3 ноября учителя вышли на пикетирование Минфина с требованием прекратить снижение зарплат с одновременным увеличением педнагрузки. За тем и другим, по их мнению, стоит то самое нормативно-подушевое финансирование.