В этом материале мы покажем, как устроено образовательное пространство в Нюксенском и Тарногском районах Вологодской области. Поскольку эти регионы, место сосредоточения возрожденных старинных традиций и обычаев, здесь сложилась очень своеобразная культура приобщения детей к занятиям, навыкам, умениям, которые раскрывают вековые горизонты.
Научиться танцевать, печь пряники или освоить старинные ремесла, если постараться, можно и где-нибудь еще.
Но здесь совсем другой уровень погружения в традицию. Можно посетить мастер-классы, сплести корзинку, но выйдя на улицу после занятия, вернуться в жизнь, которая к этому навыку и тому, что он за собой несет, не имеет никакого отношения. А здесь ребенка окружают люди - носители той культуры. Поэтому через эти навыки дети получают коды доступа к нашей исторической традиции, они меняются под воздействием того образовательного опыта, который получают.
Кроме того, особенность этой образовательной среды в том, что она дает возможность детям с самого раннего возраста учиться быть созидателями, а не пользователями – все, чему здесь учат, это труд, непростой весьма, иногда.
И наконец, для более старших молодых людей, это навыки и умения, которые вполне могут стать профессией. Производство старинной одежды, или традиционная русская кухня. Запрос в масштабах страны есть, специалистов нет.
1. Роспись по дереву
В Нюксенице и Тарноге богатые традиции росписи по дереву. Есть возможность учиться на работах старых мастеров, работы которых сохранились для следующих поколений. Большая коллекция прялок в нюксенском Центре традиционной культуры – самое хорошее наглядное пособие. Прежде чем сесть рисовать, дети рассматривают прялки или экспедиционные фотографии. Живой предмет – лучшая достоверность, прямая передача от предков к потомкам живого мастерства. А педагог помогает понять и выполнить приёмы старых мастеров.
2. Старинная русская кухня
Здесь есть возможность попробовать и при желании научиться готовить блюда и выпечку, которой не найти чаще всего в меню даже самых продвинутых ресторанов русской кухни. Это классическая дореволюционная крестьянская кухня регионов севера европейской России.
«Витушка» - царица сдобных пирогов. Селянка – блюдо на каждый день, можно сказать, омлет из яиц и молока, но какой омлет – его готовят в глиняном горшочке, в русской печи. Раньше на главные храмовые праздники около церкви на улице устраивалось гуляние, и прямо здесь на больших сковородах делали селянку для всех селян. Предполагается, что отсюда происходит это название.
Сиченики, дежонь, шти, пресники, рыбники. Рыбы на Русском Севере всегда было много, поэтому, рыбник тоже был едой на каждый день.
В Нюксенице и Тарноге, все эти старинные блюда, уже вернулись если и не в повседневную, то, во всяком случае, в праздничную кухню. Многие детки умеют их готовить – а это интересный, и тоже полезный навык – в России мало мастеров, кто был бы знаком с дореволюционной, не дворянской, а народной кухней.
Сейчас здесь сложилась настоящая школа, воспитывающая мастеров по изготовлению архангельских козуль, то есть, расписного пряника. Десятки стилей, сотни нюансов изготовления, мастера, некоторые из них открыли для себя рынки сбыта больших городов. Интересно то, что эта культура сложилась здесь в последние десятилетия, когда местные специалисты освоили технологии производства архангельских козуль, родиной которых как не трудно догадаться, является Архангельская область.
3. Плетение из бересты, дранки и корня
Всегда сложная работа, требующая и терпения и умения. В советское время почти забытое ремесло – лапти можно было не носить, появилась более удобная обувь. Так же как и любое изделие из ивового прута, кропотливый труд, не каждому доступный. Сейчас ремесло возрождается к жизни. Неотъемлемая часть индустрии сувениров. А работы мастеров, воспитанных на «классической традиции», имевших возможность перенять навыки у людей, которые занимались этим ремеслом в быту, а не для выставок, выделяются и качеством и аутентичной стилистикой.
4. Музыка, танцы, игры
Чем-то северная обрядовая культура очень похожа на культуры Кавказа, некоторых стран Азии, и может даже некоторых стран юга Европы. В любой традиции есть свой смысл, норма, не нарушаемые правила и внутренняя сдержанность.
Если мы говорим о культуре застолья – то на Русском Севере традиционные застолья, это в основном, «братчины» и «вечерины». Есть порядок проведения, есть на нем место взрослых, место детей. Если на Кавказе поднимают длинные тосты, иногда по двадцать минут («чтобы не напиться»), то здесь гости то и дело встают из-за стола в хороводы и пляски. Уметь водить хороводы, делать это правильно и красиво, здесь тоже учат с детства.
Пока старшие сидят за столом, их дети, где-нибудь поблизости играют в свои игры. Например, в Поленьице. Незатейливая игра. Собирается круг детей. Посередине, внутри круга, то самое полено. Сначала водят хоровод, потом по команде, держась за руки, начинают борьбу. Задача простая – чтобы кто-то из участников под давлением круга коснулся полена. Тот, кто коснулся, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останутся два участника, кто-то из которых в этой тяжелой борьбе должен победить. Очень веселая забава.
Вообще, даже за рамками традиционных мероприятий можно встретить людей, «живущих в традиции». «Пожилые муж и жена идут по деревне в гости с тальянкой, распевая по пути частушки», - пишет в своей работе Елена Березина, сотрудник нюксенского центра традиционной культуры о том, что еще можно увидеть в селе. Тальянка, это маленькая гармошка, неизменный спутник любых деревенских посиделок. Давно, давно забытые вещи. Но здесь есть те, кто это умеют и учат других. Одним словом, здесь, можно получить в этом смысле уникальный опыт, увидеть какой была русская обрядовая культура, какие в ней были традиции, правила, нормы поведения.
5. Ткачество и вологодское кружевоплетение
К концу советской эпохи ткачество в регионе уже почти умерло. Ткали только половики, и лишь некоторые бабушки по деревням. Среди них была долгожитель Павла Шушкова (прожила 97 лет), почетный гражданин Нюксенского района. В 1991 году она начала учить молодежь ткачеству половиков, а те уже в свою очередь пошли дальше. Сейчас последователи Шушковой имеют звания народных мастеров художественных промыслов Вологодской области.
Было время, когда в Нюксеницу потоком ехали гости и коллективы из городов и весей, их интересовало браное ткачество. Ткачество, мастерство, несомненно, сложное для детей младшего возраста, но очень полезное дело с хорошими перспективами для подростоков и молодых людей старших возрастов.
Вологодское кружево – вековой бренд региона. Уже исстари сложилась промышленная индустрия кружевоплетения. Но основана она на домашнем кружевоплетении, которое и сегодня живо и развивается в глубинке Вологодчины. Села Нюксенского и Тарногского районов как раз такое место.
6. Путеводитель по жизни в русской северной деревне
Образовательные программы Александры Пешковой в Ромашево в Тарногском районе, уникальный для детей опыт погружения в жизнь старой деревни. Очень интересное сочетание интерактива с реальной практикой жизни в современном русском северном селе.
Сначала «пожить» пару дней в довоенной деревне - воду носят коромыслом, зерно мелят на жерновах. Потом посмотреть, как сегодня Александра и ее соратники заново отстраивают старый храм. Это дело жизни, если судить по затратам и физических и духовных и материальных ресурсов.
Церковь XVIII века пришлось разобрать по бревнышку, и теперь, в этом году храм начнут собирать заново. Это работа, в которой недопустима самодеятельность, можно потерять памятник культуры. Поэтому, в Ромашево регулярно приезжают архитекторы, искусствоведы, специалисты по реставрации старинного деревянного зодчества. Дети, особенно регулярно посещающие деревню, практически принимают участие в возрождении старой, деревянной церкви.
Пешкова, как правило, водит своих гостей на высокий холм над Ромашево. На этом холме когда-то была маленькая деревня. Потом, когда в 50-х годах в более крупных населенных пунктах провели электричество, отложив на пару лет электрификацию более мелких деревень, жители, устав завидовать ромашевцам, наблюдая по ночам иллюминацию их огней, просто взяли и перенесли свои избы вниз, к свету.
Одним словом, поездка в гости к Александре, это и еще и лекторий под открытым небом, во время которого с детьми разговаривают об истории, трансформации сельской России, о северных диалектах (Пешкова владеет старым местным наречием). Очень познавательно и интересно для детей всех возрастов.
7. Народный театр
Каждый календарный праздник имеет свое театральное лицо. Святки это вертепное представление, на Масленицу - Петрушка, и ряженые - Медведь, коза, петух.., на Пасху - пасхальное кукольное представление и т.д.
Здесь все от начала до конца – сценарий, декорации, оформление, делаются всеми участниками предстоящего действа. А есть еще бытовые деревенские сказки, так же приуроченные к календарным праздникам. Эти представления отличаются необычайной достоверностью. Играют в таких народных театрах не только специалисты по фольклору, но и нередко обычные деревенские жители.
Люди живут в естественной деревенской среде, и показывают то, что зачастую видят и делают в современной жизни. Эти сказки дети и взрослые показывают гостям и туристам.