То, чего боялись и против чего категорически возражали наши ученые старой школы, свершилось: 19 вузов и четыре научные организации получили право присуждать ученые степени самостоятельно. Авторитетная Высшая аттестационная комиссия (ВАК), через которую проходили все без исключения диссертации, уходит в прошлое. Надеюсь, не навсегда.
Список вузов, присуждающих ученые степени
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Московский физико-технический институт (государственный университет)
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
- Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
- Южный федеральный университет
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
- Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева
- Санкт-Петербургский горный университет
- Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
По сути, предложена американская система, где каждый университет вправе присуждать ученые степени. Инициаторами «обамериканивания» отечественной науки принадлежит Российской академии народного хозяйства и госслужбы и Высшей школе экономики. Что, естественно, вызывает подозрения, поскольку оба вуза — известные рассадники либерализма не только в науке, но и в идеологии.
Как мне объясняли друзья-ученые, США нельзя брать как пример для подражания, поскольку эта страна активно занимается импортом — скупает мозги по всему миру. Причем, не только в России, Индии и Китае, но и в Европе. Собственная научная школа у американцев не самая лучшая.
И, кстати, в связи с новой гонкой вооружений Пентагон столкнулся с серьезной проблемой. Активно привлекать иностранцев к секретным работам нельзя, а собственных, патриотично настроенных и при этом высокого уровня ученых у них, оказывается, не так много. И такое положение было всегда — вспомним, благодаря кому и чему у США оказалась атомная бомба.
Так зачем нам плохо зарекомендовавшая система в образовании, а теперь еще и в науке — чтоб было, как у американцев? Странное желание и, похоже, непреодолимое. Во всяком случае, это чувствуется из интервью проректора РАНХиГС Андрея Марголина. Прямо гордится человек своим участием в разрушении отечественной науки.
Надеюсь, эти революционные изменения не навсегда, и здравый смысл когда-нибудь восторжествует. Конечно, ВАК нужно реформировать, кто ж спорит. И реформы уже начались (видимо, с перепугу) — к рецензиям новых диссертаций стали подключать «Диссернет», эту злое, но явно полезное для общего дела вольное сетевое сообщество. Надо продолжать в том же духе.
Но вузы и наука — это завершение образования. Все начинается со школы, где у нас тоже беда. Не буду повторять сказанное теми, кто в этом разбирается лучше меня. Покажу лишь диктант, который написал ученик седьмого класса, эту фотографию мне вчера прислала подруга-учительница. Не самый слабый в классе мальчик, говорит.
Я так и не понял, о чем идет речь в диктанте. Может, вы разберетесь?